аналитический отчет учителя математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: аналитический отчет учителя математики
Автор: Пискоха Алена Дмитриевна

Приложение №1Аналитический отчет учителя математики Пискохи Алены Дмитриевны Я Пискоха Алена Дмитриевна, в ГБУ ОО ЗО «Нововодянская СОШ» занимаю должность учителя математики 5-7 классов, также являюсь с 2020 учебного года классным руководителем, ныне 9 класса. В 2015 году окончила Государственный Днепропетровский Университет имени Олеся Гончара, получила специальность «Прикладная физика» с присвоением квалификации специалист с прикладной физики. В 2020 году окончила Мелитопольский Государственный Педагогический Университет имени Богдана Хмельницкого, получила специальность «Среднее образование (Математика)» с присвоением квалификации степень высшего образования магистр, также получила профессиональную квалификацию учитель математики и физики. Стаж педагогической работы по специальности – 5 лет, в данной должности – 5 лет, в данном учреждении – 5 лет.  В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.Педагогическая деятельность учителя в последние годы происходит в совершенно новых условиях. Каждый день приходится отвечать на вопросы: зачем учить, чему учить, как учить? Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.Моё педагогическое кредо – Ученик не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь. А для этого надо создать благоприятные условия для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей.Следует отметить, что большую роль в активизации мыслительной деятельности  играет интерес учащегося к тому, что он делает. При этом следует учитывать, что цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания, а работа, осуществляемая с использованием средств информационных ресурсов,  является движущей силой обучения.Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.Задачи моей работы :
  • Развивать познавательные интересы на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
  • Научить приобретать опыт поиска и использования  информации по заданной теме;
  • Развивать математические способности;
  • Формировать положительную мотивацию  к изучению математики;
  • Формировать всесторонне развитую социально зрелую личность;
  • Расширить понятие о роли математики в процессе познания человечеством окружающего мира;
  • Расширить кругозор обучающихся; дать учащимся качественное образование по математике;
  • Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
  • Привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
  • Развивать и укреплять интерес к математике.
  • Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и ФГОС второго поколения. В рамках данной программы учитель осуществляет свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Как педагог-предметник являюсь проектировщиком и исполнителем данной программы. Основными разделами программы является качество образования и сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых — действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.Программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. В своей работе использую следующие нормативные документы:-Закон «Об образовании РФ»;-Образовательный стандарт образования по математике; ФГОС второго поколения;-Примерная программа по математике;-Учебный план школы;-Федеральный перечень учебников;-Рабочие учебные программы;-Тематическое и поурочное планирование.Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения. Чтобы поддержать положительную мотивацию, использую различные приемы и методы:а) эмоциональный настрой учащихся на восприятие новой темы;б) привлечение учащихся к проведению некоторых этапов урока (сообщения, презентации);в) помощь учителя сильным учащимся и слабоуспевающим по теме (консультирование после урока, предоставление возможности пересдать неусвоенное, дать шанс ученикам для повышения своего результата);г) организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.Опыт работы подсказывает, что чем в более разнообразные виды деятельности включается человек, тем он быстрее добивается результата и сохраняет положительную мотивацию.В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. В ходе обучения развиваю умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, устанавливать межпредметные связи. Организуя учебную деятельность учащихся при изучении математики, использую дифференцированный подход. Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе дети обучаются с разной подготовкой, с разным здоровьем и разными индивидуальными способностями. Всегда подчеркиваю хотя бы небольшой на первых порах успех школьника. В состав заданий включаю такие, которые направлены на развитие речи учащихся, умение рассуждать. При выполнении заданий увеличиваю степень самостоятельности: от работы по образцу до полной самостоятельности. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи, регулярно провожу индивидуальные консультации, во время самостоятельной работы – оказываю индивидуальную помощь отдельным учащимся. Работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы, представление презентации по теме или исследовательская работа по теме. Важное значение на своих уроках придаю организации атмосферы доброжелательности и комфорта. Учу детей самостоятельно работать с учебником, выделять главное в прочитанном тексте. Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний. При изучении темы систематически использую текущие проверочные работы, тестовые задания диагностического характера с целью выявления пробелов в знаниях, типичных ошибок, чтобы оперативно помочь учащимся в преодолении трудностей. Здесь использую самоконтроль и взаимоконтроль знаний, затем провожу тестовую или проверочную работу на оценку. Эффективность обучения зависит от содержания проверки получаемых результатов обучения. Для проверки ЗУН я использую текущий, тематический и итоговый контроль, проверяю знания в устной форме – фронтально, групповым способом; письменно - в виде самостоятельных и проверочных работ по вариантам способом самопроверки или взаимопроверки; индивидуально - тесты или контрольные работы по вариантам. Провожу собеседования, практикумы, консультации. Собеседования посвящаются обобщению и систематизации ранее изученного, установлению связи знаний с жизненными фактами. Результатом моей педагогической деятельности является усвоение на среднем или выше среднего уровне программного материала учащимися, имеющими ранее слабый уровень знаний по математике; превращение познавательной деятельности в познавательную потребность. увеличение количества обучающихся со средним уровнем знаний.В своей педагогической деятельности использую элементы технологий:
  • развития творческих способностей в процессе обучения математике;
  • здоровьесберегающих технологий;
  • разноуровневого обучения;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии и ресурсы Интернета.
  • Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией)Показателями результативности моей педагогической деятельности, подтверждающими эффективность практики решения поставленных задач, являются следующие факты.Выписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 1 четверть 2022-2023 учодВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 4 четверть 2022-2023 учодВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 1 четверть 2023-2024 учодВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 4 четверть 2023-2024 учодВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 1 четверть 2024-2025 учодВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 3 четверть 2024-2025 учодКак положительный результат своей деятельности хочу отметить:а). стабильную качественную успеваемость по предмету .б). Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в социально – значимой деятельностиДостижения обучающихся в олимпиадах, конкурсахВ своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Владею большим набором форм и способом организации учебно-воспитательного процесса. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.Большое внимание я уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все качества коммуникативной математической речи . На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям. Таким образом,   позволяя ученикам самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.В своей работе  я руководствуюсь принципами научной деятельности:
  • подтверждаемость
  • наблюдаемость
  • простота
  • системность
  • соответствие
  • Урок математики имеет свою специфику, содержание урока разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. С этой целью применяются различные типы уроков: урок изучения нового материала, урок применения знаний, урок проверки знаний. В 5-6 классах провожу такие уроки, как урок-соревнование, урок-сказка. В старших классах – уроки-лекции, уроки-зачеты. Несмотря на то, что я остаюсь верна традиционным методам обучения и считаю их применение вполне возможным, стараюсь идти в ногу со временем, изучаю новые педагогические технологии и пытаюсь какие-то новые элементы внедрять на своих уроках. Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизируют деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. Использую в своей работе интернет-материалы, компьютерные презентации, которые делаю сама с помощью программы Power Point, а также уже готовые, размещенные в сети Интернет. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения и экономии времени на уроке, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся (особенно на уроках геометрии);
  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
  • Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока :
  • Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
  • На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
  • При объяснении нового материала;
  • На уроках обобщения и систематизации материала по изученной теме.
  • Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к итоговому контролю, ВПР работ.Систему домашних заданий я стою по принципу  "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех.  Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.Использую  следующие виды инструктажа при задании  уроков на дом: 
  • предлагаю выполнить таким же способом,  каким выполнялись аналогичные работы в классе;
  • объясняю способ выполнения задания на двух-трех примерах;
  • разбираю наиболее трудные элементы домашнего задания
  • Задаю творческие домашние задания  сроком до одной недели с элементами практических исследований, наблюдений, требующие для выполнения использование справочников, интернет – ресурсов,  моих консультаций. Это  формирует информационную культуру у обучающихся  и способствует развитию навыков качественного выполнения творческих работ Проводилась работа над проектами «Математики древнего мира и средневековья», «Математика и поэзия», «Математики современности», «История возникновения чисел».Большое внимание я уделяю внеклассной работе, как с целью  ликвидации пробелов в знаниях и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий, так и с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. Критерием эффективности такой формы организации обучения являются позитивные изменения в знаниях, умениях учеников. Такая работа строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей. Ежегодно МО учителей естественно-математического цикла проводит предметные недели, дающие возможность вызвать интерес к предмету, увлечь , заинтересовать обучающихся.Мною были даны открытые уроки:
  • 6 класс «Приведение дробей к общему знаменателю»
  • 5 класс «Дроби»
  • 8 класс, «Решение задач по теме «Площадь»»;
  • 8 класс, «Квадратные уравнения »;
  • 7 класс, «Взаимное расположение графиков линейных функций».
  • С сентября 2020 года являюсь классным руководителем. 2020-2021год — 5 класс, 2021-2022 год — 6 класс, 2022— 2023 год — 7 класс, 2023-2024год — 8 класс, 2024-2025 год — 9 класс. Выступала с докладами на родительских собраниях: Повышение профессиональной компетентностиС целью повышения профессиональной компетентности систематически изучаю нормативные и правовые документы в области образования. На достаточном уровне владею информационно-коммуникационными технологиями. Делюсь накопленным опытом с коллегами. Вношу личный вклад в жизнь школы. Регулярно повышаю уровень своей профессиональной компетентности на курсах и семинарах.Необходимо также отметить, что многие исследователи (педагоги, психологи, методисты) в современном школьном математическом образовании выделяют еще ряд проблем. Среди них:- отсутствие у учащихся самостоятельности при добывании необходимой информации, при изучении учебной и научной литературы; -нежелание проявлять инициативу в учении, в собственном развитии. Возможно, частично эти проблемы могут быть решены при условии доступного и подробного изложения учебного материала в учебнике. Однако нам видится, что ключ к решению этих проблем содержится совсем в другом. На сегодняшний день перед учителем математики стоит главная задача – «наполнить» головы учеников такой информацией, которая им понадобится в дальнейшей жизни. И без развития умений и навыков самостоятельной учебной деятельности у школьников здесь не обойтись.Для успешного разрешения данного противоречия и решения проблем необходимо:- совершенствовать свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации;- проектировать образовательный процесс, ориентированный на совершенствование системы мониторинга образовательных достижений, обучающихся. В соответствии с вышеизложенным мной, определены задачи на следующий межаттестационный период:
  • Совершенствование системы мониторинга образовательных достижений, обучающихся в условиях введения ФГОС.
  • Повысить уровень участия обучающихся в конкурсах для повышения качества образования.
  • Повысить уровень участия в педагогических конкурсах.
  • Аналитическая деятельность учителя – одна из целого комплекса задач, которые ему необходимо решать. Анализ педагогической деятельности позволил мне понять необходимость дальнейшего повышения уровня профессиональной компетентности, планирования своей деятельности, овладения новыми формами и методами обучения.В заключении хотелось бы сказать, что применяемые мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны, и нацелены на развитие умственной активности, всестороннего развития обучающихся. Результаты профессиональной педагогической деятельности подтверждают, что созданные мной условия оптимальны, способствуют повышению результатов образования, обучающихся по предмету математики.Директор школы Лысенко Т.А.