конспект урока биологии " Опорно- двигательная система птиц"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока биологии " Опорно- двигательная система птиц"
Автор: Тельманова Наталья Николаевна
Тема: Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».Автор : Тельманова Наталья НиколаевнаМОУ ЦО «Открытие» Хабаровский край г. Комсомольск-на-АмуреЦели урока:Образовательные: изучение опорно- двигательной системы птиц.Изучить особенности строения скелета птиц. В результате выполнения практической работы выявить особенности в строении скелета, которые сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полёту.Воспитательные: воспитание интереса к предмету, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля ;способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.Развивающие - развитие познавательной активности обучающихся, умения рассуждать, наблюдать, ставить цели и планировать свою деятельность, обобщать, делать выводы; развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли; развитие у учащихся рефлексивной деятельности.Задачи урока:•выделить с учащимися особенности строения скелета птиц в связи со способностью к полёту;•сравнить с учащимися строение скелета птиц и рептилий и сделать выводы;•объяснить учащимся причины наличия характерных признаков строения и работы мышц птиц;•развить умения учащихся использовать методы биологического исследования, •развивать у учащихся мотивы и познавательные интересы, направленные на изучение приспособленности строения скелета птиц к полёту;Планируемые метапредметные результаты: Предметные:•сформированность представлений об изменениях в строении скелета птиц в связи со способностью к полёту;•овладение понятийным аппаратом содержания параграфа;•овладение методами биологической науки в ходе выполнения лабораторной работы: наблюдением и описанием особенностей строения скелета птиц.Метапредметные:•умение проводить сравнение биологических объектов на основании их общих и индивидуальных черт;•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.Личностные:• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение сходства и различий в строении скелета птиц и рептилий. - формирование внутренней позиции школьника;-учебно-познавательный интерес к учебному предмету;-готовность и способность к саморазвитию;-формирование ответственного отношения к учению, к произвольному поведению;- уважительное отношение к собеседнику.Регулятивные:- анализ своего знания и незнания;- определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;- оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне);- формирование умения ставить учебную задачу и следовать ей, планировать учебные действия, делать выводы по их результатам в совместной деятельности с учителем;- умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; Коммуникативные:- оперирование в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -формулировать собственное мнение и позицию;-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;-формирование умения слушать и понимать речь других.Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-практикумОборудование: учебник Биология 7 класс, Константинова В.М. § 26 рабочие тетради №2 , 3D модель скелета птицы и птицы в полёте, интерактивная игра «Лучник», цветные карандаши , интерактивная доска, видеофизминутка, учебный диск «Биология .7 класс. Издательство «Дрофа» Ход урока Приложение 1Приспособления к полету, связанные со скелетом:а) Полые кости. Содержат много губчатого вещества, это уменьшает вес костей.б) Киль — вырост грудины. К нему крепятся летательные (грудные) мышцы. Есть группа бескилевых птиц, у которых этот вырост не развит, и они не способны к полету. К этой группе относятся страусы, казуары, нанду, киви.в) Скелет передних конечностей̆ видоизменен в скелет крыльев.г) Сращение некоторых костей̆ и уменьшение их количества. Так образовались сложный крестец и цевка. Цевка, кроме того, способствует отталкиванию при взлете и посадке и удержанию птицы при сидении на ветвях.д) Зубы не являются костями, но если считать их частью скелета, то не имеют зубов, что уменьшает вес. Приложение 2Олимпиадное задание Определите места срастания скелета птицы.Кости черепа хвостовой отдел позвоночника (пигостиль)Поясничный и крестцовый позвонкиключицы (вилочка)Кости запястья и пясти (пряжка) кости малая и большая берцовая(тибеотарзус)Кости тазалобковые костиГрудные позвонки (спинная кость)шейный одел позвоночникаГрудные и шейныефаланги пальцевРебра с грудинойключицы и лопаткиБедро и голеньПоясничные и крестцовые позвонки и тазовые костикости предплюсны и плюсны (цевка)(сложный крестец)