Великое кино великой страны
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Великое кино великой страны
Автор: Юсупов Артур Фаатович
Учитель А.Ф. ЮсуповДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Великое кино великой страны»социально-педагогической направленностиВозраст обучающихся – 12- 17 летСрок реализации – 1 месяцПояснительная запискаВ связи с внедрением в последнее время в систему образования целого ряда новых технологий, направленных на развитие творчества, активизацию мыслительной деятельности и адаптацию ребенка, появилась необходимость развивать этого рода деятельность во внеурочное время. Киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму учащихся в процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской кинематографии. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на развитии эстетического вкуса ребят, на духовно-нравственных качествах личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать позитивный зрительский опыт, навыки критического мышления. При реализации программы у учащихся появится возможность не только посмотреть художественные фильмы и документальное кино, посвященные общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.Выбирая фильмы для работы нужно исходить из нескольких положений:фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему;фильм должен быть интересным;фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным;фильм не должен быть жестоким, банальным, «затертым» показами по телевизоруПри этом важно учитывать, что работа требует активного участия ведущего. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего.В современном обществе вопросы воспитания и образования, социального, нравственного, патриотического формирования подрастающего поколения решаются в сложном, многостороннем взаимодействии многих средств и общественных сил. Искусству принадлежит здесь одна из существенных и действенных ролей. Его значение в духовном формировании личности трудно переоценить. Особое место в системе искусств занимает кино. Этот вид искусства любят все. Но особенно к нему привязаны дети и подростки.Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека. Нашим кинематографом накоплены огромные эстетические богатства, созданы замечательные кинопроизведения, способные потрясти и ум и душу, облагородить чувства, пробудить в душах ребят лучшие духовные силы. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего поколения. Художественная выразительность формы, яркий герой – вот основные условия успешного использования кинопроизведения в воспитательном процессе.Задача педагогов, работающих по данной программе, помочь ребенку и подростку встретиться с интересным фильмом, увеличить «коэффициент полезного общественного и воспитательного действия» экрана. Место кино в образовательном процессе не может быть заменено ничем – ни дидактикой, ни лекциями, ни познавательными играми. Использование кинематографа в качестве интенсивного творческого метода обучения, привлечение игрового, хроникально-документального и научно-популярного кино в качестве дополнительного материала, формирует уважительное отношение и интерес к фильмам, как к духовной ценности. Делать это необходимо живо и увлекательно, подбирая для просмотра географические, историко-биографические, героико-патриотические фильмы, иначе мы воспитаем людей без чувства истории, которое напрямую связано с чувством патриотизма.Именно на решение этого круга задач и направлена программа, призванная обучать и воспитывать увлеченно, личностно заинтересованно воспринимать предлагаемые к просмотру кинопроизведения, переживать их и осмысливать. Только при этом условии, то, что несет кино, может войти в сознание подрастающей личности.Социально-педагогическая направленность программы и решаемые ею педагогические задачи, те пути и способы, с помощью которых фильм формирует личность подрастающего человека – все это в итоге работает на конечный результат.По инновационному потенциалу она относится к дополняющему типу учебных программ, т.к имея существенно новое содержание, дополняет уже имеющийся пакет учебных программ.Программа актуальна. Она отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Изменения, происходящие в обществе, диктуют социальный заказ, определяющий новые требования к юным гражданам, к их образованию и воспитанию. Какое поколение будет в новой России? Захочет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство наших предков? Актуальность этих вопросов ориентирует авторов программы на поиск новых, более интересных форм работы с детьми с использованием кинематографа, т.к. кино не только развивает, оно является одним из самых массовых и активных, с точки зрения эмоционального воздействия на зрителя видов искусств.Педагогическая целесообразность программы заключается в разумном педагогическом руководстве киновосприятием, в грамотном педагогическом сопровождении образовательно-воспитательного процесса, в предоставлении обучающимся самостоятельности и возможности для самовыражения. Программа расширяет и углубляет знания обучающихся в области кинокультуры, отечественной и мировой, направлена на поиск новых подходов и форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, ценностные патриотические аспекты.Отличительной особенностью программы является то, что она отражает межпредметную интеграцию, и позволяет расширить средствами кинематографа тематику изучаемого материала. Программа знакомит ребят с фильмами, снятыми в 20-80-х г.г. XX века, фильмами периода «перестройки», современными фильмами, посвященными героическим страницам истории России.Цель программы:развитие образовательной средыЗадачи:развитие коммуникативной компетенцииформирование мотивации к обучениюповышение уровня речевой компетенциисодействие личностному росту учащегосяразвитие индивидуальностивоспитание нравственных качеств личностиСрок реализации программы – 1 месяц (8 часов, по 2 часа в неделю)Программа рассчитана на детей 11 – 18 летФормы и методы занятий – просмотри фильма, творческая работа в виде сочинения-рассуждения на просмотренный фильм.Прогнозируемый результат:Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.Формирование мотивации к обучению.Повышение уровня речевой компетенции.Изменение отношения учащихся к различным аспектам своей жизни, в т.ч. к здоровью.Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.Повышение социально-психологической комфортности в семье.Воспитание нравственных качеств личности.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУчебный (тематический план)Содержание учебного (тематического) планаВводное занятие «Что такое кино?»Появление и развитие кинематографа. Жанры кино. Знаменитые деятели кино.Теория: 1 часИстория российского киноПоявление кинематографа в России. Развитие киноискусства в нашей стране. Знаменитые кинодеятели нашей страны.Теория: 1 часПросмотр фильмаПросмотр отечественного фильма согласно возрасту обучающихся.Теория: 2 часаКто такие кинокритики?Знакомство с профессией кинокритика. Дискуссионная площадка.Теория: 1 часПрактика: 1 часСочинение-рецензияНаписание сочинения-рассуждения на просмотренный фильм.Практика: 1 часИтоговое занятиеТеория: 1 часУсловия реализации программыМатериально-техническое обеспечениеАктовый залОборудованиеДля реализации программы имеется следующее оборудование:Ноутбук с доступом в интернет;презентационное оборудование (проектор с экраном) с возможностью подключения к компьютеру;флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей.Список литературыАлешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н.В.- М.:ЦГЛ, 2005. – 256 с.Антонова В.А. Кино юным / Антонова В.А. – М.: Искусство, 1985. – 336 с.Видякин В.А. Военно-патриотическое воспитание в школе/Видякин В.М. – Волгоград:Учитель, 2005. – 280с.Касимова Т.М. Патриотическое воспитание школьников /Касимова Т.А. – М.:5 за знания, 2005. – 64с.Мусский И.А. 100 великих отечественных кинофильмов / Мусский И.А. – М.: Вече, 2006.-480 с.Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.Раззаков Ф.И. Наше любимое кино… о войне / Раззаков Ф.И. – М.: Изд-во Алгоритм; Изд-во Эксмо, 2005.- 480 с.