Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
Автор: Соколова Владилена Владимировна

муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №105ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:На заседании Педагогического совета заведующий МДОУ детский салПротокол №______ комбинированного вида №105от «____»______________ 202__г. ________ О. И. Терезанова приказ №___ от «___» ____ 202__г.Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Здоровейка»Направленность программы: физкультурно-спортивнаяВозраст детей: старший дошкольный возраст, 5-7 лет.Срок реализации: 1 год.Составитель: Соколова Владилена Владимировна, воспитатель.г. Комсомольск - на - Амуре2024 г.Раздел 1. Комплекс основных характеристик АДООП1. Пояснительная записка 1.1.Актуальность «Здоровье, как состояние полного физического, психологического и социального благополучия» (определение Всемирной организации здравоохранения) не существует само по себе, раз данное и навсегда неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека, особенно в дошкольном возрасте. Именно поэтому, сохранение и укрепление здоровья – проблема своевременная и актуальная. Главным приоритетом современного дошкольного образования становятся здоровьесберегающие технологии. Здоровье детей - это будущее страны, здоровье основных институтов, фундамент благополучия и нашего региона.Практика работы дошкольных учреждений показывает, что, педагоги и медицинские работники сада уделяют большое внимание оздоровительной работе с детьми, однако ситуация со здоровьем у детей не улучшается, а тенденции к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста. Ведь не только родители, но и педагоги, сопровождающие ребенка в дошкольном возрасте, искренне хотят помочь ему вырасти здоровым.В дошкольном возрасте формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности будущего взрослого человека, закладываются основы здоровья и нездоровья, а самое главное, формируется отношение к себе и к своему здоровью. Следовательно, стойкого результата в оздоровлении, становления прочных поведенческих навыков здорового образа жизни у детей можно достичь, формируя мотивацию здоровья, побуждая к оздоровительной деятельности.Направленность АДООП - физкультурно-спортивная.Основным направлением в разработке образовательной программы кружка стала оздоровительно-развивающая деятельность, в которой основной внимание уделяется формированию мотивации здоровья детей с ОВЗ. Этапы деятельности по реализации АДООП:
  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития воспитанников, а так же знаний о здоровье, умений беречь, поддерживать и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих, здоровьесберегающей среды.
  • Рациональная организация оздоровительных занятий.
  • Мониторинг состояния здоровья, физического развития воспитанников, знаний о здоровье, умений беречь, поддерживать и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих, (итоговая диагностика)
  • Основные методы и приемы, формы работы с детьми:
  • подвижные игры и физические упражнения,
  • оздоровительные занятия: коррекция двигательного и физического развития,
  • пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами,
  • физкультурно-спортивные праздники, соревнования,
  • подвижные игры с использованием элементов релаксации и дыхательных
  • игры и упражнения на развитие психических процессов и мелкой моторики,
  • игры и упражнения с элементами психологической разгрузки,
  • релаксационные упражнения под музыку,
  • точечный массаж
  • беседа
  • метод поисковых вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, систематизацию знаний, нацеливающих на стимулирование мышления, внимания, памяти: «А как ты думаешь?», «Почему ты так думаешь?» и т.п.; постановка вопросов самими детьми,
  • введение кукольных персонажей, ситуаций сюрприза, удивления;
  • использование юмора, загадок,
  • спортивные игры и упражнения,
  • игры-инсценировки и др.
  • Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Использование упражнений на профилактику зрения, формированию правильной осанки, укреплению мышц спины, развитие мелкой моторики, развитию правильного дыхания направлены на увеличение умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья. При реализации образовательной программы учитываются особенности дошкольного образовательного учреждения, а так же индивидуальные и возрастные особенности детей.Отличительные особенности данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ.АДООП «Здоровейка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности воспитанника в здоровом образе жизни, оздоровлению организма, что является необходимым условием полноценного развития ребенка с ОВЗ и играет неоценимую роль в формировании детской личности.Кружковая физкультурно-спортивная работа облегчает воспитателю подготовку к основным занятиям по физическому развитию, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка. Дополнительно физкультурно-спортивная работа помогает легко овладеть методами и приемами оздоровления родителям и детям с ОВЗ, которые нуждаются в физкультурно-оздоровительной помощи.Включение в программу игр и упражнений, направленных на физическое развитие, оздоровление и способствующих укреплению психофизического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на физическое развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Комплектование группы детей для занятий в группе проводится с учетом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей специалистов (педиатра), результатов проверки исходного уровня физической подготовленности детей.1.2. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726-р;- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 Министерства образования и науки Российской федерации, Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321 Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края». - Нормативно-правовые локальные документы учреждения.1.3. Новизна и педагогическая целесообразность программы. Основным направлением в разработке АДООП стала оздоровительно-развивающая деятельность, в которой основной внимание уделяется формированию мотивации здоровья детей с ОВЗ. Мотивирование детей на здоровье и здоровый образ жизни - новизна данной программы.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что цели, задачи, методы и приемы, и формы работы с детьми соответствуют требованиям к работе с детьми старшего дошкольного возраста.1.4. Адресат программы - АДООП рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. 1.5. Сроки реализации АДООП - 1 год (с 01.10.2024 г. по 30.05.2025 г.).1.6. Формы и режим занятий по АДООП: Форма организации обучения - очная, групповая (6-10 человек)Режим и продолжительность занятий - один раз в неделю: 1 подгруппа (5-6 лет) по 25 минут;2 подгруппа (6-7 лет) по 30 минут (Приложение 1).1.7. Цель АДООП - Создание условий для коррекции и развития физических способностей детей с ОВЗ нуждающихся в физкультурно-оздоровительных услугах, как одного их мощных стимулов развития гармонической личности. Укрепление психического и физического здоровья детей с нарушением осанки. Задачи:Предметные:
  • Формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью, привычки ЗОЖ.
  • Формирование у детей правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия и нарушения зрения.
  • Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
  • Метапредметные:
  • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, подвижность в суставах, гибкость, ловкость, выносливость).
  • Создание условий для потребности у детей в двигательной активности.
  • Личностные:
  • Воспитывать эмоционально положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
  • 1.8. Учебно-календарный план на 2024-2025 учебный годИтого: 33 занятия Примечание к учебному плану: Продолжительность 1 учебного часа для детей 5-6 лет - 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут (СанПиН).1.10. Содержание АДООП «Здоровейка»Итого: 33 занятия Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий2.1. Условия реализации программы2.1.1. Принципы реализации АДООП:- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.- принцип комплексности, который имеет важное значение, так как, речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико- психолого-педагогический характер.- принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).- онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.- принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем.- дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.Помещение для занятий должно быть просторным, светлым и хорошо проветриваемым.2.1.2. Кадровое обеспечение - 1 педагог – программа реализуется без требований к соответствию квалификации педагога и уровню его образования.2.2. Использование современных образовательных технологий в реализации АДООП:1. Технология развивающего обучения. Результатом использования данной технологии является: усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. Технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.2. Игровые технологии. Результатом использования данной технологии является: обеспечение заинтересованного восприятия детьми изучаемого материала и привлечение их к овладению новыми знаниями. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на любой образовательной задаче, позволяет сделать более доступными сложные этапы обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. 4. Технология сотрудничества.Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.5. Технология дифференцированного обучения. Результатом использования данной технологии является: эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.6. Технология позитивного настроя. Результатом использования данной технологии является: дети активнее познают окружающий мир, запоминают и делают определенные, собственные умозаключения.2.3. Методическое обеспечение
  • Планируемые результаты:
  • Предметные:Сформировано у детей осознанное отношение к своему здоровью, привычки ЗОЖ.У детей сформированы навыки правильной осанки благодаря тому, что укрепились мышцы плечевого пояса, рук, ног в ходе систаматического выполнения упражнений.Сформированы у детей умения и навыки правильного выполнения движений.Метапредметные:Развитиы у детей двигательные способности детей и физические качества (быстрота, сила, подвижность в суставах, гибкость, ловкость, выносливость). Созданы благоприятные условия для потребности у детей в двигательной активности.Личностные:Воспитанны у детей эмоционально положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.2.5. Контроль и учет знаний и умений осуществляется за счет проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми материала программы:-четкость движений,-автоматизация движений в упражнениях, физических качеств,-умение самостоятельно придумывать упражнения, игры, движения,-знание оздоровительных гимнастик.Мониторинг (см. Приложение 2):Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня физического развития ребенка на начальном этапе работы.Итоговый-проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития физических способностей детей.Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:1.Проведение открытого занятия для родителей.2.Проведение спортивного развлечения «Веселые спортсмены». 2.6. Формы подведения итогов реализации АДООП (соревнования, спортивные праздники, открытые мероприятия для родителей, выступление на педсовете и т.д.)2.7. Список литературы
  • В.Г.Алямовская, Программа«Как воспитать здорового ребенка», Новгород, 1993 г.
  • Е.Н.Вавилова. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М. Просвещение, 1981г.
  • Э.С.Вильчковский. Развитие двигательной функции у детей.  Киев: Здоровья, 1983-208с.
  • Л.Д Глазырина Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит, изд. центр Владос, 1999г. 264с.
  • Двигательные качества  и методика их развития у дошкольников. Сост. Н.А. Ноткина – СПб.: Образование , 1993г.- 36с.
  • Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина. 1989г.-128с.
  • В.А.Муравьев, Н.Н. Назарова. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004г.-112с
  • Приложение 1.РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ АДООП «Здоровейка» НА 2024- 2025 УЧЕБНЫЙ ГОДПриложение 2.Входная диагностика (дата проведения: октябрь 2024 г.) Обозначения:СформированыНа стадии формированияНе сформированыГруппа № 1Диагностика развития физических качеств детей дошкольного возрастаМетодика обследованияТ.И. Осокина. Физическая культура в детском саду.В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. Физическое воспитание дошкольников.А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возрастаТест для определения скоростных качеств1) Бег на 30м со старта    Выбирается ровный участок, на котором рулеткой замеряется отрезок длиной 30 метров и мелом или краской фиксируются линии старта и финиша. В каждом забеге участвуют по два человека, что обеспечивает соревновательную форму проведения данного контрольного теста.  По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок и по команде «Марш!» дети с максимальной скоростью стремятся добежать до флажка, который размещают на 2-3 метра дальше финишной линии.  [3]              Тест для определения общей выносливости2) Бег на расстояние    Дистанция представляет собой круг с твёрдым покрытием длиной:Для детей 4-5 лет – 90м,                  5-6 лет – 120м,                  6-7 лет – 150мПо команде «На старт!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» дети начинают бежать по кругу. [1] Тест для определения ловкости3) Бег на 10 метров между предметами    Определяется временем пробегания 10 – метровой дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы (кубы, кегли, набивные мячи и т.п.), в количестве 10, которые ребёнок огибает один справа, другой слева. Даётся несколько попыток. Записывается лучший результат. [2]Тест для определения скоростно-силовых качеств4) Прыжок в длину с места (сила ног)    Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате или в заполненную песком яму.Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делает интенсивный взмах руками и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Измеряется расстояние от линии старта до пятки  «ближней ноги» с точностью до 1см. Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полёта, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. 5) Бросок набивного мяча весом 1кг способом из-за головы двумя руками стоя (сила     рук.    Ребёнок встаёт у контрольной линии, берёт мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног ребёнка не должны отрываться от пола (земли). Делаются два броска подряд, записывается лучший результат. Тест для определения гибкости6) Наклон вперёд из положения стоя (характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).Ребёнок становится на гимнастическую скамью (поверхность скамьи соответствует нулевой отметке), наклоняется вниз не сгибая колени. По линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрируется тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотянулся до нулевой отметки, то результат записывается со знаком минус. Шкала оценки темпов прироста физических качествдетей дошкольного возрастаФормула для оценки темпов прироста показателей физических качеств         100 (V2 – V1)W=  --------------------          1/2  (V2 + V1)W – прирост показателей темпов (%);V1 – исходный уровень;V2 – конечный уровень.ЛитератураГородской центр образования и здоровья «МАГИСТР». Обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении: Сборник образовательных программ/ Сост. О.И.Черемисина, М.В.Малышева, Н.А.Склянова и др. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2001. – 109с. (стр.73)Степаненкова  Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с. (стр.354-355).Приложение 3.Табель посещения занятий в 2024-2025 учебный год (группа №___)Месяц____________________