"Развитие интереса к обучению в ДШИ у дошкольников".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие интереса к обучению в ДШИ у дошкольников".
Автор: Бурлаченко Галина Евгеньевна
Развитие интереса к обучению в ДШИ у дошкольников.Из всего многообразия праздников для детей дошкольного возраста следует выбирать те, что наиболее доступны детскому восприятию. Традиционно в нашей школе искусств на отделении раннего эстетического развития детей 4.5-6.5 лет проводятся: новогодние утренники, музыкальные развлечения, весенние праздники, дни рождения.Как организовать мероприятие для детей дошкольного возраста и с чего начать?Подготовка к праздникам ведется планомерно. Преподаватели примерно за месяц до проведения праздника (тематического комплексного занятия, развлечения или утренника) продумывают и разрабатывают сценарий, подбирают музыкальный материал и танцевальные композиции, игры, которые должны соответствовать содержанию предстоящего мероприятия, дополняя и развивая действие. Затем планируется развлечение или праздник со сценарием, обсуждается оформление места предстоящего выступления, игровые атрибуты, текст выступлений и содержание сценария. Большая ответственность в подготовке мероприятия ложится на родителей, т.к. дети приходят на занятия непосредственно из детского сада и преподаватели не могут много времени уделять на репетиции. Стихотворения и тексты песен учат дома.Необходимо продумать распределение ролей между детьми. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, степень их общительности и раскованности, памяти. Если ребенок на публике застенчив, начинает нервничать при выступлении, лучше его занять деятельностью, не связанной с персональным выступлением, например, в групповом танце или в шумовом оркестре и т. п. То есть следует создавать ребенку такие условия, при которых он бы чувствовал себя более спокойно и комфортно.Далее начинается основной этап подготовки к мероприятию, и тут нужно знать и выполнять несколько условий.В праздничный репертуар включаются песни и танцы, с которымидети знакомятся на занятиях музыкой и ритмикой (важно, чтобы эти занятия носили развивающий характер, а не служили средством натаскивания детей к утренникам). Дети должны не просто запомнить слова песни и движения танца — они учатся правильно, чисто и красиво петь, непринужденно, пластично и ритмично двигаться, а это достигается не в один день и даже не в месяц. В процессе занятий приобретаются и развиваются определенные навыки, которые ребенок усвоит надолго и будет применять в собственном творчестве. Умея слушать музыку и ритмично двигаться, он сможет импровизировать любой танец на любом празднике. Иными словами, подготовка детей к празднику должна проводиться планомерно, систематично, не стихийно.Для преподавателей музыки и ритмики праздник — своего рода показательное выступление детей, по которому можно судить, насколько компетентен и профессионален тот, кто занимается подготовкой ребят к предстоящему мероприятию.Не нужно предварительно знакомить детей со сценарием праздника. До последнего момента ребята не должны знать, какой сказочный герой придет к ним в гости, что за сюрприз для них приготовлен. Иначе исчезнет таинственность и очарование самого праздника, он будет скучен и неинтересен. Все номера, подготовленные ребятами, лучше держать в секрете. Поэтому желательно репетировать по классам, если это танец, и индивидуально, если это стихотворение или сольная песня. На генеральных репетициях с детьми обговаривается очередность номеров.Если же ребята готовят свое выступление для определенной аудитории, к примеру, родителей, конечно же, нужны совместные репетиции. При работе с дошкольниками необходимо помнить об их индивидуальных и возрастных особенностях, учитывать темперамент, личные качества, характер каждого ребенка. Для излишне стеснительных детей надо создать такие условия при подготовке к празднику, в которых они смогут раскрепоститься.Также нельзя допускать, чтобы в праздниках участвовали одни и те же дети. Следует дать шанс всем попробовать свои силы в том виде творчества, в котором ребята чувствуют себя уверенно и который им по душе: кто-то может выступить с сольной песней, другой — выразительно прочесть стихотворение, третий может станцевать, а кому-то нравится участие в играх и сценках.Перегружать праздник обилием стихов и песен не стоит — все должно быть в пределах разумного. Слова ведущего и других персонажей праздника должны быть лаконичными, но при этом эмоциональными и выразительными. Роль ведущего ответственна, он должен не только хорошо знать свой текст, ориентироваться в происходящем, но и уметь организовать выступление детей, сюжетные ролевые выступления, импровизировать, проявлять находчивость и выдумку, следить за настроением учащихся.Длинные монологи и диалоги утомляют, как и большое количество персонажей. Да и сам праздник не следует затягивать.Праздники, утренники для детей раннего эстетического отделения не должны превышать 30—40 минут, выпускные утренники— не более часа. В этом случае дети не будут эмоционально перегружены и утомлены и вполне смогут продолжить праздник за чаепитием. Развлечения обычно по продолжительности небольшие, примерно минут на 30 для 2 класса,для младших возрастных групп (1 класса) — 15 минут. Подготовка к развлечению не требует такой длительной и сложной работы, как подготовка к празднику. Как правило, преподаватель музыки использует уже наработанный практический материал: песни, танцы, знакомые детям игры. Все в основном строится на импровизации.Развлечения часто связаны с внутренней жизнью отделения, например, совместные дни рождения. По традиции это дни именинника Осень-Зима и Весна-Лето. В этом случае обычно устраиваются небольшие выступления с участием и детей, и взрослых. Для старших — концерты, для младших — кукольный театр или же театрализация сказок, участниками которой являются дети отделения изобразительного искусства, где и существует театр..Игры на любом празднике просто необходимы, в силу возрастных особенностей детям порой бывает невозможно сидеть на одном месте: обязательно нужно побегать, попрыгать — так предоставьте же им эту возможность! Игры, независимо от того, какие они — сюжетно-ролевые или же подвижные, дидактические музыкальные, — в основном также построены на импровизации. Благодаря им праздник станет оживленным и более непринужденным, а дети в процессе игры раскрепостятся, забудут про свои волнения и переживания. Необходимо лишь подобрать игры, которые впишутся в содержание праздника, и заранее позаботиться об игровых атрибутах.К праздничному мероприятию можно организовать тематическую выставку рисунков, поделок и т.п., которые помещаются в холле школы перед входом в зал, где проводится мероприятие. И еще один немаловажный момент: вход детей на праздник должен пройти организованно, без задержек и лишней суеты. Иначе приятие может не задаться с самого начала. За это обычноОтвечает ответственный за праздник преподаватель. Он же является правой рукой преподавателя музыки, помогает в организации игр и аттракционов, часто является ведущим утренника или развлечения, следит за очередностью выступлений.Иногда, несмотря на то, что мероприятие, казалось бы, продумано до мелочей, все предусмотрено, затрачено много сил, энергии, все же, по не зависящим от нас причинам, праздник не совсем удается: кто-то забыл слова или вообще не пришел, испортился вдруг микрофон или заминка с фонограммой — да мало ли что!Например, в практике работы на отделении был такой случай. Приближался Новый год, а исполнитель роли Деда Мороза уехал на сессию (это наш преподаватель отделения изобразительного искусства) . Пришлось за помощью обратиться к родителям. Один старшеклассник, брат учащегося нашего отделения, имеющий опыт в выступлениях художественной самодеятельности, согласился помочь. Двух репетиций было достаточно, чтобы понять, что наконец-то дети увидят молодого и шустрого Деда Мороза, праздник должен был пройти великолепно... Но в решающий момент Дед Мороз смутился так, что потерял ориентацию в пространстве: прошел через весь зал и встал позади елки, полностью скрывавшей его от зрителей. Пришлось на ходу импровизировать, обыгрывать создавшуюся ситуацию и практически за руку выводить из-за «укрытия» застеснявшегося Деда Мороза, а его почему-то так и тянуло обратно за спасительную елку. Снегурочка была вынуждена крепко держать «своего дедушку» за руку и, по возможности незаметно для окружающих, оттаскивать его как можно дальше от елки.Впрочем, зрители вряд ли что поняли, считая, видимо, что так было задумано по сценарию. Фотосессия с Дедом Морозом скрыла смущение главного героя, а раздача Новогодних подарков развеселила всех: Дедушка пришел в себя и с шутками раздавал призы.Сейчас эти недоразумения вспоминаются с улыбкой, но тогда было не до смеха. Безусловно, бывает обидно, если в работе случаются вот такие неприятности. Но не стоит сильно расстраиваться. Если же «катастрофа» все-таки произошла, постарайтесь отнестись к этому спокойно. Нужно проанализировать неурядицы постараться впредь их избегать. Главное все же не это. Если дети довольны, а зрители оживленно наблюдают за ходом праздника, считайте, что силы и нервы свои потратили не зря. А как приятно в конце мероприятия выслушать благодарность родителей!Самое важное — эмоциональная окраска праздника, его энергетика... Если это есть, то все промахи померкнут и растворятся во всеобщем веселье.