"Активизация познавательной деятельности на уроках сельскохозяйственного труда"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Активизация познавательной деятельности на уроках сельскохозяйственного труда"
Автор: Чуприна Галина Львовна
Активизация познавательной деятельности на уроках сельскохозяйственного труда Предмет сельскохозяйственного труда является необходимым в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, основным этапом в их социальной адаптации. Одним из важнейших средств обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости для человека с интеллектуальной недостаточностью является коррекция нарушения его познавательной деятельности. Урок по прежнему остается главной формой организации учебного процесса. В сложных современных условиях, когда проблемы экономики страны стоят так остро, решение их в значительной мере зависит от качества подготовки обучающихся к труду, в том числе и сельскохозяйственному. Главное на уроке – это воспитание любознательности у ребенка, стремление познать непознанное, узнать новое в общеизвестном, получить удовлетворение от умения двигаться вперед. Таким образом, речь идет об усилении мотивационной стороны урока. Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью подбираю специальные приемы, факты, иллюстрации, которые вызывают особый интерес общества. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Решение задач. Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед собой ставлю задачи: не просто дать школьникам сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом; учит анализировать, сравнивать, обобщать. Эту работу начинаю с учащимися 5 класса. Существует большое разнообразие методических приемов, с помощью которых можно управлять умственным развитием школьников. В практике работы накоплен определенный опыт использования на уроках вопросов-заданий, вопросов - задач для вовлечения учащихся в активный познавательный поиск для формирования у них приемов умственного труда – это решение задач, содержание которых имеет сельскохозяйственную направленность. Так, при изучении темы «Глинистые и песчаные почвы» я решаю с учащимися задачу такого содержания – «Глубина посадки картофеля на легких песчаных почвах 12-14 см, на средних суглинках – 8-10 см, на тяжелых – 6-7 см» Чем это объясняется? Учащиеся на основе данных, изложенных в этой задаче, путем логического мышления должны выявить причины различной глубины посадки картофеля, связанные со свойствами глинистых и песчаных почв. Задачу решаем в ходе фронтальной беседы. Школьники с большой активностью включаются в беседу. Прочитав содержание задачи, я прошу учащихся вспомнить основные свойства глинистых и песчаных почв. Далее спрашиваю, какие из этих свойств послужили причиной посадки картофеля на разную глубину? Путем рассуждений и установления причинно-следственных связей учащиеся приходят к правильному выводу: «Причиной посадки картофеля на разную глубину является свойство глинистых и песчаных почв по разному пропускать и удерживать воду. Песчаные почвы хорошо пропускают воду, но плохо её удерживают, поэтому верхний слой таких почв всегда сухой, а для прорастания семян нужна влага. Учитывая это семена культурных растений на песчаных почвах нужно заделывать поглубже, чем в глинистых. Именно и поэтому(делают учащиеся вывод) глубина посадки картофеля на песчаных почвах составила 12-14 см, а на глинистых – 6-7 см. Решение подобных задач помогает осуществлять связь теоретических знаний учащихся с практикой, требует применения умений анализировать, составлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Использование проблемных и поисковых вопросов.Побудить интерес к материалу может вопрос, обращенный учителем к школьникам, если он сформулирован так, что заставляет размышлять. К ним относятся вопросы, требующие от учащихся объяснения тех или иных приемов, операций, действий, применяемых в сельском хозяйстве. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле. Для этого необходимо заранее продумывать и дополнительные вопросы, которые помогут найти решение проблемы. Примеры таких вопросов по с\х труду: Зачем проводят рыхление почвы? Почему нельзя хранить влажные семена? Почему сенокос в хозяйстве следует начинать до цветения растений? Почему нельзя брать землю для рассады в подполе? Дети высказывают свои предложения, пытаются привести доказательства. Этим самым раскрывают свое мышление, учатся рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Конкретный пример использования таких вопросов мною. При изучении темы «Выращивание столовых корнеплодов» в 6-ом классе учащимся задаю вопрос – Почему корнеплоды (морковь и свекла) накапливают питательные вещества в своих корнях? Ученики сразу не могут дать правильный ответ на этот вопрос. Они предполагают, что корнеплоды откладывают питательные вещества для питания людей, для использования отложенных питательных веществ в случае необходимости в будущем. И так высказывания учащихся неправильны, но они хотят узнать правильный ответ, значит, я сумела пробудить у них любопытство, заинтересовать в знании этого вопроса. В дальнейшем я задаю им дополнительные вопросы, и сообща находим правильный ответ.Дополнительные вопросы:Почему морковь и свеклу называют двулетними растениями?Что вырастает у столовой свеклы (моркови) в первый год?Что образуется у растения моркови (свеклы) на второй год?Откуда берут питательные вещества на образование семян корнеплоды?Постановка вопросов в такой последовательности позволяет учителю, предполагая возможные ответы учащихся мобилизовать их знания. Из курса биологии: об образовании органических веществ (крахмала, сахара, белка, жира) в зеленых листьях растений и отложении этих веществ в корнеплодах, о расходовании питательных веществ при образовании семян на втором году жизни, о вегетативном размножении растений корнеплодами. Важно при этом обращать внимание на полноту, аргументированность, логику построения, правильность ответов учащихся и культуру их речи. Демонстрация опытов. Для подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду особую значимость приобретает изучение вопросов жизнедеятельности растений, без которых невозможно выявить оптимальные условия их выращивания. Вопросы физиологии наиболее трудно усваиваются учащимися, и здесь большую помощь может оказать демонстрация опытов. Например, при изучении темы «УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН» в 5-ом классе, учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают записи и зарисовки объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.группа изучает необходимость воды и воздуха для прорастания семян;группа- влияние температурных условий на прорастание семян;группа- влияние света на прорастание семян Влияние воды и воздуха на прорастание семян. Изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого в первую чашу поместили сухие семена, во второй – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем стакане – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя пять дней, обнаружили: в первой чаше семена остались без изменений, во второй – у семян появились корешки, в третьем стакане – семена погибли без доступа воздуха, загнили, и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Влияние температурных условий на прорастание семян. На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Мы проводили опыт с фасолью. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую - в прохладное, при температуре +5 градусов. Спустя пять дней наблюдали- в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись». Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия. Влияние света на прорастание семян. Для эксперимента одновременно одну часть семян поместили в темный шкаф, вторую оставили на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью, как на свету, так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света. Для большей части. семян присутствие света необязательно.При изучении темы «Состав почвы» в 6-ом классе мы проделываем такой опыт. Опыт закладывают в ящике с заставленной стенкой за 10-12 дней до урока. Посредине ящика вставляют деревянную перегородку, которая делит его на две равные половины. В одну половину насыпают плодородной почвы, а в другую смесь глины и песка. В каждой половине ящика ближе к заставленной стенке, высаживают проростки гороха или фасоли одинакового размера (семядоли у проростков удаляют для скорости проведения опыта). Учащиеся ведут наблюдения за развитием корневой системы и надземных частей растений. Делают выводы о значении перегноя в составе почвы. Такие же опыты можно и проделать с учащимися о влиянии глубины заделки семян на появлении всходов при выращивании моркови, свеклы, репы, капусты и других изучаемых с\х культур. Знания, полученные в результате демонстрационных опытов, и если в нем принимали участие сами ребята, надолго остаются в памяти учащихся. Использование интересных и занимательных данных. Известно, что внимание детей можно привлечь материалом, содержащим сведения необычные, загадочные, неожиданные. Учитель может этим воспользоваться. Например, при изучении свиноводства я знакомила учащихся с такими данными. К пятерке наиболее умных животных (обезьяна, слон, дельфин, собака, медведь) исследователи добавляют свинью, как шестого представителя этой плеяды «умников». Кроме того опыты говорят о тонкой наблюдательности и о редкой сообразительности свиней. И что еще интересно, по составу и усвояемости пищи свинья стоит к человеку ближе всех. Болеет теми же болезнями, что и человек, и лечить её можно такими же лекарствами, как и людей. Свиньи прекрасно дрессируются. В цирках они исполняют разнообразные трюки. Обоняние у свиней отличное. Они даже с собаками-пуделями успешно конкурируют в розыске грибов трюфелей. Свинья не только умное животное, но и весьма полезное. Это самое плодовитое и скороспелое сельскохозяйственное животное. За один опорос свинья даёт 10-12 и более поросят. В возрасте 12-15 месяцев уже приносят приплод. За сезон размножения можно получить два опороса, а это 20-25 поросят в год. На 1 кг. Привеса свиньям требуется в полтора раза меньше корма, чем корове, вдвое меньше, чем овце. По приросту живой массы после рождения свиньи в 15-20 раз превосходят крупных сельскохозяйственных животных, увеличивая её к моменту созревания в 208 раз. От одной свиньи можно получить ежегодно до 2,5 тонн мяса в живом весе. Разумеется, имеется в виду её потомство, а не собственный привес. Интерес детей, таким образом, возбужден, и они охотно выполняют все задания, связанные с изучением свиноводства. Приступая к новой теме, использую познавательный, занимательный материал в начале изучения темы. Кроссворды на уроках. Используемые кроссворды на уроках, вызывают интерес к изучаемой теме у учащихся, заметно оживляют такие части урока, как опрос и закрепление, могут быть использованы в играх и групповой работе, а так же как проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала. Повторение материала, включение в урок, определение ключевого слова- темы урока, активизирует познавательную деятельность актуализации знаний. Уроки с использованием дидактических игр. Уроки во время, которых используются дидактические игры, особенно нравятся детям. Игра на уроке снимает напряжение, концентрирует внимание учащихся на изучаемом материале, развивает память, наблюдательность. На занятиях можно использовать такие игры, как «Кто больше знает?», «Проверь свою наблюдательность», «Узнай, кто я?», «Почемучки», «Перепутаница», «Цветик-семицветик», «Бой 2-х команд» и т.д. Игра «Проверь свою наблюдательность» проводиться так. На магнитную доску вывешивается таблица, представляющая собой три нарисованных контура изучаемых растений, например, гороха, фасоли и бобовых культур, в 5-ом классе. Детали контуров, листья и плоды растений - съемные. Учитель предлагает проверить учащимся свою наблюдательность: рассмотреть таблицу, найти несоответствия и исправить их. Можно использовать вариант известной игры при словарной работе. Вывесить таблицу с новыми словами. Дети закрывают, глаза в этот момент убирается или закрывается одно из слов. Учащиеся называют «исчезнувшееся слово». Дети любят игру «Почемучка», но она требует долгой подготовки, которая проходит в несколько этапов. Эта игра требует логического мышления, учит устанавливать причинно-следственные связи, требует внимания, участвуя в ней, дети отрабатывают навыки составления вопросов. На первом этапе вопросы к тексту статьи готовит учитель, а читает их «Почемучка»:Почему удобрения называются минеральными?Почему минеральные удобрения называют азотными?Почему – калийными?Почему – фосфорными?Почему минеральные удобрения нужно правильно хранить ит.д. Ученику, который правильно ответил на большее число вопросов «Почемучка» присваивается звание любознательного, а учитель ставит оценку. На втором этапе игры читается вслух статья, и дети сами пробуют составить вопросы – «Почемучки». Все, кто составит вопросы – «почемучки». Все, кто сумеет составить хотя бы один вопрос получают звание «Почемучка». На третьем этапе сильные учащиеся при закреплении материала получают задания составить вопросы – почемучки и записать их на листочек бумаги. И наконец, учитель, показав, вначале, рисунок растения или животного, начинает конкурс «Почемучек». Вопросы сыплются как горох, желающих дать ответ тоже много. Победителей двое: тот, кто задает больше интересных вопросов и тот, кто больше правильных ответов. Игру «Почемучки» можно проводить как при изучении нового, так и при закреплении и обобщении темы. Часто при обобщении материала, кусающего группы растений или животных можно провести игру «Узнай, кто я?» От первого лица ученик кратко описывает внешний вид растения, значение его в народном хозяйстве, но растение не называет. Внимательно слушая товарища, дети стараются узнать растение. Если им не все ясно, можно задать дополнительные вопросы. Пример такого задания» «Растение имеет крупные листья и продолговатый корнеплод белого цвета. Листья расположены на головке корнеплода. В среднем корнеплод весит примерно 1-2 кг. Продуктивной частью является корнеплод, который перерабатывают на заводах и получают сахар. Скажите или узнайте растение (сахарная свекла). Урок – основная форма организации учебно - воспитательного процесса и в создании его творческой атмосферы важное значение имеет эмоциональное восприятие школьниками учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и значительной мере зависит от его личности, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Творческое применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств и методов обучения позволяет каждому создать свою систему работы. Уроки, с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся со сниженным интеллектом, становятся для детей более интересными, полезными и эффективными в исправлении недостатков у умственно отсталых детей в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Несмотря на все это, останавливаться на достигнутом нельзя. Нужно и впредь продолжать выискивать новинки педагогической работы, придумывать самим, т.е. идти в ногу с жизнью. В будущем я хочу лучше изучить и шире применять на своих уроках дидактические игры, которые нравятся детям, меньше их утомляют и способствуют повышению познавательной деятельности, увеличивают интерес к изучаемой теме. Предстоит еще продолжить работу по изготовлению перфокарт на каждого ученика с учетом их индивидуальных особенностей. И так, педагогический труд представляет неограниченные возможности для творческого поиска, умственного обогащения и профессионального становления.