"Прогулка с ручейком"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Прогулка с ручейком"
Автор: Суппес Надежда Михайловна

МАДОУ Тюменского муниципального района, Тюменской области Винзилинский детский сад «Малышок»Коррекционно-логопедическое занятие «Прогулка с ручейком»Автор: учитель – логопед, первой квалификационной категории, Суппес Надежда Михайловна Данное занятие рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (развивающее коррекционно-логопедическое занятие с детьми 6 лет, подготовительной группы с ЗПР).Форма занятия: игра – прогулка, так как для наиболее эффективного развития и коррекции внимания необходимо организовать игровую деятельность, где каждый сюжетный этап корректирует и развивает определенные свойства и навыки.Цель: активизировать и расширить словарный запас по теме «Ранняя весна».Задачи:Образовательные:
  • обогащение словарного запаса детей;
  • Коррекционно-развивающие:
  • формирование речедвигательного ритма;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие слоговой структуры слова.
  • Воспитательные:
  • бережное отношение к природе и всему живому.
  • Оборудование:
  • Магнитная доска, магниты;
  • Зеркала, салфетки на каждого ребенка;
  • Звуковые домики, кораблики и трубочки на каждого ребенка;
  • Иллюстрации с изображением признаков весны, цветок подснежник;
  • Компьютер с колонками, запись звуков природы, музыка для чистоговорок;
  • Ленточка синего цвета;
  • Маска солнца;
  • Мяч.
  • Ход занятия1.Организационная часть. Приветствие:За руки возьмемся, друг другу улыбнемся,Солнце встало, день настал, Добра и счастья пожелал! Логопед: -Ребята, послушайте, пожалуйста, запись (развитие фонематического слуха и восприятия) Что это за звуки? Правильно, это звуки природы. Пение птиц, шорох ветра, журчание воды. В какое время года вы можете услышать эти звуки? Дети: -Весной. Логопед: -Сегодня мы вспомним все признаки ранней весны. Присядем на ковер - полянку.2. Основная часть.Логопед: -Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение (И.Токмакова)К нам весна шагает быстрыми шагами,И сугробы тают под ее ногами.Черные проталины на полях видны.Видно, очень теплые ноги у весны.Логопед: -Ребята, что происходит весной? Дети: -Становиться теплее, потому что солнце начинает пригревать.Логопед: -Правильно! (логопед надевает маску солнца) Есть у солнышка лучи –И ясны и горячи.Первый лучик дарит свет, А второй – весны привет! - Здравствуйте, ребята! Я вам послала горячий привет, хочу узнать, получили вы его или нет! (массаж рук: растереть ладошки, у кого горечей)Горячо рукам! Подуем на них как холодный ветерок и как теплый весенний ветерок.Логопед: -Сейчас, мы поиграем в игру «Скажи, какое солнце?» (дети перекатывают мяч друг другу называя прилагательные) Логопед: -Спасибо. Вот какое я! И что происходит в природе? Дети: -Тает снег, появляются лужи, проталины и ручейки. Логопед: -А что такое проталина? Дети: -Когда в некоторых местах снега мало, он тает быстрее. И там видна земля, которая называется – проталиной. Логопед: -Молодцы! Вот вам карточки с признаками весны, прикрепите их к доске. Ребята, ручейки первые вестники весны! Посмотрите вот он (синяя ленточка) мой спутник (объяснение слова)! Он очень любопытный! Все хочет знать о весне! Поможем ему, позовем его с собой на прогулку и расскажем о признаках весны! Логопед: -Вы готовы к прогулке? (дети под музыку шагают и проговаривают чистоговорки)Ла –ла –ла – ла – к нам пришла весна.Лу-лу-лу -лу - рады мы теплу.Ли –ли –ли - ли- ручейки текли.Люлюлюлю – я весну люблю.Артикуляционная гимнастика «Прогулка с ручейком» Выглянул ручеек из- под сугроба («Любопытный язычок»), огляделся («Вкусное варенье»), посмотрел направо, налево («Часики»), и побежал по талой земле звеня («Лошадка»). Он становился то узким, то широким («Иголочка - Лопатка»). По пути встречал мостики («Мостик»). Ничего не могло остановить проворного, любопытного ручейка. Из леса он попал на широкую дорогу, а там дети пускали кораблики с парусами. («Парус»)Логопед: -Очень понравилось ручейку играть с корабликами. Давайте и мы поиграем! «Чей кораблик быстрее приплывет к домику!» Только вспомним правило, как нужно дуть (дыхательная гимнастика)Дети: -Медленно, выдыхать воздух, что бы кораблик не опрокинулся и не утонул (дети делают вдох носом и длительный выдох через трубочку на кораблик)Логопед: -Ребята, посмотрите, около домиков дети оставили картинки! Давайте разберем их по слогам и поместим в домики! Упражнение «Раздели слова на слоги»(слова: ручей, лес, подснежник, солнышко, грач, сосулька, кораблик, лужа)Логопед: -Молодцы! Но наш ручеек проказник, позвал своих братьев и сделал лабиринт! Нужно помочь кораблику проплыть лабиринт! Поможем? (выполняют задание на листочках: карандашом проводят дорожку) Логопед: -Сейчас, проверьте друг у друга лабиринты, все кораблики нашли выход из него? Молодцы!Логопед: -Наигрался ручеек с корабликами и побежал дальше. Пробегая мимо дома, сверху в ручеек что-то упало «Кап-кап»! Что это такое? Дети: -Капли!Логопед: -Поиграем с ручейком в игру соберем слова одной семейки начиная со слова - капать. (передаем ленточку друг другу и проговариваем слова)Логопед: -Что упало с крыши? Капля. Как называется это явление ранней весной? Капель.Как можно назвать маленькую каплю? Капелька. Если капли капают, какие они? Капающие. Давайте повторим все слова одной семейки начиная со слова капать.Логопед: -Правильно, молодцы! Вот вам карточка- признак, прикрепите ее к доске.Логопед: -Но тут, ручеек заметил, что над домом в чистом голубом небе кто-то кружится! Кто это прилетел?Дети: -Перелетные - птицы!Логопед: -Правильно, значит еще одна примета – прилетают птицы (прикрепляют карточку). Покажем ручейку, как они летают! Физминутка.В небе ласточки летают.Только крылышки мелькают.В воздухе кружатсяИ на дом садятся.Выше поднимаются.Ниже опускаются.Высоко они летают,Быстро крылышки мелькают.Машут крыльями вверх –вниз-И уселись на карниз.Логопед: -Молодцы! Ручеек вдалеке увидел заснеженную полянку, а на ней что-то яркое, красивое! Подбежал и увидел среди сугробов на проталинке …? (цветы – подснежники)Дети: -Цветы! Это подснежники!Логопед: -Почему их так называют?Дети: -Они первые появляются весной и вырастают из-под снега! Логопед: -Правильно. Значит это еще одна примета весны! (дает карточку)Логопед: Молодцы! Вот вам еще карточка с приметой. Залюбовался ручеек такой красотой и остался на проталинке маленькой лужицей. Логопед: -Ребята, посмотрите сколько карточек с приметами весны (дети называют приметы). Посмотрите, как много узнал наш ручеек о весне! Сейчас каждый из вас составит предложение по одному из признаков весны. А чтобы наш ручеек не забыл их, мы как в давние времена, завяжет узелки на ручейке, на память, что бы он, не забыл об этой прогулке и приметах ранней весны (дети по очереди завязывают на ленточке узелки, помогая друг другу, составляя предложения).3. Заключительная часть.Логопед: -Молодцы! Кто хочет рассказать ручейку о весне? (2-3 ребенка повторяют весь рассказ о признаках весны) Ребята, где мы были с ручейком и что вам понравилось больше всего? Теперь наш ручеек точно не забудет эту интересную прогулку и расскажет о ней своим братцам, а вы своим друзьям.