Космическая игра-приключение на основе опытов «Миссия спасение».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Космическая игра-приключение на основе опытов «Миссия спасение».
Автор: Падалка Татьяна Николаевна
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности.План проведения мастер-класса:1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.2 этап. Практический. Космическая игра-приключение на основе опытов «Миссия спасение».3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.1 этап. Вводный.До начала мастер-класса: На столе расположены ракеты разных цветов, предложить участникам выбрать одну из ракет.Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть в нашей замечательной школе. Меня зовут Падалка Татьяна Николаевна, я работаю учителем начальных классов. Сегодня я буду, рада поделиться с вами своим опытом работы, и проведу небольшой мастер-класс по теме «Мастер-класс для педагогов по организации игровой деятельности опытно-экспериментального характера».Космическая игра на основе опытов «Миссия спасения»- Готовясь и организовывая этот мастер-класс, я ставила для себя следующие цели: познакомить присутствующих с приёмами работы, помогающими интересно и разнообразно организовать проектную деятельность учащихся во внеурочное время. способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме экспериментирования.Научить взрослых организовывать игровую деятельность опытно-экспериментального характера.А также обозначила задачи: • познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому, очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Самой главной задачей познавательно-исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира.Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; наблюдать за рыбками в аквариуме; разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы - «зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе опытно-экспериментальной деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании. Но когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен.Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В процессе экспериментирования, школьники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка?Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.Развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.Расширению кругозора детей.Поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.Обогащению словарного запаса.Воспитанию у школьников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей школьного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.Сегодня мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.У нас с детьми есть спецодежда Вы тоже можете её одеть.2 этап. Практический.В этой игре я буду выступать в роли ведущего, зачитывая или рассказывая своими словами сценарий игры и комментируя все действия. Часть 1 «Инопланетяне»Сегодня по новостям передали срочную новость:«Невероятно, но над нашим селом были замечены летающие тарелки, которые потом пропали... Но люди слышали громкий звук и вспышку света. Есть предположения, что они упали...»Но прежде чем мы отправимся на поиски, давайте представим себе ВСЕЛЕННУЮ и ЛЕТАЮЩУЮ ТАРЕЛКУВСЕЛЕННАЯ-Возьмите тарелки с КРАСНЫМ ФЛАЖКОМ Украсьте тарелочку цветными камнями, блестками. Налейте молоко. Добавьте в него несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать тарелку.-В стаканах с красным квадратом находится жидкостьВатную палочку обмакните в жидкость и бросьте в молокоМожете добавить ватные диски (порвите их на мелкие кусочки, обмакните в жидкость)Что получилось?Объяснение: Молоко состоит из разных веществ: жиров, белков, углеводов, витаминов и минералов. При добавлении в молоко моющего средства одновременно происходят разные процессы. Моющее средство снижает поверхностное натяжение жидкости, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по поверхности молока. Но самое главное - моющее средство начинает взаимодействовать с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.А теперь переходим к летающей тарелкеЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКАПревращаем обычную тарелку в летающую! C помощью законов физики.Берем тарелку с ЗЕЛЕНЫМ ФЛАЖКОМБерем стакан и рисунок инопланетянина.Закрепляем его на стаканеКладём на тарелку салфетку и хорошо смачиваем ее водой. Ставим сверху на нее свечку и зажигаем. Накрываем свечу стаканом и плотно прижимаем его к тарелке. Постепенно свеча гаснет. Через 10 секунд поднимаем стакан вместе с тарелкой. Летающая тарелка готова! - Ну, а теперь отправляемся на поиски летающей тарелки. Найдите коробки. Они находится около СИНЕГО ФЛАЖКА. (Находят коробки с воздушными шариками, стаканчиками и маркерами).И действительно, огромная тарелка упала прямо на землю! Мы нашли ее на поляне в парке.А кто же ею управлял? Она же не сама собой прилетела? Нужно исследовать местность, и корабль!Открываем коробку.А вот и следы инопланетян... А где же сами они? Наверное, они замаскировались. (Давайте рассекретим инопланетян и поговорим с ними. Может быть они нам расскажут как здесь оказались, и что произошло.ИНОПЛАНЕТЯНЕ Делаем веселых инопланетян из шарика и двух стаканчиков, рисуя на них глаза. Для этого берем воздушный шарик в рот, плотно прислоняем к нему 2 стакана и начинаем его надувать. По мере того, как шарик увеличивается в размере, он начинает втягиваться в наши стаканчики, и они «прилипают» к нему. Завязываем шарик и рисуем на нем рот, а на стаканчиках глаза.Объяснение: Воздушный шарик надувается, его стенки распрямляются и тянут за собой воздух, находящийся в стакане. В результате, воздух в стакане становится разряженным, давление уменьшается. И он словно присасывается к шарику.( У Ведущего тоже есть пришелец, внутри записка). Лопнуть шарик (пришельца).Инопланетянин пытается что-то сказать, но его язык совершенно нам непонятен. Поэтому с помощью переводчика он написал нам послание.Передаем записку.«Наш корабль потерпел крушение. Но воздух Земли нам не подходит, поэтому всем нам нужно срочно попасть на нашу планету»Ну что, поможем им? Доставим их обратно на родную планету? Нам нужны ракеты! Отправляемся на космодром!Часть 2 «Запуск ракеты»Ну вот мы и на месте. Осталось лишь создать супер скоростную ракету, заправить ее топливом и запустить в Космос!Возьмите ракеты, дорисуйте маркером иллюминаторы или напишите название своей ракеты. Согните палочки для коктейлейНасадите готовую ракету на коктейльную палочкуДуем посильнее, запуская ракету вверх.Часть 3 «Выход в открытый космос»Показываем картинку атмосферы Земли.Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Она защищает нашу планету - от губительного влияния ультрафиолетовых лучей солнца, от летящих на землю метеоритов, от перегревания и переохлаждения.Сила притяжения Земли удерживает её вокруг себя и не даёт рассеяться в космосе. Воздух атмосферы - это смесь различных газов. Больше всего в составе воздуха азота и необходимого всему живому - кислорода.Тропосфера – самый важный для человека нижний слой атмосферы, здесь летают птицы и плывут облака.Выше находится стратосфера, которая переходит в верхние слои атмосферы. В нижней части стратосферы находится озоновый слой, в котором содержится газ озон в небольших концентрациях. Озоновый слой выполняет важную функцию - задерживает ультрафиолетовые лучи.Опыт 3На тарелке с БЕЛЫМ ФЛАЖКОМ у вас находятся стаканы с водой, крахмал, йод в пипетке, ложкаДобавляем в каждый стакан 0,5 ч.л. крахмала и размешиваем, вода становится беловатой.Это облака в нижнем слое Земли. Сейчас наша ракета проходит через тропосферу. Мы поднимаемся выше и попадаем в стратосферу, где начинается безвоздушное пространство.Во второй и третий стакан добавляем йод и размешиваем, раствор становится темным.Впереди у нас Космос, безграничный, темный и манящий!Наша ракета летела по космосу, пока вдруг окна иллюминаторов не озарил яркий свет - они приближались к огромной Звезде.В третий стакан добавляем раствор тиосульфат натрия, жидкость становится белой - обесцвечивается.Объяснение: Сначала крахмал реагирует с йодом.Крахмал - это огромная молекула со сложной пространственной структурой. Она длинная и гибкая. В результате реакции молекул йода и крахмала образуются окрашенные в темно-синий цвет соединения. Затем идёт реакции тиосульфата натрия йода. В результате этой реакции образуются два бесцветных вещества. Тиосульфат «забирает» йод из крахмала и обесцвечивает его.Часть 4 «Расшифровка послания»На доску повесить СОЛНЦЕ. Как думаете, что это за Звезда? Солнце!Наша система называется Солнечной. Потому что все планеты крутятся именно вокруг него. В каком же направлении им лететь дальше, и где находится планета пришельцев?Мы слишком приблизились к Солнцу! О нет, корабль нагревается! Пришельцы очень взволнованы и пытаются нам что-то сказать! Они снова воспользовались переводчиком и написали записку. Наверное, там подсказка, что надо сменить курс.Опыт 4На нашем корабле стало очень жарко!Берем тарелку с СИНИМ ФЛАЖКОМНа ней листок бумаги, свеча, спичкиЗажигаем свечу. Берем записку от инопланетян. Держим лист над пламенем свечи на расстоянии 5-8 см, медленно двигая его из стороны в сторону. Огонь не должен находиться в одной точке более 2-х секунд, иначе бумага перегреется и загорится. В процессе нагревания секретная запись начинает темнеть и проявляться.Солнце нагрело его стены и стол. Когда мы положили записку от пришельцев на его поверхности, чтобы изучить, на ней стало что-то проявляться.Цифра 4. Как вы думаете, что она означает? Это МАРСОбъяснение: Это происходит из-за того, что белок, который содержится в молоке, при нагревании пригорает и темнеет. Бумаге для пригорания необходима более высокая температура, поэтому она не успевает потемнеть.Часть 5 «Космический телескоп»Давайте посмотрим в космический телескоп. Возможно, так мы сможем разгадать направление.Опыт 5Ставим на стол прозрачную емкость с водой, окрашенной в черный или темно-синий цвет, и картинкой, прикрепленной ко дну с внешней стороны. Берем стеклянный стакан.Опускаем перевернутый стакан вертикально вниз и рассматриваем космическое пространство. Аккуратно передвигаем перевернутый стакан по воде и пытаемся понять, что же пришельцы имели ввиду.Ищем 4 планету - Марс.Это Марс! Скорее летим на Марс! Давайте, скорее, доставим туда наших инопланетных гостей, а то здесь очень жарко. Марс – это четвертая планета от Солнца – следующая за нашей планетой Земля.Объяснение: В стакане есть воздух, хоть его и не видно. Когда мы опускаем перевернутый стакан в воду, воздух не дает ей заполнить пространство внутри него. Поэтому, опустив стакан на дно, мы видим то, что скрывалось под слоем воды.-Мы отвезли наших инопланетян обратно! Давайте помашем им ручкой на прощание! И теперь пора обратно на Землю!Часть 6 «Горение астероидов»О нет, ракета попала в облако метеоритов! Они летят к нашей планете! Ракету начинает трясти.Мы входим в воздушную оболочку Земли.Входя в плотные слои атмосферы на огромной скорости небесные тела, так же как космические корабли и падающие спутники, испытывают сильнейшее трение о воздух. Огромная энергия их движения преобразуется в тепловую, поэтому они нагреваются. Метеориты раскаляются и сгорают в атмосфере.Но наш корабль не сгорит, он защищён. Для этой цели у нас установлены тепловые щиты и специальные покрытия, которые защищают аппарат от огромных температур.А теперь давайте посмотрим, что же происходит с этим облаком метеоритов!Опыт 6Берем тарелку с ЖЕЛТЫМ ФЛАЖКОМБросаем в руки упаковку сахарной ваты.Они сгорают в атмосфере, не долетая до Земли!Ставим на стол миску с водой. Опускаем край сахарной ваты в воду, затем поднимаем и наблюдаем. Вата растворяется за секунды, словно горит астероид.Объяснение: Сахарная вата готовится из обычного сахарного песка. Он нагревается в специальном аппарате, плавится и превращается в горячий густой сироп. Вылетая через небольшие отверстия он мгновенно застывает, превращаясь в сахарную нить. Именно из таких нитей и скатывают большие и маленькие сахарные комочки.Когда на тончайшие сахарные нити попадает вода, они тут же впитывают ее и тают, превращаясь в сладкий сироп.А вы когда-либо слышали про падающие звезды? Только падают, конечно, не звезды, а метеориты - небесные камни. Каждый день в атмосферу Земли из космоса влетает огромное количество камней - от легких пылинок до многотонных глыб. Но этот каменный дождь не опасен для жителей Земли, потому что они сгорают, не долетев до нашей планеты. В результате на темном ясном небе можно наблюдать слабо мерцающие точки или Ура! Мы приземлились, а все метеориты сгорели в атмосфере. Поздравляю вас! Миссия выполнена! Мы спасли пришельцев и успешно вернулись на Землю!Получаем ваши космические медали и космическую «Пять»! Как здорово, инопланетяне оставили нам небольшие подарочки в благодарность за их спасение!3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.Хочется завершить наш мастер – класс словами академика Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.Я прошу вас положить на левую руку все ваши знания и опыт, с которыми вы сюда пришли, а на правую, те знания, которые вы сегодня получили и соедините их (аплодируют себе).А сейчас я прошу вернуться к ракетам. Если ваши ожидания от нашей встречи оправдались – пусть ваши ракеты отправятся к зеленой звезде Если ваши ожидания не оправдались, то к красной или синей