Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования
Автор: Чуева Татьяна Анатольевна

Конспект ООД по развитию речи
Подготовила педагог до Чуева Т.А.
Возраст: 6-7 лет.
Цель:Развитиеречевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные:в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.
Развивающие:обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные:формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование:слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписями,звездочки-награды,эмблемы для детей, медали для награждения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Какое у вас настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.Я твой друг и ты мой другКрепче за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.
Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра- начинается играЖа-жа-жа- есть иголки у ежаСа-са-са- под кустом сидит лисаНа-на-на- на дворе сейчас веснаШа-ша-ша- мама моет малышаАр-ар-ар- кипит наш самовар
Усь-усь-усь- на лугу пасется гусьТа-та-та- у нас в доме чистота.
Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называетсяЗнатоки родного языка.
Хотите в нее поиграть?
А как вы думаете, кто такиезнатоки?(Ответы детей.)
А что такоеродной язык?(Ответы детей.)
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вызнатоки.(Дети садятся полукругом за столы)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.
Начинаем нашу игру!
Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.
Дети: Карлсон.
Поиграем в игру Задавалки. Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие).Назовите первый и последний звук в слове платок.Сколько звуков в слове кот?Назовите гласный звук в слове мак.Назовите все звуки в слове соль.Сколько звуков к в слове кружка?
Ведущий: Отвечаем быстро Игра Много- один.
Окна- окно, стекла-… ,седла- … , крылья-… , перья-… , колеса-… , кольца-…, зерна-… , звенья-… .
Назовите последний звук во всех словах.
Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).
Молодцы! Справились с заданием!
Внимание команды! Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.
(Звучит звукозапись из мультфильма Вини-Пух и все-все-все, голос Пятачка: Кажется дождь начинается)
Дети: Пятачок.
Педагог: Следующее задание от Пятачка.
Назови общим словом.
Зима, весна, лето, осень – времена года.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - дни недели.
Март, апрель, май – весенние месяцы.
Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.
Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные.
Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.
Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные.
И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.
Домашние животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
И с этим заданием справились! Молодцы!
Педагог достает из черного ящика туфельки.
Педагог: Дети, что это?
Дети: Туфельки.
Педагог: Кому они принадлежат?
Дети: Золушке.
Педагог: Итак, следующее задание вам отправила Золушка.
Дидактическое упражнениеСкажи наоборот
Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
1 команда 2 команда
Большой – маленький Мягкий – твердый
Жара – Холод Тяжелый – легкий
Светлый – темный Ложиться – вставать
Грязный – чистый Говорить – молчать
Добро – зло Широкий - узкий
Высокий - низкий Короткий - длинный
Быстрая – медленная Толстый- худой
Подниматься- спускаться Вверх- вниз
Чистый- грязный Мокрый – сухой
Вперёд-назад Проиграл – выиграл
Педагог: С заданием справились, давайте немного отдохнем!
ФИЗМИНУТКА
Вот ученикам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойно подышать.
Педагог: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:Бабушка девочку очень любила,Красную шапочку ей подарила,Девочка имя забыла своё,Ну, отгадайте, как звали её?
Красная шапочка.
Игра Превращение слов с суффиксами -ик, -ищслова зачитывают капитаны)
Педагог: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды Мудрецы
Дом (домик, домище)
Забор (заборчик, заборище)
Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
Глаз (глазик, глазище)
Пакет ( пакетик, пакетище)
Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды Знатоки
Мороз (морозик, морозище)
Комар (комарик, комарище)
Сапог (сапожок, сапожище)
Сугроб ( сугробик, сугробище)
Хвост (хвостик, хвостище)
Человек (человечек, человечище)
Физкультминутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (водяной)
Где спрятался звук?.
Дети определяют позицию звука и в словах:
Мудрецы:сани, иволга, помидор, нитки.
Определяют позицию звука о в словах:
Знатоки:волк, облако, метро, автобус.
Педагог: Отгадайте загадку и узнаете, кто из сказочных героев отправил следующее задание?С букварём шагает в школуДеревянный мальчуган.Попадает вместо школыВ деревянный балаган.Как зовётся эта книжка?Как зовётся сам мальчишка?Дети: Буратино!
"Подбери слово":детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него
команда. 2 команда.
1. ма- 1. ли-
2. ры 2. зи-
3. ва- 3. си-
4. лу- 4. пи-
5. ро- 5 ки-
Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?
Бабушка в лесу живёт,Травы-зелье собирает,Пол в избе метлой метёт.В ступе по небу летает,Из кости её нога.Эту бабу звать… (Яга)

Задание Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне
Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.
Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков
(Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов.)
1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.
Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
1 заданиеВыберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда
Команда получает звезду за правильный ответ(на листочке)
2 заданиеСоставить предложение по схеме(по картине)
Команда получает звезду за правильный ответ.
Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: Видеосообщение от ЦарицыРусского языка. А, давайте похлопаем.
ЦарицаРусского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:
Он могучий и великий,
Кучу делает открытий.
Им приятно изъясняться
И писать, и пообщаться.
Он дружить нам помогает
И на песни вдохновляет,
С ним любой вопрос решу –
Даже стих на нем пишу!
Говорить на нем привык –
Русский мой, родной…. (язык)
- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.
Педагог: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!
Логический поезд- Что из чего сделано?
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
Педагог: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)
Рефлексия:Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?