"Проектная деятельность как часть системно-деятельностного подхода в обучении" (из опыта работы)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проектная деятельность как часть системно-деятельностного подхода в обучении" (из опыта работы)
Автор: Сахарова Галина Васильевна
Мы сейчас уже перешли на новые стандарты, где проектный метод стоит на одном из главных мест в образовании.Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль.Работу над проектом я провожу поэтапно: 1. Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.2. Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.3. Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы и практическое использование проектов.В своей педагогической практике использую УМК, созданный М.З. Биболетовой и соавторами. Использование в процессе преподавания английского языка линии УМК М.З. Биболетовой открывает широкую возможность для применения проектной технологии. Обучая учащихся проектированию, необходимо научить детей грамотно, последовательно выполнять серию четко определенных шагов.Перед началом изучения определенного цикла и темы ребятам предлагается план проекта данного цикла, необходимая программная лексика, грамматические структуры и дополнительная лексика. Во время последующих уроков дети работают над проектом, чтобы в конце цикла достойно его защитить и обсудить с одноклассниками в парах или группах. Принципиальное отличие проектного метода в среде детей младшего школьного возраста и школьников средней школы заключается в том, что в первом случае преподаватель занимает позицию руководителя проекта, тогда как во втором случае он лишь направляющий.В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево-игровой, исследовательский.Рассмотрим некоторые виды проектов, которые применимы при изучении иностранного языка в начальной школе.К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздничных шоу, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы. К примеру: После прохождения темы "Алфавит"-2 класс, первый год изучения по УМК "Enjoy English ", автор М.З.Биболетова, учащимся предлагается сделать английский алфавит.Изучая тему "Животные", дети перевоплощаются в животных и представляют, что они живут в джунглях. Дети рисуют пейзаж, пальмы". Одновременно отрабатывается учебный материал: This is a lion. That is a giraffe. It is nice. It is strong. Исследовательские проекты.Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях в еде по теме "Food", выполняя групповой проект. составление меню для идеального ресторана, где готовят свою любимую еду: 1) закуски (Snack), 2) основное блюдо (Main course), 3) десерт (Dessert). Кроме того, ресторану нужно дать название.Другой вариант проектного задания следующий: школьников просят нарисовать или сфотографировать свои любимые блюда и написать по-английски, кто их обычно готовит и когда их подают к столу.Роль учителя – убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность задания. По окончании работы подводятся итоги.При изучении темы “Family” можно провести исследовательскую работу своей родословной. : нарисовать свое генеалогическое дерево, дополнить его фотографиями или рисунками и написать по-английски краткую информацию о некоторых членах своей семьиРолево-игровые проекты Игра раскрепощает ребёнка, делает его более активным, приручает ребёнка к коллективной работе в группе, пробуждает его любознательность, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию.Одна из важнейших задач на начальном этапе обучения – воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению английского языка, а интерес возникает в том случае, если есть мотив учения и на уроке создана ситуация успеха. Поэтому на первом и втором этапе урока активация лексики по теме начинается не с традиционного повторения (фронтальный опрос – Учитель → ученик), . В "гости" к ребятам приходит «обезьянка» (плюшевая в руках учителя) и через диалог – беседу с детьми осуществляется повторения лексических единиц, а заодно проверка домашнего задания. В продолжении беседы с учащимися «обезьянка» сообщает, что к ней в гости приехали друзья – сказочные звери, которые тоже хотят услышать о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков. Через яркий диалог главного героя со своими друзьями создаётся на уроке мотивация, что стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых они получают приз. Но дорога к победе не легка.Rainbow English (слайдшоу) речь на фонеОдним из нововведения УМК «Rainbow» для 4 класса О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, является проектное задание, предлагаемое школьникам для самостоятельного выполнения. По замыслу авторов, ученики выполняют проектные работы и оформляют так называемый Английский альбом (English Album), постепенно пополняя его новыми страничками. За год 7 проектных заданий «обычный распорядок своего рабочего дня, описание комнаты с мебелью, любимое время года ,фантазия классной комнаты своей мечты и другие. Как показала практика, в задании не хватает пошаговых инструкций, большей информативности. Детям ещё трудно спланировать свою работу, а главное – суметь показать в тексте на английском языке, каким новым речевым оборотам и конструкциям они научились Для облегчения этой задачи я попробовала разработать памятку по выполнению проекта 1. Внимательно прочитайте задание на стр. учебника. 2. Возьмите альбом и напишите тему 3.Оформите эту страничку рисунками и картинками. 4. Напишите то, что предлагает проект. Можно пользоваться словарями, чтобы найти незнакомое слово. Старайтесь не пользоваться электронными переводчиками. 5. Составляйте предложения сами. Использование таких памяток для проектной деятельности в первом полугодии 4-го класса помогает детям выработать в дальнейшем собственный алгоритм своих действий. Во втором полугодии необходимость в памятках отпадает.Подобные задания могут дать учащимся возможность применить на практике вновь полученные знания и умения, сравнить свои работы с работами других учеников, проследить свои успехи в изучении английского языка от года к году при условии, что Английский альбом, в определенной степени заменяющий портфолио, будет аккуратно и постоянно пополняться. В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.8-11классыСуществует несколько типов проектов:творческие; ролевые; исследовательские практико-ориентированныеинформационные;социально значимыеприкладные, В присутствуют все перечисленные выше типы проектов. В основном, они краткосрочные, т.е. они вписываются в классно-урочную систему и являются подведением итогов изучения определенной темы. Краткосрочные проекты с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта; следит, направляет и контролирует работу участников, при необходимости организует отдельные этапы проекта и деятельность отдельных обучающихся. Проекты завершают работу над разделом или подразделом учебника и позволяют обучающимся обобщить все изученное и обсужденное по данной теме.Видеофрагмент 7а классТемы может предложить учитель и сами дети. Так при прохождении темы "School education" обозначить проблему, " Какую одежду ты предпочитаешь?", представляла проект "What do you think about school uniform?". Перед этим уроком дети повторяют лексику по теме ,проводится анкетирование " За и против школьной формы"Накануне урока дети приносят вырезки из журналов, цветные картинки с изображением различной одежды. В заключении делается коллаж: "School uniform: yes or no". Каждая группа представляет свой коллаж с доказательством, что их вариант школьной одежды практичнее, красивее и моднее.В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать, что:Работа над проектами должна быть систематическойЗадания должны усложняться в зависимости от возраста.Очень важно, что дети с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.С целью повышения мотивации проводятся выставки проектов перед уроками. Дети учатся правильно оформлять свои проекты, проявляют своё творчество в их выполнении: используют компьютер, свои рисунки, аппликации и т.д. У каждого класса есть своя папка, куда учитель складывает работы учащихся в течение всего учебного года. Таким образом, к концу 9-го и 11-го классов ученики смогут увидеть свой творческий рост.Я провела опрос среди учащихся моих групп. Меня интересовали мнения ребят по вопросу.1. Что дает применение проектов ?Самыми распространенными были ответы:Способствует запоминаниюДает дополнительную информациюДелает урок более интереснымПривлекает вниманиеРеализует возможности и развивает креативностьИз этих ответов следует насколько важно и необходимо использование информационных технологий для обучения, развития и воспитания современного ученика.