«Технология картирования в работе педагога-психолога»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технология картирования в работе педагога-психолога»
Автор: Шабарчина Алеся Инисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 13 «Звездочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики БашкортостанВыступление на методическом объединениипедагогов-психологов«Технология картирования в работе педагога-психолога» Подготовила:Педагог-психологШабарчина А.И.БИРСК 2024г.Тема: «Технология картирования в работе педагога-психолога»Цель: внедрение в ДОУ инновационной технологии картирования в познавательной деятельности дошкольников Задачи: изучить технологию составления интеллект-картДобрый день, уважаемые коллеги.Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Ведь задача педагога, сохранить индивидуальность каждого ребенка, научить его думать креативно, развивать творческое мышление.В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики. Ведь все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление не организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление. Сегодня мы обсудим метод интеллект-карт, который можно использовать, как один из активных методов работы с детьми. Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного места под все идеи. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни. Отличительное свойство методики -  привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Левополушарное мышление считается абстрактнологическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию. Правополушарное мышление является нагляднообразным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Правое полушарие охватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений, улавливая множество деталей и связей между ними Всем известно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, так как каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет  у детей  доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников. Интеллект -карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.Результативность применения метода интеллект-карт достигается: наглядностью, привлекательностью, запоминаемостью, творчеством.Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».Применять интеллект- карты можно по двум направлениям:
  • Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
  • Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
  • Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательноизлагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарьстановится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.Существуют правила создания интеллект-карт:
  • При работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т.д.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Главная идея находится в центре страницы.
  • Главные ветки обозначаются разным цветом.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Как же организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект-карты?В начале перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Сначала, когда ребенок осваивает работу с интеллект - картой нужно помогать детям: наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята осваивают правила и далее самостоятельно подбирают материал и развивают свои мысли и идеи. В центре ставится проблемная ситуация, связанная с темой. Подбираются соответствующие картинки. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решается коллективно что подходит, подбирается материал. От центральной идеи расходятся стрелки – направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.В ходе реализации определенной темы Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать.По завершению темы используют интеллект карту, как подведение итогов.НапримерИнтеллект - карта тема «Осень». От центральной картинки первая стрелка показывает: признаки неживой природы: светит ли солнце?, идет ли дождь? и т. д. Следующая стрелка рассказывает о растительном мире. Затем рассматривается животный мир. И большим отдельным ответвлением является труд человека осенью. Как уже было сказано каждый блок имеет своё продолжение и разбивает блок на более мелкие подтемы.Можно начать составлять интеллект – карты уже со средней группы. Сначала это будут небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. А с ребятами старших и подготовительных групп уже можно сооружать достаточно сложные интеллект – карты, такие как: домашние и дикие животные, виды транспорта, насекомые и другие.Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.Спасибо за внимание.