Открытый урок по литературному чтению "Сравнение художественного и естественно-научного текста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по литературному чтению "Сравнение художественного и естественно-научного текста"
Автор: Хамченко Кристина Евгеньевна

Сравнение и анализ художественного и научно-познавательного текстов.Разделы: Класс: 2Ключевые слова: естественно-научная грамотностьТИП УРОКА: комбинированный урок, урок обобщения и систематизации новых знаний.ВИД УРОКА: исследовательский урок.ЦЕЛЬ УРОКА: развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них. Формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.ЗАДАЧИ УРОКА: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности; способность различать тексты различных жанров и типов; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной или письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей; способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: мотивация, актуализация знаний, целеполагание, решение поставленной проблемы, систематизация знаний, подведение итогов, рефлексия.СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: рабочий лист, таблица, портрет М.Пришвина, изображение наста, разные виды текстов, карточки со словами на доску.ПЛАН УРОКА
  • Определить жанр, тему, героев произведения.
  • Объяснить значение выражений, встретившихся в тексте.
  • Найти необходимую информацию в прочитанном тексте.
  • Задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них.
  • Давать характеристику героям произведений.
  • Различать научно-познавательный и художественный текст, находить в них сходства и различия.
  • Введение понятий «погода», «хорошая погода, «плохая погода», «облачность», «оттепель», «наст»
  • Работа с таблицей наблюдений за погодой.
  • Высказывание предположений и гипотез о причинах наблюдаемых явлений.
  • Подведение итогов.
  • Ход урокаЗдравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Мы станем настоящими исследователями и узнаем, что тексты по стилю бывают разные и научимся их различать. В течение урока вы будете работать с рабочими листами, где будете делать пометки и отвечать на вопросы.По завершению работы мы сформулируем выводы и сделаем маленькие открытия. Для начала, Я предлагаю вам разгадать загадку.Слайд 2Кто по ёлкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет,Сушит на зиму грибы? (белка)Слайд 3Как раз белка нам поможет на уроке!А чтобы познакомиться с ней поближе, мы прочитаем рассказ Михаила Пришвина. Он был необычным писателем, много путешествовал, наблюдал за животными в природе, за их повадками, интересные истории происходили с ним в лесу - это служило основой для его произведений и служило основой его творчества. Одно из таких произведений «Беличья память».Слайд 4Чтение рассказа Михаила Пришвина.Слайд 5Задание 1. Определение темы и главного героя произведения. (Повадки диких животных. Белочка)Задание 2. А теперь я проверю, как вы поняли текст. И предлагаю вам составить свои вопросы. Кто хочет озвучить вопрос?(Что увидел автор рассказа в зимнем лесу? Что искала белка под снегом? Где белка находила орехи? Когда происходят события, описанные в рассказе? Ответы детей.)Вопросы и ответы детей.Слайд 6Давайте запишем вопросы.Задание 3. Ребята, а кто увидел в тексте интересную фразу, которая не может существовать? (читать следы). А Что обычно мы читаем?(книгу) А что читал автор? (следы)Слайд 7 Давайте выберем нужный ответ, кто как считает? (Понимать, что за зверь …)Слайд 8Задание 4. А какие чувства, эмоции испытывал автор текста, разглядывая беличьи следы. (Удивление)А по каким фразам или словам вы это поняли? («Что за чудо?», «Но, самое удивительное») Ну, а теперь, давайте немного разомнемся. Физкультминутка. Проводит Байсар.Слайд 9Предлагаю прочитать вам второй текст. Чтение текста.Слайд 10Задание 5. Кто герой? Что вы узнали о белочке? Посмотрите на текст, чего не хватает в этом тексте? (названия). Давайте придумаем подходящее название!Слайд 11Пример: «Беличья забывчивость» Запишете, пожалуйста, название текста.Слайд 12Задание 6. Давайте определим, что общего в этих 2 текстах. (белка, какие запасы делает она на зиму и как она находит их зимой)А какие различия в этих текстах? (В рассказе М.Пришвина говорится о том, что у белки хорошая память, а во втором тексте - о том, что у белки плохая память). Слайд 13Запишем ответы в таблицу.Одинаковые или разные получились у нас белки? (Похожие)Ответы детей.Слайд 14Задание 7.  Переходим к заданию 7. Читаем слова, записанные на карточках. Давайте соединим эти карточки с текстами.Пришвин: смекалистая, хорошая память.Второй текст: умная, плохая память.Давайте с вами подумаем, и сделаем вывод. По стилю тексты одинаковые или разные? Но сначала познакомимся с терминами. Читаем определения.Слайд 15Давайте сравним тексты и определим их виды:Выполняем задание на зеленой доске с карточками. Вызывать по одному ребенку.Слайд 16Задание 8.  Итак, ребята, что мы поняли? Рассказ М.Пришвина - художественный текст, а текст из энциклопедии - научно-познавательный. Заполним последнее задание в рабочем листе..Если осталось время!!!!!Ребята, а наша белка то не простая, а волшебница! Она является научным сотрудником гидрометеоцентра. А вы знаете что такое гидрометеоцентр? (Это центр, который помогает с определением погоды.)Наша белочка помогает лесным жителям в определении погоды А зачем лесным жителям определять погоду? (Чтобы искать запасы в хорошую погоду.)Слайд 17Эта умная белка фиксировала свои наблюдения в таблице. Давайте внимательно с ней ознакомимся.Задание 1. На протяжении, какого времени белка вела наблюдения? (2 недели)Задание 2. Определите, какие показатели записывала белка. (Облачность, температура воздуха днем и ночью, виды осадков)Что определяют по этим показателям? ПОГОДУ (это сочетание температуры воздуха, облачности, садков, ветра).Задание 3. Определяем, сколько дней в течение 2 декабрьских недель солнышко на небе не появлялось? (6 дней);Сколько дней за это время выпали осадки? (4 дня);В какой день недели была самая морозная погода? (13 декабря)БЕЛОЧКА ОТРАВЛЯЛАСЬ НА ПОИСКИ ТАЙНИЧКОВ В СОЛНЕЧНУЮ ПОГОДУ, КОГДА ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА НЕ ОПУСКАЛАСЬ НИЖЕ 20 ГРАДУСОВ МОРОЗА. Сколько раз за 2 недели белочка могла отправиться на поиски тайничков? (4 дня) 4 декабря, 7 декабря, 15 декабря, 17 декабряСолнечных дней было 5, но один день не подходит, так как в тот день температура опускалась ниже 20 градусов.В результате своих наблюдений белочка сделала вывод, что с наступлением оттепели - орешки и желуди стало доставать сложнее. Как вы думаете, почему?Слайд 18Потому что оттепель - это теплая погода зимой или ранней весной, сопровождающаяся таянием снега. - Действительно, после оттепели ударяют морозы, и появляется наст.Слайд 19Наст - это плотная корка снега на поверхности снежного покрова, образуется в результате подтаивания и последующего замерзания снега (демонстрация картинки с настом).Вспомним фрагмент из рассказа М.Пришвина:Белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела - я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью вылазку.Как вы можете объяснить, почему автор написал, то белка «ныряет в снег»? (В первые месяцы зимы снежный покров рыхлый, белке легче добраться до запасов, она ныряет в снег как в воду).Легко ли было доставать ей свои запасы? (Да)Как вы думаете, почему с появлением наста белке становится труднее найти себе пропитание? (наст очень плотный и твердый, как корка, поэтому белке трудно добраться до тайничка).Ребята, на этом уроке вы были настоящими исследователями, получилось ли у вас сделать открытия? Какие?Белка, в знак благодарности за проявленный интерес, дарит вам своё любимое лакомство. Что это? Орехи! Которые вы потом сможете обменять на пятёрку по литературному чтению. (Раздаю орехи бумажные орехи)Слайд 20Подведем итоги урока, в какую погоду, белка ищет свои запасы? (В теплую)
  • Какая память у белок в природе? (плохая)
  • Какие стили текста мы сегодня разобрали? (Художественный и научно-познавательный)
  • Какой писатель написал рассказ о белочке? Михаил Пришвин)
  • Что вам понравилось на уроке? Что было самым трудным?
  • Слайд 21 РЕФЛЕКСИЯА теперь, ребята поднимите орешки, кому наше занятие сегодня понравилось. А кому не понравилось, орешки не поднимают.Замечательно, на этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!Список используемой литературы
  • Функциональая грамотность 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. - М.: Планета, 2024. - 96 с. - (Ученье с увлеченьем).
  • Рассказ М.Пришвина «Беличья память».
  • Научно-познавательный текст о белке.