Преподавание истории искусств в контексте патриотического воспитания.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преподавание истории искусств в контексте патриотического воспитания.
Автор: Лебедева Елена Николаевна

Преподавание истории искусств в контексте патриотического воспитания. В последние годы заметно повысился интерес к реализации образовательного и воспитательного потенциала искусства  в связи с растущим пониманием в современной обществе значения изучения истории Родины, патриотического  воспитания детей; с поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных  на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность. Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса, следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы. Однако, очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». На наш взгляд, искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности.Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну. Знания о культуре, истории, образы природы родного края, запечатленные в детской памяти, сопровождают повзрослевших детей всю жизнь. Занятия в школе искусств позволяют эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счёт реализации широкого спектра форм и методов обучения.Патриотическое воспитание - это отражение в системе ценностей ребёнка отношения к родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации. Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе творческой деятельности, учитывая характер психологического воздействия искусства, повышают творческий потенциал формирующейся личности посредством мыслей, чувств, переживаний людей, выраженных в художественных образах произведений русских художников. При этом процесс воспитания происходит не назидательно, не дидактично, а связан с общечеловеческим, общезначимым, общеинтересным; он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение; объединяет детей, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого молодого человека: на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.Особое значение приобретают занятия, на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества  художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов, что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу  и культуре. Патриотическое воспитание учащихся средствами искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания подростков