Особенности использования дидактических игр  на занятиях в младшем дошкольном возрасте 


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности использования дидактических игр  на занятиях в младшем дошкольном возрасте 
Автор: Буренкова Екатерина Алексеевна

Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей (методические рекомендации)Кемерово 2025СодержаниеВведение…………………………...31. Педагогическая культура родителей…………………………..52. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка………………………………83. Дифференцированный подход при организации работы с родителями……………………………………………………………………114. Формирование педагогической культуры родителей………………………13Заключение16Литература17Приложения18ВведениеСовременные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать дошкольное образование. Процессы обновления предъявляют повышенные требования к организации воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. [6]Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.Но зачастую не всегда семье и детскому саду хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между ними всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.Цель нашей работы: создание условий для реализации дифференцированного подхода в работе с родителями в ДОУ, содействие развитию повышения педагогической культуры родителей обеспечение условий для объединения усилий дошкольных учреждений и семьи в реализации повышения уровня воспитательно - образовательного процесса.Задачи:1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта.2. Изучить возможности работы воспитателя по повышению педагогической культуры родителей.3. Выявить наиболее эффективные формы работы воспитателя по повышению педагогической культуры родителей.4. Разработать серию конспектов мероприятий с родителями по повышению их педагогической культуры.
  • Педагогическая культура родителей
  • Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения малышей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Воспитателю непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем.Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.Воспитателю необходимо учитывать возраст родителей, их образовательный уровень, наличие или отсутствие специальных знаний, необходимых для воспитания детей; желание взаимодействия с ДОУ. Педагог должен владеть навыками организации индивидуальной, групповой и фронтальной работы с родителями с целью повышения их родительской компетентности, оптимизации детско-родительских отношений, объединения интересов родителей и педагогов для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса.Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности.В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:• когнитивный компонент – определенная сумма физиолого-гигиенических, психолого-педагогических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. В первую очередь это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания; овладение знаниями об ошибках, трудностях семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;• операционный компонент– осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка;• коммуникативный компонент – умение родителей создать положительный, благоприятный семейный климат; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, терпимость к их мнению; умение предупреждать и решать конфликты;• рефлексивный компонент – умение анализировать собственный действия, поступки и состояния; оценивать необходимость и эффективность применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, возникающих затруднениях в ходе семейного воспитания; способность посмотреть на себя со стороны глазами своего ребенка;• эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность родителей к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая доля родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы воспитания детей, которые, как известно, имеют ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что современный ребенок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а всего одним-двумя родителями, что само по себе значительно сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи абсолютно не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. В данном случае уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей. [2]
  • Роль семьи в воспитании и развитии ребенка
  • Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.Семья – социльно - педагогическая группа людей предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и в самоутверждении каждого ее члена.Задачи по взаимодействию ДОУ и родителей (законных представителей):1.Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.2.Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим.3.Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.4.Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного « я».Принципы семейного воспитания:1.Гуманность и милосердие к растущему человеку.2.Вовлечение детей в жизнь семьи , как ее равноправных участников.3.Открытость и доверительность отношений в семье.4.Оптимистичность взаимоотношений в семье ( метод-юмор).5.Последовательность в своих требованиях.6.Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.7.Запрещение физических наказаний.8.Не морализировать, не говорить слишком много.9.Не требовать немедленного повиновения. [3]Признаки семей:- по структуре: различают семьи из трех поколений, двух поколений, многодетные, полные, неполные и др.- по условиям жизни и развития в семье: благополучные и неблагополучные.- по стилю семейного воспитания: авторитарные, демократические, либеральные.- по воспитательным возможностям: благоприятные для формирования личности ребенка, менее благоприятные для развития ребенка, неблагоприятные для формирования личности ребенка, нейтральные семьи.Основные типы неправильного воспитания в семье:- слепая, неразумная родительская любовь- безнадзорность, бесконтрольность- гипперапека- воспитание по типу « кумира» семьи- воспитание по типу «Золушки»- «Жесткое воспитание»- воспитание в условиях повышенной моральной ответственности- использование метода физических наказанийПравила эффективного воспитания в семье:1.Ребенка следует любить таким, каков он есть.2.Для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли они были сказаны.3.Необходимо знать особенности возраста, оптимальные методы воспитания (существуют прямые и косвенные методы).4.Важно учить слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов.5.Нужно научиться наказывать за совершенный поступок, а не личность.6.Стремиться самим выполнять то, чему учим своего ребенка.7.Дети не зависимо от возраста ненавидят тотальный контроль, только искреннее сочувствие родителей в их жизни приводят к хорошим результатам, потому, что изначально ребенок любит родителей (законных представителей).8.Необходимо чаще говорить с детьми о жизни, так как никто не застрахован от ошибок.9.Нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями с самим собой. [4]Формы взаимодействия ДОУ и семьи: в современных условиях используются традиционные и нетрадиционные формы.Традиционные формы: индивидуальные консультации, беседы, наглядно-информационные материалы, групповые варианты (консультации, родительские собрания, лекции и др.).Нетрадиционные формы: семинар-практикум, родительские конференции (1 раз в год), целью является обсуждение вопросов, выступление родителей, семейные клубы (по желанию родителей (законных представителей), библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, родительская почта, «Телефон доверия», библиотека игр (особенностью является пополняемость), кружок «Очумелые ручки» (проводится от лица родителей (законных представителей)), ведение сайта группы в интернете воспитателем совместно с родителями (законных представителей).
  • Дифференцированный подход при организации работы с родителями
  • Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, которые направлены на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдать как общепедагогические, так и специфические условия. А именно:- соблюдение чуткости, отзывчивости, такта по отношению к родителям;- учет возраста родителей, своеобразия условий жизни каждой семьи, уровня подготовленности в вопросах воспитания;- взаимное доверие в отношениях между педагогом и родителями;- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;- одновременное влияние на родителей и детей;- взаимосвязь разных форм работы с родителями;- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.Такая дифференциация поможет найти нужный контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.Дифференциацию я провожу на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого социальный педагог, психолог проводят индивидуальные консультации с родителями дошкольников, используют различные методики (анализ семейного воспитания Эйдемиллера, Юстицкиса, рисуночные методики «Мой дом», «Моя семья» и др.).2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).После изучения семей мной составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.Изучение семей воспитанников позволяет мне ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семей, их уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение детей и родителей. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое и требует от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Для того чтобы познакомить родителей с жизнью детского сада и группы, проводятся дни открытых дверей. Родители с удовольствием принимают приглашение посетить детский сад, где они имеют возможность познакомиться с результатами работы педагогов и направлениями деятельности по реализации программы «От рождения до школы».Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей я использую следующие методы:1. Анкетирование родителей;2. Тестирование родителей;3. Индивидуальные беседы с родителями;4. Индивидуальные беседы с детьми;5. Посещение семьи ребенка;6. Изучение тестов-рисунков детей на темы “Мой дом”, “Моя семья”.7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.8. Наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.4. Формирование педагогической культуры родителей На самом деле формирование педагогической культуры родителей является довольно сложным процессом.Педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты. В нашем детском саду педагоги используют различные формы работы с семьей. Хочу рассказать о некоторых из них и поделиться рекомендациями.Групповые формы работы включают в себя: систему родительских собраний, день «открытых дверей», дискуссии, проекты совместные, конкурсно - развлекательные программы и др. Обязательным и очень важным звеном в индивидуальной работе с родителями (законными представителями) является - посещение семьи (социально неблагополучные и опекаемые). Это позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с атмосферой «царящей» в доме. В результате таких посещений воспитатель совместно с родителями (законными представителями) ищет оптимальные пути для создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома. Наглядное информирование родителей - это разнообразные формы от информационных стендов, папок- передвижек, памяток до практических форм ( например уголок « Вместе с ребенком!», Маршрутный лист выходного дня и др.), позволяющих родителям (законным представителям) активно участвовать в жизни ребенка, а педагогу поддерживать « обратную связь» с семьей.Создание официального сайта в сети Интернет - это форма сотрудничества детского сада с семьей, которую мы используем. На форуме происходит виртуальное общение родителей (законных представителей) с воспитателем и специалистами детского сада. На сайте содержится информация о направлении работы ДОУ, где родители (законные представители) могут высказать свои предложения, пожелания, пишут свои отзывы о работе ДОУ.Анкетирование родителей (законных представителей) - одна из форм работы воспитателя с семьей. С помощью анкет педагог получает информацию о какой- либо стороне семейного воспитания. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень культуры семьи и родительские требования.Очень большую актуальность приобретает такая форма, как проекты. Они помогают сплотить группы единомышленников и помочь тем родителям, кто ранее настороженно относился к коллективным формам работы.Форма работы с родителями по областям (познание, социально-коммуникативная, художественно - эстетическая, речевая, физическая) одна из лучших. Она включает в себя проведение семинаров, бесед индивидуальных и групповых.В качестве инновационных форм – «маршрут выходного дня», где воспитателем предлагается совмесный досуг родителей и детей на выходные дни с четкими методическими рекомендациями.Периодически устраиваются методические выставки (литература и дидактические игры), при желании родители могут взять на выходные заинтересовавшие их или по рекомендации педагогов материалы домой. ЗаключениеВ семьях с низким уровнем педагогической культуры родителей нередко возникают проблемы, с которыми взрослые могут справиться адекватным способом. Причиной возникновения конфликтных ситуаций в таких семьях является нарушение показателей семейной гибкости и сплоченности. В таких семьях каждый живет своей жизнью, воспитанию детей не уделяется должного внимания. Уровень психолого-педагогической просвещенности очень низкий. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.Список литературы
  • Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.- СПб.: ООО «Издательство «Детств - Пресс», 2013, - 128 с.
  • Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011, - 256 с.
  • Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
  • Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2014. - 143с.
  • Статьи из сборников, журналов и газет 5. Никитина, Е.Л. ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ / Е.Л. Никитина // XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.): сборник научных статей. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.2. Усова, А. В. Чтобы учение стало серьезным и успешным [Текст] / А. В. Усова // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 30-33. Приложение 1АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙПриложение 2Маршрут выходного дня (подготовительная группа)НАША ТЕМА 2-я неделя февраля: «День защитника Отечества»КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМДети в возрасте пяти-шести лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно  будет поделать упражнения для развития внимания.Нужно помнить о том, что детям в возрасте 6-7 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи). Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику.     ЧТО ПОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ?Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны:
  • Л. Кассиль «Твои защитники»,
  • «Солдатская медаль» и пр.,
  • Е.Благинина «Шинель»,
  • глава из книги С.Баруздина «Страна, где мы живем»