Эколята - Защитники природы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эколята - Защитники природы
Автор: Абдулхаковна Музафарова Гюзяль
«Охранять природу – значить охранять Родину»М.М. Пришвин Пояснительная запискаПрезидент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.2017 год в России объявлен Годом экологии, Годом ООПТ.Цель данного решения – привлечь внимание общественности к вопросам развития страны в области экологии и сохранения биологического разнообразия и обеспечить экологическую безопасность страны.В 2017 году отмечается 80 – летие Хабаровского муниципального района. Любовь к месту, где живет человек, начинается с детства.АктуальностьПрирода – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Посеять и взрастить в душе ребенка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечниками – это интегрированная цель экологического и патриотического воспитания.Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей как части патриотического воспитания детей стал социально – образовательный проект экологический марафон «Экодетство» в рамках III Всероссийского экологического фестиваля под девизом «Дети России за сохранение природы».В Хабаровском муниципальном районе проводится разносторонняя деятельность в рамках экомарафона.Игровая конкурсная программа «Эколята – защитники Природы» - это посвящение детей в «Эколята». Праздник, разворачивающийся в атмосфере полной увлеченности, способствует формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия, усвоения ребенком во время образовательно-воспитательного процесса теоретических эколого-биологических, географических знаний, умений, помогает развить творческое и логическое мышление, вовлечь в самостоятельный поиск. В игровых ситуациях раскрываются неожиданным образом личные качества детей, эмоционально захваченных процессом действия и результатом.Программа экологического праздника рассчитана на младших школьников и подростков (возраст 7 – 13 лет).Согласно периодизации возрастного развития по Д.Б. Эльконину (с добавлением по Э.Эриксону) в этом возрасте проведение совместных мероприятий, основывается на позитивных психических новообразованиях, таких как новый уровень самосознания, компетентность, умелость, верность, значимость отношений со сверстниками. Новизна и педагогическая целесообразностьНовизной занятия - праздника является создание необходимых условий для разносторонней деятельности и развития в ребенке гармоничной личности с использованием изготовленных образов (костюмов) сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы, логотипа, гимна и клятвы «Эколят», специальное оформление помещения при проведении занятия, атрибутов при посвящении в «Эколята» (галстуки зеленого и голубого цветов). Все это способствует созданию не только благоприятной игровой обстановки, развитию коммуникативной, речевой и общей культуры, но и новых приемов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, развитие навыков экологически грамотного поведения.Цель: Способствовать формированию у учащихся целостного взгляда на природу, системы ценностных отношений к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.Задачи:- познакомить учащихся с разнообразием животного и растительного мира Хабаровского муниципального района, показать красоту, неповторимость, силу и красоту Природы;- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;- развивать умение видеть прекрасное, творческие и коммуникативные способности, общую культуру. Использование педагогических технологийВ организации игровой программы праздника «Эколята – защитники Природы» использовались игровые технологии А. Зайцева, С. Шмакова, В. Панфилова, Н. Шилова, Н.Е. Щурковой.Личностно – ориентированная технология образования, которая используется при организации и проведении различных игровых программ, конкурсов и других подобных мероприятий способствует поиску сфер деятельности, самосовершенствованию в них оценки собственных возможностей. Возможности не сравниваются с другими, не оцениваются, а рассматриваются как индивидуальный путь развития ребенка, освоения им социального опыта. Использование эмоциональных методов мотивации затрагивают чувства человека, влияют на такие чувства и эмоции как – адреналин, удовольствие, страх, любопытство, доверие и другие. Во время проведения праздника использовались:- эмоциональные методы мотивации: поощрение, учебно – познавательная игра, создание ярких наглядно – образных представлений, ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью);- познавательные методы мотивации: направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, познавательный интерес;- волевые методы мотивации: (метод не самый простой, т.к. не у всех ребят развита достаточно хорошо воля к победе) позволяет развивать настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой:формирование ответственного отношения к учению, самооценка деятельности и коррекция и т. п.;- социальные методы мотивации (каждый человек развивается в обществе, и надо дать ребенку понять, насколько важен он, его труд). Основная задача этого метода: желание быть полезным, побуждение стать личностью, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах, создание ситуации взаимопомощи.Для достижения цели использованы методы, приемы и формы работы, применяемые во время организации и проведения праздника: словесный (рассказ); наглядный (просмотр презентации); наглядно - практический (творческая работа); эмоциональная заинтересованность (загадки); игра, викторина, конкурс. Принципы работы организации и проведения праздника: простота и доступность изучаемого материала; наглядность; преемственность; добровольность при изучении темы; безопасность проведения праздника; осознанный подход в преподавании учебного материала педагогом и в восприятии этого материала со стороны учащегося.Материально техническое оснащение организации работы в рамках праздника: Наглядный и раздаточный материал; Аудио (Гимн «Эколят» - друзей и защитников Природы») и видеоносители информации - ноутбук, экран, мультимедийный проектор, микрофоны; Костюмы и образы сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников Природы; призы, медали, галстуки от «Эколят». Праздник как педагогическая системаМногообразные воспитательные функции праздника обуславливают целесообразность широкого использования этой формы воздействия в системе воспитания.Анализ опыта организации и проведение праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности; принцип использования активности и самодеятельности; принцип дифференцированного подхода к участникам.Важнейшим элементом воспитательной системы праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно - логического и эмоционально - образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.Праздник, как педагогическая система одновременно обращен ко всем участникам, так и к каждому в отдельности.Праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности.Основные функции праздников – развивающая, информационно – просветительная, культурно – творческая, рекреативно - оздоровительная.Наиболее значима в празднике информационно-просветительная функция, а именно приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации, духовное обогащение личности. Основные этапы подготовки и проведения праздникаОрганизуя праздник в образовательном учреждении, необходимо учитывать психолого-педагогические закономерности эстетического восприятия обучающихся и их возрастные особенности.Ход подготовки к празднику должен обсуждаться в детском и педагогическом коллективах. Характер обсуждения будет определяться тематикой праздника и возрастом детей.В сценарии должны быть: Экспозиция (четкое начало, ввод в тему). Завязка праздника – важное условие его успеха. Прекрасным организующим началом является музыка, которая звучит в начале праздника. Основная часть (Содержание, раскрывающее тему и цель праздника). Финал (коллективное исполнение клятвы «Эколят-друзей и защитников Природы». Завершающая часть. Эпилог.Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения праздника «Эколята – защитники Природы»:1 этап – предварительная работа педагога. На этой стадии продумывается форма проведения праздника. Составляется приблизительный план сценария.2 этап – коллективное планирование праздника. На этой стадии обсуждается праздник с детьми. Обучающиеся могут высказать свои предложения. Учитывая ход обсуждения, педагог наравне со всеми, вносит свои пожелания и идеи.Важная и трудоемкая часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии в строгой последовательности излагается то, что будет происходить на празднике. Сценарий к празднику помогают составлять сами дети, которые когда - то видели или даже принимали участие в различных праздниках. В нашем случае, в разработке сценария принимали участие обучающиеся объединения «Вокальный ансамбль Конфетти», которые на основе мини – исследования разработали сюжет на основе принципа соучастия, подобрали литературно – художественный материал экологического содержания при поддержке и активном участии самого педагога.При составлении сценария праздника особое внимание обращалось на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжет, а значит и весь праздник, становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. В борьбе добра и зла особенно ярко вырисовывается идея праздника. Различные приключения в сказочном лесу и на полянах, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех включаться в действие. Именно благодаря этому зрители - дети превращаются в действующих лиц праздника (принцип соучастия).3 этап – коллективная подготовка дела. Распределяются обязанности между участниками. Дети всегда охотно берутся за работу: придумывают название и наполнение слайдов презентации. Когда сюжетная линия намечена, можно приступать к подбору литературно - художественного материала - подбирают стихи и песни. Организация и проведение репетиций. Продумывают, как украсить зал, сцену, чтобы создавалось полное ощущение праздника.4 этап – проведение праздника. Театрализованное представление в зале, в котором принимают участие «артисты» и зрители. Праздник «Эколята – защитники Природы» многоролевой – это сказочные герои «Умница», «Шалун», «Тихоня», «Елочка». В нем нет гостей, все хозяева, все активные участники. Правомерно в праздник «Эколята – защитники Природы» включены игры: (спортивные и подвижные, дидактические познавательные, музыкальные и т.д.)5 этап – коллективное подведение итогов. С участниками праздника обсуждается, что понравилось, что не понравилось, что удачно получилось, что не очень.6 этап – последействие. Ход проведения праздника «Эколята – защитники Природы» Результаты с учетом следующих показателей: Проведение праздника «Эколята – защитники Природы» востребовано на уровне образовательных учреждений района; Отмечена масштабность проведения мероприятия; Наблюдается рост количества активных участников; Изменение содержания мероприятий; Использование новых форм, приемов, технологий; Совершенствование материально-технической базы; Повышение профессионализма педагогов, а именно приобретен опыт работы в области организации праздников эколого – биологического содержания для младшего и среднего школьного звена. Определен творческий потенциал педагогов дополнительного образования через реализацию праздника. Раскрыт творческий потенциал детей. Установлен тесный контакт с родителями.