Развивающие игры по теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающие игры по теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Соломкина Ирина Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 98
города Магнитогорска
Развивающие игры по теме Насекомые
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2025 год
Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский
Игры для детей дошкольного возраста – не просто забава, а необходимость. Через игру развивается ребёнок, происходит становление его личности. Игра помогает осваивать правила, расширять кругозор, развивать усидчивость, тренировать внимательность. Эти качества необходимы ребёнку-дошкольнику старшего возраста, особенно перед поступлением в школу.
Физкультминутки
Цель:активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение учебной деятельности.
Кузнечики
(Дети выполняют движения по тексту)Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,
Выше-выше-высоко, прыгай на носках легко!Сели, травушку покушали, тишину послушали,И снова: выше-выше-высоко, прыгай на носках легко!БабочкаВидишь, бабочка летает, (Дети машут руками-крылышками)На лугу цветы считает.— Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопают в ладоши)Ох, считать — не сосчитать! (Прыгают на месте)За день, за два и за месяц... (Шагают на месте)Даже мудрая пчела (Машут руками-крылышками)Сосчитать бы не смогла!
Бабочки над лугом Мы шагаем друг за другом (Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте)Лесом и зеленым лугом.Крылья пестрые мелькают, (делают руками взмахи)В поле бабочки летают.Раз, два, три, четыре — (кружатся)Полетели, закружились.
СтрекозаЛетит стрекоза, (Дети бегут по кругу, расставив руки,Как горошины глаза. сомкнутыми большим и указательным пальцами
показывают глаза стрекозы)Вверх-вниз, взад-вперед. (Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе,Как прозрачный самолет. затем меняют направление бега,
Н. Нищева свободно бегают по ковру)МуравьиМуравей трудолюбивый (Дети шагают на всей стопе)Еле тащит прутик ивы.Он устал, он изнемог, (Шагают в приседе)Но другой ему помог.Оба дружно через ельник (Ходят за ведущим змейкой, положив правую руку
на плечо впереди стоящего товарища)Прутик тащат в муравейник.Знает каждый муравей:В жизни трудно без друзей,А с товарищем всегда (Маршируют)Даже горе — не беда!Насекомые над лугом— Жу-жу-жу, — жужжит пчела: (Дети поднимают руки в стороны и ритмично
ими машут, как крылышками)— Я лечу издалека.— Зу-зу-зу, — комар пищит. (Ритмично выбрасывают указательные
пальцы вперед)— Уф-уф-уф, — как паровоз шмель пыхтит, (Ритмично притопывают ногами)Пыльцу повез.Жук гудит: — Гу-жу, гу-жу, (Ритмично хлопают в ладоши)Я любого разбужу!МуравьишкаОт друзей муравьишка отстал. (Дети прижимают ладони к щекамОй-ой-ой-ой-ой-ой-ой. и ритмично покачивают головой)Ножку тонкую он поломал. (Ритмично сгибают и разгибают колени)Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.Травкой быстро ее обмотал.В муравейник скорей побежал. (Бегут на месте)Ну а солнце за лес уж зашло. (Делают ритмичную пружинку)Ох-ох-ох-ох!Стало сразу так страшно, темно. (Ритмично закрывают глаза ладонями)Ах-ах-ах, ах-ах-ах!Хорошо, что друзья помогли,Муравьишку домой принесли.Мо-лод-цы! (Ритмично хлопают в ладоши)
Стрекоза
Вот какая стрекоза – (Руки в стороны, затем круговые
очень круглые глаза движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет: (Руки в стороны, движения вокруг своей оси,
Вправо, влево, взад, вперед. затем руки на пояс, наклоны)
Чок-чок, каблучок!
Чок-чок, каблучок! (Потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (Покружиться)
А кузнечик без ошибки (Движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают - (Движения руками, как крыльями)
С муравьем она порхает. (Покружиться парами на подскоках)
Приседает в реверансе (Девочки делают реверанс)
И опять кружится в танце. (Покружиться)
Под веселый гопачок (Танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)
Все! Устали наши ножки! (Сесть на свое место)
Е. Карельская
Жук
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: ж-ж-ж. (грозят пальцем)
Вот он вправо полетел, (указывают рекой и провожают взглядом)
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел, (указывают рекой и провожают взглядом)
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (правой рукой направление движения к носу со стороны)
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился.(присесть)
Зажужжал и закружился. (делают вращательные движения типа волчка и встают)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко. (поочерёдно протягивают руки и смотрят на них)
Жук, вот левая ладошка.
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят)
На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх)
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно Хлоп – хлоп – хлоп. (хлопки над головой)
Чтобы улететь он смог. Ж-ж-ж-ж-ж. (имитация полёта жука и садятся на стульчики).
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Пчела
Прилетела к нам вчера - (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - (на каждое название насекомого загибают
один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, - (делают кружки из пальцев и подносят к глазам)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, - (машут ладошками)
От усталости упали. - (роняют ладони на стол)
Насекомые
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем. (Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибают пальцы в кулачок,
начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (Вращают мизинцем)
Прячьтесь! (Руки за спину)
Насекомые
Я весёлый майский жук. (Сжать кулачок, указательный палец
Знаю все сады вокруг. и мизинец развести в стороны
Над лужайками кружу, – усы, пошевелить ими)
А зовут меня Жужу. (Сжать кулачок, указательный палец
Не кусай, комарик злой! вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы,
Я уже бегу домой. расслабив опустить вниз – лапки)
Пчела села на цветок, (Вытянуть указательный палец правой руки
и вращать им, затем то же самое
Пьёт она душистый сок. – пальцем левой руки)
Жук
Жук летит, (Пальчики в кулачок)
Жужжит, жужжит, (Указательный и мизинец разведены в стороны,
И усами шевелит. ребёнок шевелит ими)
Мухи
Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова в обморок упали расслабить кисти рук, уронить их:
На паркете в восемь пар мухи танцевали,
Увидали паука — в обморок упали.
Надоедливые мухиЧай душистый пьем, пыхтим: (Дети ритмично горизонтально потирают
ладонь о ладонь)— Уф-уф-уф, уф-уф-уф.Отгоняем веткой мух.Мух-мух-мух, мух-мух-мух. (Ритмично помахивают рукой)А они в варенье сели, ели-ели, ели-ели.Так нам мухи надоели! (Ритмично постукивают пальцем о ладонь)Мы варенье быстро съели.ПчелкаЖу-жу-жу — над цветами я кружу. (Дети вращают перед собой
указательными пальцами)Жа-жа-жа — испугалась я ежа. (Сжимают и разжимают пальцы)Жи-жи-жи — пролетели стрижи. (Взмахивают кистями рук)Ужу-ужу-ужу — чуть я не упала в лужу.(Качают головой вправо-влево)СтрекозаЗа-за-за — прилетела стрекоза. (Дети взмахивают кистями рук)Зе-зе-зе — что надо стрекозе? (Поднимают и опускают плечи)Зы-зы-зы — испугалась ты грозы? (Качают головой вправо-влево, смотрят)Азе-азе-азе — спрячься скорей в вазе! (Ударяют пальцами одной руки
по ладони другой)ЖукЖук летит, жужжит, жужжит (Дети сжимают пальцы в кулак (указательный и
мизинец разведены в стороны)И усами шевелит. (произносят слова и шевелят усами)НасекомыеДружно пальчики считаем — (Дети сжимают и разжимают пальцы
на обеих руках)Насекомых называем.Бабочка, кузнечик, муха, (Поочередно сгибают пальцы в кулак,
начиная с большого)Этот жук с зеленым брюхом.Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем)Ой, сюда комар летит! (Прячут руки за спину)ГусеницаЭтот странный дом без окон (Дети складывают руки домиком над головой)У людей зовется кокон. (Обхватывают ладонями локти)Свив на ветке этот дом, (Делают вращательные движения
указательным пальцем)Дремлет гусеница в нем. (Соединяют указательный и большой пальцы)Спит без просыпа всю зиму. (Кладут сложенные ладони под щеку)Но зима промчалась мимо — (Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают
ладони вверх-вниз)Март, апрель, капель, весна... (Сжимают руки в кулаки и по очереди разжимают
пальцы, начиная с мизинца)Просыпайся, соня-сонюшка! (Поднимают руки и потягиваются)Под весенним ярким солнышком (Через стороны опускают руки вниз)Гусенице не до сна —Стала бабочкой она! (Делают маховые движения руками)
В. Егоров
Театрализованные игры
Цель: развивать выразительность мимики и жестов, двигательную активность детей, учить выразительным движениям.
БабочкаСпал цветок и вдруг проснулся, (Дети изображают телом, мимикой.
Дети наклоняют туловище вправо-влево)Больше спать не захотел, (Наклоняют туловище вперед, назад)Шевельнулся, потянулся, (Поднимают руки вверх, тянутся)Взвился вверх и полетел. (Поднимают руки вверх, наклоняют
их вправо, влево)Солнце утром лишь проснется,Бабочка кружит и вьется. (Кружатся)НасекомыеПрилетала к нам вчера полосатая пчела. (Дети летают, машут руками-
крылышками)А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек,Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.Пожжужали, полетали, от усталости упали. (Жужжат, затем ложатся на ковер)Пчелки(Дети произносят слова песенки и изображают пчел — летают по группе)Пчелки в улей полетели, зажужжали и запели:Жу-жу-жу, жу-жу-жу, много меду привожу!Муравейник Воспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится:
Представьте себе, что вы идете по лесу.
Солнышко пригревает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.
И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам...
Ой, это же муравьи! Вы сели на пень-муравейник!
Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не раздавить их, отпрыгивайте в сторону.... Игра проводится несколько раз — коллективно и по желанию индивидуально.
Мухи Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем воспитатель читает, а дети, не произнося ни слова, показывают то, о чем в нем говорится, мимикой и жестами.
На паркете в восемь пар мухи танцевали.Увидали паука — в обморок упали. Ах! Стихотворение разыгрывается несколько раз.Цветы и пчелыВоспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится: Представьте себе, что вы
— семена цветов, (Дети сжимаются в комочек на ковре,
которые посадили в землю. закрывают глаза)
Лежат семена в теплой земле.
Но вот сильнее пригрело солнышко.
Из семени пробился росток (Дети выпрямляются и привстают)
и потянулся вверх.
Полил дождик, и
молодой росточек (Дети выпрямляются и тянут руки вверх, сложив ладошки)
потянулся к солнышку.
И вот из почек появились листья,
а за ними из бутона распустился цветок.
Но вот над цветами закружили пчелы,зажужжали:Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке я сижу,На цветочке я сижу, весной и летом я жужжу. Можно разделить группу детей на две подгруппы — одна подгруппа будет изображать цветы, а другая — пчел.Бабочки Игра проводится под музыкальное сопровождение. Воспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится.
Представьте себе, что вы — маленькие бабочки,
которые проснулись с первыми весенними лучами солнца.
Вы расправляете усики, крылышки, взмах — и полетели!
Посмотрите, внизу — первые цветы.
Бабочки садятся на цветочки и пьют нектар.
Подкрепившись, полетели дальше....
Литература:
1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48 с.
2. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.
3. Колбасина Татьяна. Игры для дошкольников 1 / Татьяна Колбасина. - М.: Научная книга,2022. -759c.
4. Колбасина Татьяна. Игры для дошкольников 2 / Татьяна Колбасина. - М.: Научная книга,2019. -415c.
5.Новикова Елена. Коллекция игр для вашего малыша. Игры для дошкольников и их родителей / Новикова Елена. - М.: Речь,2018. -714c.
2