"Маленькие финансисты"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Маленькие финансисты"
Автор: Сидорик Татьяна Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеАксайского района детский сад общеразвивающего вида 2 категории№28 «Рябинушка» «Маленькие финансисты» Долгосрочный проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории Сидорик Т.В.х. Верхнеподпольный2024 годПаспорт проектаОсновные этапы реализации проекта «Маленькие финансисты»1 этап - подготовительный:- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации проекта;- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленькие финансисты»;- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;- создание развивающей среды по теме проекта. 2 этап - основной, практический:- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.3 этап - завершающий:- подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки», игротека «Финансовая грамотность дошкольников», план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, альбом «Деньги разных стран», методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта. Перспективное планирование реализации проекта с детьми Перспективное планирование реализации проекта с родителямиЭффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Перед родителями поставлена задача -помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение - потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.Формы работы с родителями:1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование.2. Оформление информационных стендов, памяток.3. Собрания, консультации, мастер-классы. Вывод: В итоге реализации проекта дети старшей группы смогут: - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом; - знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам, - осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;Практические результаты: - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр.;- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. - применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); - следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника. В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:- деньги «растут» если их хранить не в банке - копилке, а в Банке;- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.;- правила поведения в реальных жизненных ситуациях. Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта - это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.Ожидаем, что не только дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности. Приложение 1Отчёт о проведении игрового тренинга со старшими дошкольниками на тему «Использование игровых финансовых технологий для детей»Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.В отдаленной же перспективе стоит цель - воспитать человека- семьянина, умеющего и желающего активно трудиться, развиваться (учиться), честно зарабатывать деньги, умеющего помогать и любящего свою страну.Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов.В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик. Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим.Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно. На первых этапах целесообразно знакомить детей с понятием потребности человека. Дети получают знания о том, что такое потребности, об их разнообразии. При знакомстве с понятием потребности необходимо уточнить, от чего зависят потребности человека, подвести детей к пониманию того, что не все можно купить за деньги. Дети были довольны и счастливы познакомиться с миром взрослых, а так же на практике попробовали «вкус» ответственности родителей при принятии решений. Благодаря занятию поближе узнали о «потребностях семьи», «благотворительности», «образовании», «денежных средствах». Приложение 2Логопедическая игра «Где это можно купить?»Игра - мощнейшая сфера самовыражения. Использование игры в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.Логопедическую игру «Где это можно купить?», можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи. Также данная игра способствует социализации и адаптации детей в окружающей среде.Наглядность к логопедической игре можно полностью оформить на стене или же выставлять отдельные панно в зависимости от изучаемой темы. Можно использовать в работе с детьми, начиная со средней возрастной группы.Цель игры:1. Накопление, активизация словаря, изучение категорий товаров и закрепление знаний о том, что разные товары продаются в разных отделах;2. Развитие грамматического строя речи; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи;3. Активизация познавательных процессов.4. Развитие социальной активности ребенка, адаптация в окружающей среде.Цели занятия могут каждый раз варьироваться.Оборудование: большие картинки с изображением различных отделов супермаркета (продуктового, мебельного, спортивного, обувного и так далее);предметные картинки по каждой из названных тем, буквы и символы звуков (р, л, с, ш, ч, з, к, ц); фишки для поощрения детей.Ход игрыВниманию детей предлагаются серии картинок или панно с изображением различных отделов магазина (отдельно можно использовать также предметные картинки).- Представьте, что в нашем городе открывается новый большой магазин, который называется…супермаркет. Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.После того как все картинки займут свои места, можно в зависимости от цели занятия предложить детям следующие игры:Звукопроизношение- На этапе закрепления звуков в словах, логопед предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р - груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш - шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба);- На этапе дифференциации звуков проводится игровое задание «Покупки». Детям даётся задание «купить товары», в названии которых есть определённые звуки (Л-Р, С-Ш и т.д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.Л - вилка, клубника, яблоко, лук, колбаса и т.п.Р - морковь, виноград, помидор, картофель и т.п.С - ананас, слива, капуста, сапоги и т.п.Ш - шапка, шарф, шляпа, груша, порошок, шуба, шар и т.п.Активный словарьЗакрепление знаний по темам, классификация.Игровое задание «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён «Календарь природы».)Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)Обогащение словаря словами-признаками.Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)Грамматический строй речиОбразование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на полках супермаркета в единственном и множественном числе)Игровое задание «Один - много» (Яблоко - яблоки, платье - платья, телевизор - телевизоры.)Закрепление предложно-падежных конструкцийИгровое задание «Чего нет на полках?» (Родительный падеж ед. и мн. числа)Согласование существительных с числительнымиИгровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)Образование относительных имён прилагательныхИгровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)Связная речьОбразование сложных предложенийИгровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку).Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.Составление рассказа по цепочке.В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т.д.Познавательная деятельностьИгровое задание «Что купили?» (развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.Игровое задание «Найди по описанию». Дети должны по описанию логопеда отгадать предмет.Игровое задание «Отгадай загадку». Логопед предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.Отдел «Продукты»1. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)2. Нашёл я шар, разбил его,Увидел серебро и злато. (Яйцо)3. Маленькое, сдобноеКолесо съедобное,Я одна тебя не съем,Разделю ребяткам всем. (Бублики)4. В воде родится, воды боится. (Соль)5. Белый камень в воде тает. (Сахар)6. Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)7. Чистое небо, да не вода,Клейкое, да не смола,Белое, да не снег,Сладкое, да не мёд,От рогатого берут,Малым детям дают. (Молоко)Отдел «Овощи-фрукты»1. Сидит красная девица в темнице,А коса на улице. (Морковь)2. Как надела сто рубах,Захрустела на зубах. (Капуста)3. Неказиста, шишковата,А придёт на стол она,Скажут весело ребята:«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)4. Прежде чем его мы съели,Все наплакаться успели. (Лук)5. Круглый бок, жёлтый бок,Сидит на грядке колобок. (Репка)6. Лежит меж грядок,Зелен и сладок. (Огурец)7. Вверху зелено.Внизу красно,В землю вросло. (Свекла)8. Круглое, румяное,Я расту на ветке. (Яблоко)9. На сучках висят шары,Посинели от жары. (Слива)10. Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква)11. Сижу на дереве, кругла как шар,Вкусна как мёд, красна как кровь. (Вишня)12. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)Отдел «Посуда»1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,Больше греться не хочу.Крышка громко зазвенела:«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)3. Никогда не ест,А только пьёт.А как зашумитВсех приманит. (Самовар)Отдел «Обувь»1. Всегда шагаем мы вдвоём,Похожие, как братья.Мы за обедом - под столом.А ночью – под кроватью. (Ботинки)2. Если дождик,Мы не тужили -Бойко шлёпаемПо лужам,Будет солнышкоСиять -Нам - под вешалкойСтоять. (Сапоги)Отдел «Одежда»1. Один вход, три выхода. (Рубашка)2. По дороге я шёл,Две дороги нашёл,По обеим пошёл. (Брюки)Отдел «Бытовая техника»1.Полюбуйся, посмотри -Полюс северный внутри!Там сверкает снег и лёд,Там сама зима живёт.Навсегда нам эту зимуПривезли из магазина. (Холодильник)2.Живёт в нём вся вселенная,А вещь обыкновенная. (Телевизор)3. Из угла в уголЖелезным плугом. (Утюг)4. Есть у нас в квартире робот.У него огромный хобот.Любит робот чистотуИ гудит, как лайнер «ТУ»Он охотно пыль глотает,Не болеет, не чихает. (Пылесос)5.Без языка живёт,Не пьёт, не ест,А говорит и поёт. (Радио)Отдел «Игрушки»1. Упадёт – поскачет,Ударишь – не плачет. (Мяч)2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)3. Рядом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрёшка)За выполнение каждого игрового задания дети поощряются фишками или жетонами. Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении основных задач коррекционной работы. Приложение 4Консультация для родителей «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность?» Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы:1. Что такое деньги.2. Где их взять.3. Как ими правильно распоряжаться. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход - это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдет в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи. В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку. На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это совсем не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений. Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги: для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары; когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить; ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить; чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата; никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми; чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка, не надо сразу бежать в магазин и покупать новую игрушку. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом. Рекомендации для родителей Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Возьмите ребенка в банк. Поговорите с детьми о вложении денег. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Научите детей зарабатывать деньги. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. Будьте для ребенка примером! Приложение 1Отчёт о проведении игрового тренинга со старшими дошкольниками на тему «Использование игровых финансовых технологий для детей»Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.В отдаленной же перспективе стоит цель - воспитать человека- семьянина, умеющего и желающего активно трудиться, развиваться (учиться), честно зарабатывать деньги, умеющего помогать и любящего свою страну.Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов.В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик. Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим.Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно. На первых этапах целесообразно знакомить детей с понятием потребности человека. Дети получают знания о том, что такое потребности, об их разнообразии. При знакомстве с понятием потребности необходимо уточнить, от чего зависят потребности человека, подвести детей к пониманию того, что не все можно купить за деньги. Дети были довольны и счастливы познакомиться с миром взрослых, а так же на практике попробовали «вкус» ответственности родителей при принятии решений. Благодаря занятию поближе узнали о «потребностях семьи», «благотворительности», «образовании», «денежных средствах». Приложение 2Логопедическая игра «Где это можно купить?»Игра - мощнейшая сфера самовыражения. Использование игры в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.Логопедическую игру «Где это можно купить?», можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи. Также данная игра способствует социализации и адаптации детей в окружающей среде.Наглядность к логопедической игре можно полностью оформить на стене или же выставлять отдельные панно в зависимости от изучаемой темы. Можно использовать в работе с детьми, начиная со средней возрастной группы.Цель игры:1. Накопление, активизация словаря, изучение категорий товаров и закрепление знаний о том, что разные товары продаются в разных отделах;2. Развитие грамматического строя речи; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи;3. Активизация познавательных процессов.4. Развитие социальной активности ребенка, адаптация в окружающей среде.Цели занятия могут каждый раз варьироваться.Оборудование: большие картинки с изображением различных отделов супермаркета (продуктового, мебельного, спортивного, обувного и так далее);предметные картинки по каждой из названных тем, буквы и символы звуков (р, л, с, ш, ч, з, к, ц); фишки для поощрения детей.Ход игрыВниманию детей предлагаются серии картинок или панно с изображением различных отделов магазина (отдельно можно использовать также предметные картинки).- Представьте, что в нашем городе открывается новый большой магазин, который называется…супермаркет. Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.После того как все картинки займут свои места, можно в зависимости от цели занятия предложить детям следующие игры:Звукопроизношение- На этапе закрепления звуков в словах, логопед предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р - груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш - шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба);- На этапе дифференциации звуков проводится игровое задание «Покупки». Детям даётся задание «купить товары», в названии которых есть определённые звуки (Л-Р, С-Ш и т.д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.Л - вилка, клубника, яблоко, лук, колбаса и т.п.Р - морковь, виноград, помидор, картофель и т.п.С - ананас, слива, капуста, сапоги и т.п.Ш - шапка, шарф, шляпа, груша, порошок, шуба, шар и т.п.Активный словарьЗакрепление знаний по темам, классификация.Игровое задание «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён «Календарь природы».)Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)Обогащение словаря словами-признаками.Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)Грамматический строй речиОбразование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на полках супермаркета в единственном и множественном числе)Игровое задание «Один - много» (Яблоко - яблоки, платье - платья, телевизор - телевизоры.)Закрепление предложно-падежных конструкцийИгровое задание «Чего нет на полках?» (Родительный падеж ед. и мн. числа)Согласование существительных с числительнымиИгровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)Образование относительных имён прилагательныхИгровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)Связная речьОбразование сложных предложенийИгровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку).Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.Составление рассказа по цепочке.В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т.д.Познавательная деятельностьИгровое задание «Что купили?» (развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.Игровое задание «Найди по описанию». Дети должны по описанию логопеда отгадать предмет.Игровое задание «Отгадай загадку». Логопед предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.Отдел «Продукты»1. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)2. Нашёл я шар, разбил его,Увидел серебро и злато. (Яйцо)3. Маленькое, сдобноеКолесо съедобное,Я одна тебя не съем,Разделю ребяткам всем. (Бублики)4. В воде родится, воды боится. (Соль)5. Белый камень в воде тает. (Сахар)6. Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)7. Чистое небо, да не вода,Клейкое, да не смола,Белое, да не снег,Сладкое, да не мёд,От рогатого берут,Малым детям дают. (Молоко)Отдел «Овощи-фрукты»1. Сидит красная девица в темнице,А коса на улице. (Морковь)2. Как надела сто рубах,Захрустела на зубах. (Капуста)3. Неказиста, шишковата,А придёт на стол она,Скажут весело ребята:«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)4. Прежде чем его мы съели,Все наплакаться успели. (Лук)5. Круглый бок, жёлтый бок,Сидит на грядке колобок. (Репка)6. Лежит меж грядок,Зелен и сладок. (Огурец)7. Вверху зелено.Внизу красно,В землю вросло. (Свекла)8. Круглое, румяное,Я расту на ветке. (Яблоко)9. На сучках висят шары,Посинели от жары. (Слива)10. Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква)11. Сижу на дереве, кругла как шар,Вкусна как мёд, красна как кровь. (Вишня)12. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)Отдел «Посуда»1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,Больше греться не хочу.Крышка громко зазвенела:«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)3. Никогда не ест,А только пьёт.А как зашумитВсех приманит. (Самовар)Отдел «Обувь»1. Всегда шагаем мы вдвоём,Похожие, как братья.Мы за обедом - под столом.А ночью – под кроватью. (Ботинки)2. Если дождик,Мы не тужили -Бойко шлёпаемПо лужам,Будет солнышкоСиять -Нам - под вешалкойСтоять. (Сапоги)Отдел «Одежда»1. Один вход, три выхода. (Рубашка)2. По дороге я шёл,Две дороги нашёл,По обеим пошёл. (Брюки)Отдел «Бытовая техника»1.Полюбуйся, посмотри -Полюс северный внутри!Там сверкает снег и лёд,Там сама зима живёт.Навсегда нам эту зимуПривезли из магазина. (Холодильник)2.Живёт в нём вся вселенная,А вещь обыкновенная. (Телевизор)3. Из угла в уголЖелезным плугом. (Утюг)4. Есть у нас в квартире робот.У него огромный хобот.Любит робот чистотуИ гудит, как лайнер «ТУ»Он охотно пыль глотает,Не болеет, не чихает. (Пылесос)5.Без языка живёт,Не пьёт, не ест,А говорит и поёт. (Радио)Отдел «Игрушки»1. Упадёт – поскачет,Ударишь – не плачет. (Мяч)2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)3. Рядом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка. (Матрёшка)За выполнение каждого игрового задания дети поощряются фишками или жетонами. Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении основных задач коррекционной работы. Приложение 4Консультация для родителей «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность?» Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы:1. Что такое деньги.2. Где их взять.3. Как ими правильно распоряжаться. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход - это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдет в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи. В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку. На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это совсем не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений. Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги: для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары; когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить; ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить; чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата; никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми; чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка, не надо сразу бежать в магазин и покупать новую игрушку. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом. Рекомендации для родителей Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Возьмите ребенка в банк. Поговорите с детьми о вложении денег. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Научите детей зарабатывать деньги. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. Будьте для ребенка примером!