аналитический отчет учителя математики
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: аналитический отчет учителя математики
Автор: Пискоха Алена Дмитриевна
Приложение №1Аналитический отчет учителя математики Пискохи Алены Дмитриевны Я Пискоха Алена Дмитриевна, в ГБУ ОО ЗО «Нововодянская СОШ» занимаю должность учителя математики 5-7 классов, также являюсь с 2020 учебного года классным руководителем, ныне 9 класса. В 2015 году окончила Государственный Днепропетровский Университет имени Олеся Гончара, получила специальность «Прикладная физика» с присвоением квалификации специалист с прикладной физики. В 2020 году окончила Мелитопольский Государственный Педагогический Университет имени Богдана Хмельницкого, получила специальность «Среднее образование (Математика)» с присвоением квалификации степень высшего образования магистр, также получила профессиональную квалификацию учитель математики и физики. Стаж педагогической работы по специальности – 5 лет, в данной должности – 5 лет, в данном учреждении – 5 лет. В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.Педагогическая деятельность учителя в последние годы происходит в совершенно новых условиях. Каждый день приходится отвечать на вопросы: зачем учить, чему учить, как учить? Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.Моё педагогическое кредо – Ученик не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь. А для этого надо создать благоприятные условия для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей.Следует отметить, что большую роль в активизации мыслительной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. При этом следует учитывать, что цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания, а работа, осуществляемая с использованием средств информационных ресурсов, является движущей силой обучения.Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.Задачи моей работы :Развивать познавательные интересы на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;Научить приобретать опыт поиска и использования информации по заданной теме;Развивать математические способности;Формировать положительную мотивацию к изучению математики;Формировать всесторонне развитую социально зрелую личность;Расширить понятие о роли математики в процессе познания человечеством окружающего мира;Расширить кругозор обучающихся; дать учащимся качественное образование по математике;Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;Привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;Развивать и укреплять интерес к математике.Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и ФГОС второго поколения. В рамках данной программы учитель осуществляет свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Как педагог-предметник являюсь проектировщиком и исполнителем данной программы. Основными разделами программы является качество образования и сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых — действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.Программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. В своей работе использую следующие нормативные документы:-Закон «Об образовании РФ»;-Образовательный стандарт образования по математике; ФГОС второго поколения;-Примерная программа по математике;-Учебный план школы;-Федеральный перечень учебников;-Рабочие учебные программы;-Тематическое и поурочное планирование.Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения. Чтобы поддержать положительную мотивацию, использую различные приемы и методы:а) эмоциональный настрой учащихся на восприятие новой темы;б) привлечение учащихся к проведению некоторых этапов урока (сообщения, презентации);в) помощь учителя сильным учащимся и слабоуспевающим по теме (консультирование после урока, предоставление возможности пересдать неусвоенное, дать шанс ученикам для повышения своего результата);г) организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.Опыт работы подсказывает, что чем в более разнообразные виды деятельности включается человек, тем он быстрее добивается результата и сохраняет положительную мотивацию.В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. В ходе обучения развиваю умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, устанавливать межпредметные связи. Организуя учебную деятельность учащихся при изучении математики, использую дифференцированный подход. Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе дети обучаются с разной подготовкой, с разным здоровьем и разными индивидуальными способностями. Всегда подчеркиваю хотя бы небольшой на первых порах успех школьника. В состав заданий включаю такие, которые направлены на развитие речи учащихся, умение рассуждать. При выполнении заданий увеличиваю степень самостоятельности: от работы по образцу до полной самостоятельности. При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи, регулярно провожу индивидуальные консультации, во время самостоятельной работы – оказываю индивидуальную помощь отдельным учащимся. Работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы, представление презентации по теме или исследовательская работа по теме. Важное значение на своих уроках придаю организации атмосферы доброжелательности и комфорта. Учу детей самостоятельно работать с учебником, выделять главное в прочитанном тексте. Интенсивная организация учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации от эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения. Следовательно, необходимо значительно улучшить использование в учебном процессе методов контроля и оценки знаний. При изучении темы систематически использую текущие проверочные работы, тестовые задания диагностического характера с целью выявления пробелов в знаниях, типичных ошибок, чтобы оперативно помочь учащимся в преодолении трудностей. Здесь использую самоконтроль и взаимоконтроль знаний, затем провожу тестовую или проверочную работу на оценку. Эффективность обучения зависит от содержания проверки получаемых результатов обучения. Для проверки ЗУН я использую текущий, тематический и итоговый контроль, проверяю знания в устной форме – фронтально, групповым способом; письменно - в виде самостоятельных и проверочных работ по вариантам способом самопроверки или взаимопроверки; индивидуально - тесты или контрольные работы по вариантам. Провожу собеседования, практикумы, консультации. Собеседования посвящаются обобщению и систематизации ранее изученного, установлению связи знаний с жизненными фактами. Результатом моей педагогической деятельности является усвоение на среднем или выше среднего уровне программного материала учащимися, имеющими ранее слабый уровень знаний по математике; превращение познавательной деятельности в познавательную потребность. увеличение количества обучающихся со средним уровнем знаний.В своей педагогической деятельности использую элементы технологий:развития творческих способностей в процессе обучения математике;здоровьесберегающих технологий;разноуровневого обучения;тестовые технологии;современные компьютерные технологии и ресурсы Интернета.Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией)Показателями результативности моей педагогической деятельности, подтверждающими эффективность практики решения поставленных задач, являются следующие факты.Выписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 1 четверть 2022-2023 уч.годВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 4 четверть 2022-2023 уч.годВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 1 четверть 2023-2024 уч.годВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 4 четверть 2023-2024 уч.годВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 1 четверть 2024-2025 уч.годВыписка из мониторинга образовательных достижений обучающихся за 3 четверть 2024-2025 уч.годКак положительный результат своей деятельности хочу отметить:а). стабильную качественную успеваемость по предмету .б). Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в социально – значимой деятельностиДостижения обучающихся в олимпиадах, конкурсахВ своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Владею большим набором форм и способом организации учебно-воспитательного процесса. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.Большое внимание я уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все качества коммуникативной математической речи . На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям. Таким образом, позволяя ученикам самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.В своей работе я руководствуюсь принципами научной деятельности:подтверждаемостьнаблюдаемостьпростотасистемностьсоответствиеУрок математики имеет свою специфику, содержание урока разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. С этой целью применяются различные типы уроков: урок изучения нового материала, урок применения знаний, урок проверки знаний. В 5-6 классах провожу такие уроки, как урок-соревнование, урок-сказка. В старших классах – уроки-лекции, уроки-зачеты. Несмотря на то, что я остаюсь верна традиционным методам обучения и считаю их применение вполне возможным, стараюсь идти в ногу со временем, изучаю новые педагогические технологии и пытаюсь какие-то новые элементы внедрять на своих уроках. Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизируют деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. Использую в своей работе интернет-материалы, компьютерные презентации, которые делаю сама с помощью программы Power Point, а также уже готовые, размещенные в сети Интернет. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;эффективно решать проблему наглядности обучения и экономии времени на уроке, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся (особенно на уроках геометрии);индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока :Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;При объяснении нового материала;На уроках обобщения и систематизации материала по изученной теме.Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к итоговому контролю, ВПР работ.Систему домашних заданий я стою по принципу "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.Использую следующие виды инструктажа при задании уроков на дом: предлагаю выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе;объясняю способ выполнения задания на двух-трех примерах;разбираю наиболее трудные элементы домашнего заданияЗадаю творческие домашние задания сроком до одной недели с элементами практических исследований, наблюдений, требующие для выполнения использование справочников, интернет – ресурсов, моих консультаций. Это формирует информационную культуру у обучающихся и способствует развитию навыков качественного выполнения творческих работ Проводилась работа над проектами «Математики древнего мира и средневековья», «Математика и поэзия», «Математики современности», «История возникновения чисел».Большое внимание я уделяю внеклассной работе, как с целью ликвидации пробелов в знаниях и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий, так и с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. Критерием эффективности такой формы организации обучения являются позитивные изменения в знаниях, умениях учеников. Такая работа строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей. Ежегодно МО учителей естественно-математического цикла проводит предметные недели, дающие возможность вызвать интерес к предмету, увлечь , заинтересовать обучающихся.Мною были даны открытые уроки:6 класс «Приведение дробей к общему знаменателю»5 класс «Дроби»8 класс, «Решение задач по теме «Площадь»»;8 класс, «Квадратные уравнения »;7 класс, «Взаимное расположение графиков линейных функций».С сентября 2020 года являюсь классным руководителем. 2020-2021год — 5 класс, 2021-2022 год — 6 класс, 2022— 2023 год — 7 класс, 2023-2024год — 8 класс, 2024-2025 год — 9 класс. Выступала с докладами на родительских собраниях: Повышение профессиональной компетентностиС целью повышения профессиональной компетентности систематически изучаю нормативные и правовые документы в области образования. На достаточном уровне владею информационно-коммуникационными технологиями. Делюсь накопленным опытом с коллегами. Вношу личный вклад в жизнь школы. Регулярно повышаю уровень своей профессиональной компетентности на курсах и семинарах.Необходимо также отметить, что многие исследователи (педагоги, психологи, методисты) в современном школьном математическом образовании выделяют еще ряд проблем. Среди них:- отсутствие у учащихся самостоятельности при добывании необходимой информации, при изучении учебной и научной литературы; -нежелание проявлять инициативу в учении, в собственном развитии. Возможно, частично эти проблемы могут быть решены при условии доступного и подробного изложения учебного материала в учебнике. Однако нам видится, что ключ к решению этих проблем содержится совсем в другом. На сегодняшний день перед учителем математики стоит главная задача – «наполнить» головы учеников такой информацией, которая им понадобится в дальнейшей жизни. И без развития умений и навыков самостоятельной учебной деятельности у школьников здесь не обойтись.Для успешного разрешения данного противоречия и решения проблем необходимо:- совершенствовать свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации;- проектировать образовательный процесс, ориентированный на совершенствование системы мониторинга образовательных достижений, обучающихся. В соответствии с вышеизложенным мной, определены задачи на следующий межаттестационный период:Совершенствование системы мониторинга образовательных достижений, обучающихся в условиях введения ФГОС.Повысить уровень участия обучающихся в конкурсах для повышения качества образования.Повысить уровень участия в педагогических конкурсах.Аналитическая деятельность учителя – одна из целого комплекса задач, которые ему необходимо решать. Анализ педагогической деятельности позволил мне понять необходимость дальнейшего повышения уровня профессиональной компетентности, планирования своей деятельности, овладения новыми формами и методами обучения.В заключении хотелось бы сказать, что применяемые мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны, и нацелены на развитие умственной активности, всестороннего развития обучающихся. Результаты профессиональной педагогической деятельности подтверждают, что созданные мной условия оптимальны, способствуют повышению результатов образования, обучающихся по предмету математики.Директор школы Лысенко Т.А.