«Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО»
Автор: Долгополова Алла Фёдоровна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально - личностного развития воспитанников № 15 Веселый улей» станицы СтаропавловскойСтатья «Что изменилось в работе дошкольного образовательного учреждения с введением ФОП ДО» Составила: Долгополова А.Ф. старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый улей» ст. Старопавловской2025г.Содержание1. Введение…………………………………………………………………..32. Основная часть………………………………………………………………32.1.  Основные новшества, которые внесли авторы программы……………32.2. Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО…………………………..43. Заключение…………………………………………………………………..54. Используемая литература…………………………………………………...51. Введение.С 1 сентября 2023 года детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Аббревиатура - ФОП ДО.Главная цель федеральной программы дошкольного образования - разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.Сегодня актуальны парциальные программы, так как ФГОС ДО сохранил возможность формирования вариативной части образовательной программы: не менее 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, и не более 40% можно формировать по своему усмотрению. Детские сады могут ориентироваться на собственные запросы, приоритетные направления, специфику национальных, региональных и других условий.Это дало толчок к появлению  Среди самых популярных — «Детский сад по системе Монтессори», «Золотой ключик», «Истоки».ФОП ДО сохранила такую возможность: 60% должно быть взято из Федеральной образовательной программы, оставшиеся 40% можно формировать по своему усмотрению. Так детские сады могут ориентироваться на специфику национальных, региональных и других условий. При этом авторская часть программы  по содержанию и планируемым результатам.Новая программа во многом дублирует ФГОС. Но содержательный раздел существенно расширился — он уточняет ключевые подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития для каждого возраста.2. Основная часть.2.1.  Основные новшества, которые внесли авторы программы.
  • Заменили возрастные группы на этапы по году рождения. Во ФГОС были прописаны  младенческий возраст — с двух месяцев до года, ранний — с года до трех, дошкольный — с трех до семи лет. Новая программа предлагает  — год, два, три, четыре и так далее, до поступления в школу. Предполагается, что это поможет точнее адаптировать образовательный процесс к возрастным особенностям детской психики.
  • Расширили и конкретизировали нормативы и требования для каждого возраста. Речь о пяти образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Теперь для каждой возрастной группы  педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.
  • Добавили список литературы, музыки и мультфильмов, которые  Для самых маленьких разработчики документа советуют малые формы русского фольклора, русские народные сказки, детскую поэзию и прозу. Это помогает детям погрузиться в мир культуры и истории России, развивать кругозор.
  • Для дошколят пяти-семи лет в списках анимационных произведений есть как старые мультфильмы — «Мешок яблок», «Крошка Енот», «Маугли», так и современные — например, режиссера Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе». А еще мультсериалы «Смешарики», «Фиксики», «Монсики», «Оранжевая корова» и другие.
  • Дали перечень основных государственных и народных праздников, которые  Наряду с Днем защитника Отечества, Днем Победы и Днем государственного флага РФ дошкольников будут знакомить со следующими праздниками: День российского кино, Международный день художника, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
  • Воспитатели должны рассказывать детям об истории этих праздников и объяснять, кому или чему они посвящены, проводить тематические мероприятия. Например, перед Днем Победы дети могут делать из бумаги белых голубей, разучивать военные песни, встречаться с ветеранами.
  • Прописали требования к работе с особыми категориями детей. Программа  через индивидуальные и групповые занятия, развитие навыков и создание инклюзивной среды. Коррекционно-развивающая работа направлена на ребят, обучающихся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения, а также детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.
  • Указали требования к образовательному процессу и режиму дня. , сна, прогулок, свободной игры и даже о перерывах на гимнастику, а также о дневной суммарной образовательной нагрузке.
  • 2.2. Плюсы и минусы новой программы ФОП ДОУ новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы:
  • общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;
  • нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
  • Инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
  • сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.
  • Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:
  • повышенная нагрузка.  — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
  • оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
  • затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
  • переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
  • перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
  • уменьшение времени на игры. , что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.
  • 3. ЗаключениеЧто в итогеС 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.