Особенности развития мелкой моторики у младших Школьников нарушением зрения посредством кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития мелкой моторики у младших Школьников нарушением зрения посредством кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира
Автор: Ивасенко Арина Алексеевна
Министерство образования и науки Челябинской областиГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»Кафедра психолого-педагогических дисциплин и художественно-эстетического воспитанияИвасенко Арина АлексеевнаОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАРЕФЕРАТЧелябинск, 2025ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕАктуальность проблемы исследования заключается в том, что в современных условиях развития коррекционного образования, ориентированного на создание оптимальных условий для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями, возрастает потребность в разработке и применении эффективных методов обучения и развития. Это особенно актуально для младших школьников с нарушением зрения, обучающихся в коррекционных классах, у которых особенности развития сенсорной сферы и моторики требуют особого подхода.Данный подход нашел отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и адаптированных основных общеобразовательных программах, разработанных в соответствии с потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1]. Важнейшим документом, регламентирующим образовательный процесс для данной категории обучающихся, является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, включая развитие жизненной компетенции, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ОВЗ.В частности, развитие мелкой моторики, тесно связанное с осязательной чувствительностью и координацией движений, играет ключевую роль в компенсации зрительных недостатков у детей с нарушением зрения и обеспечивает их успешную адаптацию и обучение. Уроки окружающего мира, предоставляющие широкие возможности для тактильного исследования и предметно-практической деятельности, являются оптимальной площадкой для целенаправленного развития мелкой моторики.В последние годы одним из перспективных направлений в коррекционной педагогике становится использование кинезиологических упражнений, направленных на стимуляцию работы мозга, развитие межполушарных связей и улучшение координации движений. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать различные участки мозга, ответственные за моторику, сенсорное восприятие и когнитивные функции. Несмотря на потенциал кинезиологии в развитии детей с особыми образовательными потребностями, вопрос применения кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира остается недостаточно изученным.Проблема эффективного использования кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира остается открытой и требует теоретического обоснования.На основании проблемы нами была сформулирована тема теоретического исследования: «Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира посредством кинезиологических упражнений».Цель исследования – на основе анализа современной психолого-педагогической литературы изучить особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения и рассмотреть теоретические возможности применения кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира.На основании цели исследования мы сформулировали задачи исследования:1. Рассмотреть общую характеристику понятия «мелкая моторика».2. Описать возрастные особенности развития мелкой моторики у нормотипичных младших школьников и с нарушением зрения.3. Изучить и описать возможность развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения посредством кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира.4. Сделать выводы по итогам проведенного исследования.В процессе работы для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация.ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА1.1 Проблема развития мелкой моторики в истории педагогикиПроблема развития мелкой моторики, а также её связи с общим развитием ребенка, имеет глубокие исторические корни. С древнейших времен движения рук играли ключевую роль в человеческой коммуникации, предшествуя развитию речи как таковой. Жесты и мимика являлись первой и, по сути, единственной формой общения, передавая информацию, эмоции и намерения. По мере эволюции человечества движения рук становились все более сложными и дифференцированными, требуя повышенной точности и координации. Этот процесс тесно связан с развитием соответствующих областей головного мозга, отвечающих за моторику и сенсорную интеграцию. Параллельно с развитием мелкой моторики происходило и совершенствование речи, что свидетельствует о взаимосвязи этих двух важнейших функций.В эпоху развития педагогической мысли, особенно в XIX веке, проблема развития мелкой моторики привлекла особое внимание ученых и педагогов. Важным этапом в осознании значимости пальчиковых игр и упражнений для развития детей стало учение немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). Ф. Фребель выделял воспитательное значение пальчиковых игр, видя в них не только развлечение, но и мощный инструмент развития сенсорных и моторных навыков. Его система обучения, основанная на играх и практической деятельности, способствовала развитию мелкой моторики, координации движений и сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.В XX веке роль мелкой моторики в общем развитии ребенка была подтверждена многочисленными исследованиями в области психологии, педагогики и нейрофизиологии. Мелкая моторика стала рассматриваться как один из ключевых показателей физического и нейропсихического развития ребенка, отражающий уровень зрелости нервной системы и готовность к обучению.Значительный вклад в изучение мелкой моторики внесли российские ученые. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), выдающийся физиолог, подверг критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка. Он утверждал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, являясь результатом установления ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями. Иван Михайлович подчеркивал роль опыта и активной деятельности в развитии моторики, указывая на то, что целенаправленные упражнения и тренировка способствуют совершенствованию движений и формированию моторных навыков. Его работы стали основой для дальнейших исследований в области психофизиологии и педагогики, касающихся развития моторики у детей [11].Мария Монтессори (1870-1952), итальянский врач, педагог и философ, создатель широко известной педагогической системы, также акцентировала внимание на взаимосвязи между развитием тонких движений рук и речью детей. Она разработала специальные материалы и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия, считая, что это необходимое условие для успешного обучения и общего развития ребенка. Монтессори-педагогика предполагает создание развивающей среды, в которой дети могут самостоятельно исследовать предметы, манипулировать ими и выполнять различные действия, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений.Идеи о важности развития ручной умелости для общего развития ребенка нашли отражение и в педагогической практике советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Он считал, что: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [13, с. 52]. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что трудовое воспитание, включающее в себя различные виды ручного труда, способствует развитию интеллекта, творческих способностей и формированию гармоничной личности. Он призывал учителей создавать условия для активной практической деятельности детей, где они могли бы развивать свои умения и навыки через труд и творчество.На современном этапе развития педагогической науки проблема развития мелкой моторики рассматривается в различных аспектах: физиологическом, психологическом и педагогическом. Ученые отмечают, что уровень развития мелкой моторики оказывает значительное влияние на успешность полноценного развития человека, включая трудовые навыки, музыкальные способности, изучение языка и развитие начальных навыков письма. Таким образом, исторический обзор показывает, что проблема развития мелкой моторики всегда была важна для общего развития ребенка. От древнейших времен, когда жесты заменяли речь, до современных педагогических теорий, ученые и педагоги, такие как Ф. Фребель, И.М. Сеченов, М. Монтессори и В.А. Сухомлинский, подчеркивали роль мелкой моторики в развитии интеллекта, речи и сенсорного восприятия. Современные исследования подтверждают ее влияние на различные навыки, что делает развитие мелкой моторики ключевым в образовании.1.2 Общая характеристика понятия «мелкая моторика» в современной научной психолого-педагогической литературеВ современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка, моторики руки. Н.П. Анохин, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес рассматривали руку как специфический человеческий орган. М.М. Сеченов отмечал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями [8].Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге.Из анализа психолого-педагогической литературы следует:Моторика - это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева) [12].В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение этому понятию:Моторика - это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [5].Моторика движений рук - это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций (Н.В. Нижегородская, В.Д Шадринов) [7].Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А.Л. Сиротюк) [9].Джордж Баттерворт и Маргарет Харрис дают определение моторного навыка - это организованная последовательность целенаправленных действий, которая управляется или корректируется посредством обратной связи [7].Важную роль в мелкой моторике отводят зрительному контролю.Зрительно-моторные координации - содружественные движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения (Л.П. Григорьева) [6].В ходе описания мелкой моторики рук и двигательных навыков в психолого-педагогической литературе дается следующая характеристика мелких моторных движений:1. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Характеризуется степенью подвижности в суставах. Различают активную и пассивную гибкость.Активная гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой за счет активности группы мышц.Пассивная гибкость - это способность к достижению подвижности в суставах в результате действия внешних сил (В.И. Сиваков).2. Ловкость - это способность быстро осваивать сложные по координации движения, их элементы; точность, экономичность выполнения; т.е. ловкость - это способность к управлению своими движениями (Н.А. Фомин) [10].3. Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в кратчайший срок. По мнению В.П. Ермаковой, она имеет три формы проявления:скорость реакции на раздражитель;предельная скорость одиночного движения;частота многократного повторяемых движений 4. Синхронность - это способность рук - совершать движения с одной скоростью, двигаться в одном направлении, точность движений.5. Выносливость - это способность выполнять длительное время достаточно интенсивную физическую работу, т.е. бороться с утомлением, возникающим при работе.6. Точность - это правильность выполнения движений.В ходе предметно-практической деятельности выделяют два типа движений: микро - и макродвижения.Микродвижения - это движения, которые заключаются в непрерывной циклической смене точек соприкосновения каждого пальца с контуром предмета. Микродвижения обеспечивают сохранение тактильной чувствительности на некотором оптимальном уровне.Макродвижения - способствует определению формы, величины, пространственного положения предметов.С их помощью осуществляется поиск, обнаружение, обследование предметов и оценка пространства.При овладении движениями выделяют три основных стадии:На первой стадии создается общее представление о двигательном действии. Формируется та система, на которую опирается ребенок при выполнении действия, т.е. создается ориентировочная основа действия.На второй стадии формируется первоначальное умение на основе сформированного представления. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, за тем, как движение выполняется, насколько соответствует имеющемуся эталону (представлений). На основе этого корректируются возникающие неточности.На третьей стадии совершенствуется двигательное умение путем его многократного исполнения.Из этого следует, что мелкие моторные движения важный компонент деятельности для дальнейшего приспособления и адаптации к окружающей среде.Таким образом, мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.1.3 Возрастные особенности развития мелкой моторики у нормотипичных младших школьников и с нарушением зренияВозраст 7-11 лет представляет собой критически важный период в развитии ребенка, когда происходят значительные изменения в области координации движений и формирования мелкой моторики. Это время, когда дети радикально меняют образ жизни, приступая к систематической учебной деятельности и развивая сформировавшиеся ранее формы поведения. Этот этап характеризуется активным освоением новых двигательных навыков, что связано с развитием высших корковых функций мозга, отвечающих за сложные и скоординированные действия. Как отмечал Н.А. Бернштейн, в этом периоде наблюдается выраженный психомоторный прогресс, поскольку начинают активно работать высшие корковые уровни организации движений [4]. В этот период дети учатся выполнять точные и силовые движения, осваивают предметные манипуляции, что является основой для дальнейшего физического и интеллектуального развития. Это время приобретения новых и усовершенствования старых навыков, когда закладываются основы для более сложных видов деятельности.Особенности развития мелкой моторики у нормотипичных младших школьников: у нормотипичных детей младшего школьного возраста продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций. Наиболее значительный прирост по многим показателям моторного развития, таким как мышечная выносливость, пространственная ориентация движений и зрительно-двигательная координация, отмечается именно в период с 7 до 11 лет. Развитие мелкой моторики проходит более гладко благодаря достаточному уровню зрительной информации. Симптоматика этого процесса включает улучшение координации движений, их скорость и точность, что особенно выражено в возрасте 7-8 лет [14]. Дети начинают более активно и осознанно использовать ручные инструменты — карандаши, ножницы и другие предметы, что положительно сказывается на их способности к обучению. Вступают в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях. Как отмечает Безруких М.М. в своей книге "Ступеньки к школе", развитие мелкой моторики напрямую связано с готовностью руки к письму и успеваемостью в начальной школе [3]. Движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур, особенно это относится к движениям пальцев рук.Исследования показывают, что в этот период дети становятся более ловкими и уверенными в своих движениях. Они могут более точно выполнять такие действия, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков и создание поделок. Эти новые навыки не только влияют на их независимость в повседневной жизни, но и формируют ощущение уверенности, что способствует большему интересу к обучению и участию в играх и других деятельностях. В возрасте 6-11 лет по мере увеличения тела происходит удлинение костей, что иногда может сопровождаться усиливающимися болями. К 7 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение [16].Важным аспектом является то, что в 7-11 лет продолжается формирование статической и динамической силы рук, что способствует улучшению общей физической подготовленности ребенка. В младшем школьном возрасте сила мышц незначительна, и силовые, особенно статические, упражнения вызывают быстрое утомление. Скорость однократных движений увеличивается особенно интенсивно в этот период, и существенную роль в совершенствовании точности воспроизведения движений играет формирование центральных механизмов организации произвольных движений, связанных с деятельностью высших отделов ЦНС. Отметим, что в связи с внедрением производственных технологий и компьютеризации у детей наблюдается некоторый дефицит физической активности, что может негативно сказаться на развитии их мелкой моторики. Сухарев А.Г. в "Здоровье и физическое воспитание детей и подростков" подчеркивает, что гиподинамия может приводить к задержке в развитии моторики, особенно у городских детей. Следовательно, важно включение в образовательные программы активных игр и физических упражнений, направленных на развитие как общей, так и мелкой моторики. Не закончен рост, окостенение и формирование костей грудной клетки, а позвоночный столб очень чувствителен к деформирующим воздействиям.По данным А.В. Запорожца, у младших школьников при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания и словесного объяснения. Зрительные впечатления от демонстрируемых движений вызывают двигательные представления (возникает зрительно-моторная связь), и дети способны воспроизвести движение, внимательно просмотрев показ. В тех случаях, когда дети приходят в школу, не овладев навыками, использование метода пассивных движений также дает положительные результаты. Важно при движении взрослым рукой ребенка обращать его внимание на характер движения, состояние руки и определять их словом, чтобы формировать осознанные представления о движении. При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми.Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения: дети с нарушением зрения сталкиваются с существенными трудностями в освоении мелкой моторики, так как недостаток визуальной информации затрудняет им овладение предметно-практическими навыками. У них часто наблюдается снижение мышечного тонуса и ограничение двигательной активности. К раннему возрасту (6-7 лет) их мелкие мышцы кистей и пальцев еще не развиты должным образом, что делает выполнение тонких движений проблематичным. Кроме того, недостаток окостенения костей запястья и фаланг пальцев также влияет на моторные способности. По данным Е.Н. Соколовой, у младших школьников 6-7 лет изображения прямой черты, овала сопровождается заметным дрожанием пальцев кисти руки, что свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Кузьмичева Е.П. в своей работе "Развитие двигательной сферы детей с нарушением зрения" акцентирует внимание на необходимости ранней коррекции двигательных нарушений у детей с проблемами зрения. У таких детей позже формируется координированность движений, пространственная ориентировка и зрительно-двигательная координация.Особое внимание при обучении детей с нарушениями зрения следует уделять использованию тактильных ощущений и слуховых сигналов. Подражание (особенно тактильному), а также использование словесных объяснений становятся ключевыми факторами в освоении движений. Дети лучше усваивают новые навыки, если их внимание акцентируется на характере движения и состоянии рук. Это помогает формировать осознанные представления о движениях и их свойствах. Боскис Р.М. в "Глухие и слабослышащие дети" подчеркивает роль компенсаторных механизмов и необходимости активизации сохранных анализаторов для развития. Важно использовать различные методы компенсации недостатка зрения, такие как осязание, слух, обоняние и вкус.Важно учитывать, что развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения происходит постепенно. Начинается с простейших соматогностических и тактильных процессов, переходя к более сложным когнитивным операциям. На более поздних этапах дети учатся понимать логико-грамматические конструкции, которые помогают выражать пространственные отношения. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к обучению, который включает как физическое, так и когнитивное развитие. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. в "Дети с отклонениями в развитии" подчеркивают важность комплексной коррекционной работы для детей с различными видами нарушений развития. Необходимо создавать условия для развития у детей с нарушением зрения способности к самообслуживанию, выполнению бытовых действий и участию в различных видах деятельности.Таким образом, возрастные особенности развития мелкой моторики у нормотипичных младших школьников и детей с нарушениями зрения требуют внимательного анализа и формирования специфических подходов в обучении и коррекции. Осознание взаимосвязи между развитием моторики и речевыми навыками имеет критическое значение для полного формирования личностной и социальной адаптации детей. Недостаток внимания к этим аспектам может привести к отставанию в обучении, трудностям в социальной интеграции и снижению качества жизни. Малофеев Н.Н. в "Специальное образование в меняющемся мире. Россия" указывает на важность своевременной и качественной специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Ранняя диагностика и коррекция нарушений мелкой моторики у детей с нарушением зрения, использование специализированных методик и технических средств, а также поддержка со стороны семьи и педагогов, играют ключевую роль в их успешной адаптации и развитии.1.4 Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира посредством кинезиологических упражненийРазвитие головного мозга ребенка — это сложный и динамичный процесс, начинающийся внутриутробно и интенсивно продолжающийся после рождения. Фундаментом познавательной деятельности и когнитивных функций является взаимодействие двух полушарий головного мозга, осуществляемое посредством системы нервных волокон, известной как мозолистое тело. Мозолистое тело обеспечивает интеграцию и координацию работы полушарий, позволяя обрабатывать информацию комплексно и эффективно. Нарушение функционирования мозолистого тела приводит к искажению познавательной деятельности детей, проявляясь в трудностях пространственной ориентации, нарушении адекватного эмоционального реагирования, а также в десинхронизации работы зрительного и аудиального восприятия с движениями пишущей руки. Как следствие, дети испытывают трудности в чтении, письме и восприятии информации на слух или зрительно [15]. К сожалению, в современной педагогической практике отмечается тенденция к увеличению числа детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР), что может быть связано с нарушениями межполушарного взаимодействия.В связи с этим, для преодоления подобных нарушений и предупреждения развития патологических состояний, необходимо начинать коррекционную работу с развития движений пальцев и тела. Такой подход основан на принципе "от движения к мышлению", а не наоборот. Суть заключается в том, что стимуляция двигательной активности, особенно мелкой моторики, оказывает положительное влияние на развитие когнитивных функций, речи и мышления. Как отмечал выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Это высказывание подчеркивает неразрывную связь между развитием мелкой моторики и интеллектуальным развитием ребенка.Одним из эффективных методов такой коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Кинезиология – наука о движении человека, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях [17]. Имеющая более чем двухсотлетнюю историю и активно применяемая во всем мире. В своей основе кинезиология рассматривает движение как ключевой фактор, определяющий развитие мозга и его функций.Развитие моторики создает необходимые предпосылки для становления многих психических процессов. Вклад в понимание взаимосвязи движений и психического развития внесли выдающиеся ученые и исследователи, такие как Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Александр Романович Лурия (1902-1977), Наум Самойлович Лейтес (1897-1977), Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) и Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Их работы убедительно доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Близкое анатомическое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны в головном мозге позволяет оказывать значительное воздействие на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Как подчеркивал Иван Петрович Павлов (1849-1936): "Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением" [18].Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно взаимосвязаны с момента его рождения. На начальном этапе, в первые месяцы жизни, движения рук и ног помогают ребенку познавать предметы, фиксировать внимание на движущихся объектах. Однако, уже к 5-6 месяцам происходит изменение в соотношении этих функций, и зрение начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чем у зрячих сверстников, и часто запаздывает. Нарушения зрения ограничивают возможности получения необходимой информации о пространстве и предметах, что затрудняет формирование адекватного контроля за движениями. У детей с нарушениями зрения чаще, чем у нормально видящих, наблюдается отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений, нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц, а также задержка в развитии зрительно-моторных координаций.В связи с этим, включение образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающую деятельность является эффективным подходом в работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Образовательная кинезиология ("Гимнастика мозга", основанная на методике Пола и Гейла Деннисона) – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения . "Гимнастика мозга" направлена на развитие связей между правым и левым полушариями мозга, достижение гармоничного развития у ребенка. В основе этой работы лежит связь трех ключевых элементов: мозга, тела и эмоций.Применение приемов кинезиологии способствует развитию тела, моторных навыков, навыков самоконтроля и саморегуляции. Кинезиологические упражнения позволяют снизить утомляемость, улучшить все зрительные функции у детей с различными нарушениями зрения, сформировать пространственную ориентировку и улучшить психические процессы, включая мыслительную деятельность. Кроме того, специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающе и антистрессорным эффектом [15].На уроках окружающего мира кинезиологические упражнения могут быть интегрированы в различные этапы урока. Например, перед изучением новой темы, связанной с живой природой, можно выполнить упражнения, стимулирующие зрительное восприятие и внимание, что поможет детям с нарушениями зрения лучше воспринимать информацию об объектах окружающего мира. При изучении тем, связанных с географией, упражнения на координацию движений и пространственную ориентацию помогут сформировать более четкое представление о расположении объектов на карте. Во время физкультминуток можно использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, что положительно скажется на развитии речи и мышления детей. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать познавательную деятельность, снять напряжение и усталость, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, испытывающих повышенную нагрузку на зрительную систему.Таким образом, кинезиологические упражнения представляют собой ценный инструмент для развития мелкой у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира. Интеграция кинезиологических упражнений в образовательный процесс способствует не только улучшению физического здоровья и моторных навыков, но и активизации познавательной деятельности, развитию речи и мышления, что позволяет детям с нарушениями зрения более успешно адаптироваться к учебному процессу и окружающему миру.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕВ первом параграфе был представлен исторический обзор, подчеркивающий значимость развития мелкой моторики для общего развития ребенка на протяжении различных исторических периодов. От древнейших времен до современных педагогических теорий прослеживается акцент на влиянии мелкой моторики на интеллект, речь и сенсорное восприятие. Современные исследования подтверждают эту взаимосвязь, что определяет развитие мелкой моторики как ключевой элемент в образовании.Во втором параграфе было дано определение мелкой моторики как совокупности скоординированных действий различных систем организма, направленных на выполнение мелких и точных движений. Подчеркнута естественность развития мелкой моторики с младенческого возраста на основе общей моторики, а также увеличение сложности и разнообразия моторных навыков в раннем школьном возрасте, требующих согласованных действий обеих рук.В третьем параграфе были рассмотрены возрастные особенности развития мелкой моторики у нормотипичных младших школьников и детей с нарушениями зрения. Подчеркнута необходимость индивидуального подхода к обучению и осознание взаимосвязи между развитием моторики и речевыми навыками для полноценной личностной и социальной адаптации детей. В четвертом параграфе было показано, что кинезиологические упражнения являются эффективным инструментом для развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках окружающего мира. Интеграция таких упражнений в образовательный процесс способствует не только улучшению физического здоровья и моторных навыков, но и активизации познавательной деятельности, развитию речи и мышления, что в свою очередь, способствует более успешной адаптации детей с нарушениями зрения к учебному процессу и окружающему миру.ЗАКЛЮЧЕНИЕТема работы «Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения посредством кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира» является актуальной на сегодняшний день, так как в условиях развития коррекционного образования возрастает потребность в разработке эффективных методов обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями (ООП). В ходе работы нами была достигнута цель — на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы изучить особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения посредством кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира. Мы пришли к выводам, что кинезиологические упражнения являются эффективным средством для развития мелкой моторики у нормотипичных младших школьников и с нарушением зрения.Мелкая моторика в структуре содержит такие компоненты, как координация движений, осязание и зрительно-моторная координация. Развитие мелкой моторики способствует не только компенсации зрительных недостатков, но и формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной учебной деятельности и адаптации в социуме.Мелкая моторика у младшего школьника активно развивается в возрасте 6-10 лет, когда происходит формирование двигательных навыков и сенсорного восприятия. В этот период особенно важно использовать методы, которые способствуют активному вовлечению детей в практическую деятельность.Кинезиологические упражнения на уроках «Окружающего мира» играют ключевую роль в формировании у детей навыков координации движений, развитии межполушарных связей и улучшении когнитивных функций. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, исследуя окружающий мир через тактильное восприятие и выполнение различных упражнений. В ходе работы над упражнениями они учатся контролировать свои движения, улучшают осязательную чувствительность и развивают зрительно-моторную координацию, тем самым обеспечивая погружение учащихся в разнообразную активную деятельность, решая задачи усвоения предметных знаний различных дисциплин и, главное, позволяя развивать мелкую моторику.Таким образом, использование кинезиологических упражнений на уроках окружающего мира не только способствует развитию мелкой моторики, но и помогает детям с нарушением зрения адаптироваться в учебной среде. На этапе курсовой работы мы будем разрабатывать комплекс кинезиологических упражнений для использования на уроках «Окружающего мира».СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральные законыФедеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации» ― Москва: 2012.Иные нормативные правовые актыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598Монографии, учебники, учебные пособияБезруких, М. М., Филиппова, Т. А. Ступеньки к школе / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. /Москва : АСТ, 2016.Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн/ Москва : ЁЁ Медиа, 2024Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1991-1993.Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / М., 2016.Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. /Под ред. Романова Л.И., Ципиной Н.А. / М., 2012. - 158с.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М., 2015Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2012Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / под ред. М.П. Николаевой. – М./АСТ, 2015.Стребелева Е. А., Баенская Е. Р., Басилова Т. А., Венгер А. Л. и др./ Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. /М.: «Академия», 2013.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Тион, 2023. — 52 с.Физиология развития ребенка / Под ред. Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер. /М.: Владос, 2018Статьи из периодических и продолжающихся изданийТарунина, Р. Р. Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений / Р. Р. Тарунина, Н. Ю. Снаткина, Н. А. Новикова, Н. А. Хламова. // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 345-346.Чумак, З. Л. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи / З. Л. Чумак, Ж. Г. Шахматенко, И. А. Докучаева.// Молодой ученый. — 2019. — С. 362-364.Интернет-ресурсыБольшая российская энциклопедия [Электронный ресурс] / науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) и др. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2017. — URL: (дата обращения: 15.03.2025)Инклюзивное образование [Электронный ресурс]. — URL: https://инклюзивноеобразование.рф/ (дата обращения: 23.03.2025)