Консультация для педагогов Система основных принципов деятельностного метода Требования к психолого-педогогическим условиям организации образовательной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов Система основных принципов деятельностного метода Требования к психолого-педогогическим условиям организации образовательной деятельности
Автор: Брюхова Юлия Владимировна
Консультация для педагоговСистема основных принципов деятельностного методаТребования к психолого-педогогическим условиям организации образовательной деятельности.Зам.зав. по УВР Брюхова Ю.В.Требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса как критерии оценки качества дошкольного образованияПеренос в современных нормативных документах дошкольного образования акцента с подготовки ребенка к будущей (взрослой) жизни на полноценное проживание детства как самоценного и социально значимого этапа способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования.Сегодня результатом дошкольного образования становятся, в первую очередь, социализация детей, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, активности, самостоятельности, познавательной инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач, поиску решений в новой, нестандартной ситуации, в условиях дефицита информации.Общепризнано, что решение этих задач невозможно в рамках традиционной педагогики «объяснения знаний». Воспитание активной, самостоятельной личности, способной к созиданию и саморазвитию ,возможно только в системе образования деятельностного (а не «объяснительного») типа, в основе которой лежит сбалансированность инициатив взрослых и детей, развитие потребностной сферы обучающихся, их мотивация и вовлечение в самостоятельную познавательную деятельность.Поэтому не случайно системно-деятельностный подход «сшивает» образовательные стандарты всех уровней, начиная с дошкольной, обеспечивая тем самым преемственность общего образования на уровне дидактических основ, технологий, содержания и методик.При этом ФГОС дошкольного образования уже на этапе проекта обозначил себя как «нестандартный стандарт», «стандарт детства ради детства». В отличие от всех других образовательных стандартов, в центре ФГОС дошкольного образования находятся требования к условиям (а не к результатам) реализации основной образовательной программы. Под условиями понимается создание образовательной среды развития ребенка и поддержки его здоровья (в том числе, и психологического), где ключевое значение имеет построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах развивающего взаимодействия педагога с детьми.Таким образом, эффективность современного дошкольного образования зависит, главным образом, от того, каким педагогическим инструментарием пользуется воспитатель. Именно используемые им дидактические основы либо позволяют, либо не позволяют создать психолого-педагогические условия организации образовательного процесса деятельностного типа и, значит, определяют качество работы воспитателя.В этой связи можно сказать, что для оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС (и, соответственно, для достижения этого качества) высоко актуальным является разработка требований к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса деятельностного типа. Адекватность этих требований методологии системно-деятельностного подхода позволит использовать их в качестве критериев оценки качества реализации ФГОС по указанному параметру.Один из вариантов решения данной задачи предложен в непрерывной образовательной системе деятельностного метода Л. Г. Петерсон [4] и ее конкретизации на дошкольном уровне в комплексной программе «Мир открытий» (научный руководитель – Л. Г. Петерсон, под общей редакцией Л. Г. Петерсон,И. А. Лыковой) [5]. Особенностью предложенного подхода является то, что впервые система дидактических принципов обучения логически выведена из системы схем-аксиом общей теории деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а не получена эмпирически в результате обобщения лишь индивидуального опыта.Теоретический способ построения системы дидактических принципов, во-первых, в полной мере обеспечивает соответствие полученных требований требованиям системно-деятельностного подхода. А во-вторых, опора на общие законы деятельности создает общий каркас, синтезирующий различные подходы, что дает возможность каждому педагогу переходить к реализации новых целей образования, опираясь на уже имеющийся у него инновационный опыт, не отвергая его.В образовательной системе Л. Г. Петерсон выделено семь дидактических принципов, представляющих собой необходимые и достаточные психолого-педагогические условия эффективного управления педагогом образовательной деятельностью обучающегося: это принципы деятельности, психологической комфортности, минимакса, целостности, непрерывности, вариативности, творчества. Каждый из них уникален, но все они действуют как целостная система, интегрирующая современные научные взгляды о теоретических и методических основах организации развивающего обучения в системе непрерывного образования. Кратко охарактеризуем каждый из принципов.Принцип психологической комфортности является ведущим на этапе дошкольного образования. Он предполагает создание доверительной атмосферы в общении детей и взрослых, детей между собой, снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности. Взрослый может выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача — побуждать и поддерживать живой интерес детей, развивать самостоятельность, замечать и фиксировать успех, помогать преодолевать неуспех, формировать у каждого ребенка веру в себя и уважение к другим. Дети не должны бояться ошибок, неудач, приобрести опыт эмоций успеха и радости при создании собственного результата.Психологический комфорт обусловливается также чередованием видов деятельности, грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения и пр.Никакая деятельность не должна вызывать у детей негативные эмоции, навязываться им. Важно, чтобы каждый ребенок видел свою, личностно значимую для него, «детскую» цель.Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволит каждому участнику образовательного процесса ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях.Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых.Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» дошкольниками и освоение в контексте специфических детских деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.).Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие».Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.Содержание образовательной программы должно быть представлено на достаточно высоком уровне сложности (при этом адекватном дошкольному возрасту). Однако это содержание не должно быть обязательным для освоения каждым ребенком. Образовательный процесс должен быть нацелен не только на то, чтобы обеспечить каждому ребенку свой максимальный результат, но и возможность самоутверждения: «Я могу!». При этом темп продвижения у каждого ребенка будет свой, связанный с его индивидуальными личностными и психофизиологическими особенностями.Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Следует создать условия для формирования у него на доступном уровне целостной картины мира. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников и др.Принцип вариативности предполагает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, оценки и пр.В процессе различных форм организации детских видов деятельности могут использоваться задания и вопросы, имеющие несколько вариантов правильных ответов. При создании проблемных ситуаций взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому.Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это необходимые условия развития творческих способностей, фантазии и воображения каждого ребенка.Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей на уровне дидактических основ и технологий, содержания и методик между детским садом и начальной школой с позиций преемственности с дальнейшим обучением, жизнью и трудом, формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка в общественном и семейном институтах воспитания и др.Следует отметить, что представленная выше система дидактических принципов в полной мере соотносится с общепризнанными принципами дошкольного образования, выработанными в отечественной и зарубежной педагогике, а также с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, нашедшими свое отражение в ФГОС дошкольного образования, Конвенции ООН о правах ребенка и других актуальных нормативных документах.Принцип психологической комфортностиПараметр. Стиль общения взрослого с детьмиТребования. Педагог использует демократический стиль общения (проявляет доверие и уважение к детям, стремится наладить эмоциональный контакт с каждым ребенком, получать от детей обратную связь, стимулирует их к творчеству, инициативе, старается вовлечь каждого ребенка в активное участие в общих делах, создает условия для самовыражения и проявления индивидуальности каждого).Параметр. Занятая педагогом позиция в образовательном процессеТребования. Педагог занимает партнёрскую позицию, в зависимости от решаемых образовательных задач выступает в роли:– организатора (создает развивающую предметно-пространственную среду, моделирует образовательные ситуации);– помощника (создает доброжелательную атмосферу, вдохновляет, наблюдает за настроением и состоянием детей, замечает и фиксирует успехи каждого, поддерживает в ситуации неуспеха, отвечает на вопросы, помогает тем, кому это необходимо).Параметр. Общая атмосфера в группеТребования.– Спокойный тон общения между всеми участниками.- Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.– Атмосфера доброжелательности, открытости.– Для каждого ребенка создается ситуация успеха.Параметр. Мотивационная основа включения детей в деятельностьТребования. Педагог ориентируется на:– личностно значимые мотивы (стремление к общению, к самореализациии самоутверждению, удовлетворение от процесса и результатов деятельности);– познавательный интерес;– эмоциональную сферу детей (стремление принять участие в судьбе персонажа, помочь кому-либо, порадовать близких и пр.).Параметр. Формы организации детской деятельностиТребования. Педагог использует адекватные методы и формы организации детской деятельности (соответствуют возрасту, индивидуальным особенностям и возможностям детей, их интересам, потребностям).Параметр. Чередование видов деятельности и форм активности детейТребования. Педагог рационально чередует виды детской активности (в том числе двигательной) и формы работы (парные, групповые и индивидуальные).Параметр. Развивающая предметно-пространственная средаТребования.– Образовательное пространство безопасно, оснащено средствами обучения и воспитания(в том числе техническими), соответствующими возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям.– Разнообразные материалы обеспечивают индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.Принцип ДеятельностиПараметр. Формы организации детской деятельностиТребования. Педагог оптимально соотносит методы и приемы активизации детей:– деятельностные (проблемные вопросы, побуждающий диалог, моделирование, экспериментирование, проекты и др.);– репродуктивные (рассказ, объяснение, показ и др.).Параметр. Способы поддержки самостоятельности и инициативы детейТребования. Педагог помогает детям:– понимать и самим формулировать цели своей деятельности;– предвидеть результат;– планировать свои действия;– осознавать условия, которые позволили достигнуть цели.Педагог организует взаимооценку и самооценку результата деятельности детей.Принцип МинимаксаПараметр. Уровень сложности содержанияТребования. Содержание работы отбирается в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ребенка на достаточно высоком, но посильном уровне сложности (проявляющемся в совместной деятельности со взрослым и другими сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности).Параметр. Способы поддержки самостоятельности и инициативы детейТребования.– Во всех видах деятельности педагог помогает детям зафиксировать сделанный новый шаг, достижение (совместное или индивидуальное).– Организуется взаимодействие и взаимопомощь детей.Принцип ЦелостностиПараметр. Интеграция образовательных областейТребования.– Педагог использует приемы формирования у детей целостного представления о мире, бережного отношения к природе и уважительного отношения к окружающим людям в контексте взаимосвязи «человек – природа – общество».– Интеграция образовательных областей осуществляется на уровне общих целей и задач, методов и форм работы, видов детской деятельности, содержания.– Педагог оптимально соотносит интеллектуальную и эмоциональную, интуитивную и логическую составляющие образовательного процесса.Принцип ВариативностиПараметр. Содержание и способы работы с детьмиТребования.– Педагог систематически включает в образовательный процесс проблемные ситуации и задания, предполагающие различные (при этом правильные!) варианты решения.Параметр. Способы поддержки самостоятельности и инициативы детейТребования. Педагог поддерживает самостоятельный выбор детьми материалов, видов активности, способов действия, участников совместной деятельности и общения.– Педагог поощряет выдвижение детьми собственных гипотез, фиксирует все версии, не отвергая ни одной, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Давайте послушаем, что придумала Лена», «Как хорошо придумал Вова!», «Спасибо, Ира, за интересную идею!»– Отрицательные оценки исключены; в случаях, когда ребенок ошибается, взрослый использует обороты типа: «Мишутка, это твой вариант, давай теперь послушаем, как думают другие ребята», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Молодец, ты разобрался в своей ошибке!»– Педагог помогает детям осознать возможность существования разных точек зрения; побуждает детей слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к иным мнениям.Принцип ТворчестваПараметр. Содержание работы с детьмиТребования. Содержание работы способствует раскрытию творческого потенциала детей в различных видах детской деятельности – музыкальной, художественно-эстетической, логической, двигательной и пр.Параметр. Формы организации детской деятельностиТребования. Используемые педагогом методы и формы работы способствуют самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, изобразительной, конструктивно-модельной и др.), сотворчеству детей и взрослых, нравственному развитию.Принцип НепрерывностиПараметр. Содержание работы с детьмиТребования. Содержание образования используется на всех этапах преемственно с опорой на уже имеющийся опыт детей.Параметр. Методы и формы, технологии, методикиТребования. Используемые методы и формы, технологии и методики обеспечивают преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.Список литературы1. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон.— М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2011.— 64 с.122. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». / Под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А.— М.: Цветной мир, 2012.— 240 с.3. Петерсон Л. Г., Абдуллина Л. Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 5 / Под ред. Тимофеевой Л. Л. М.: Педагогическое общество России, 2013. С.7–23.4. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования.— М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000. », 2007.— 448 с.5. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников / Методические рекомендации. Части 1–4, М.: Ювента.6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». / Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой.— М. Цветной мир, 2012.— 320 с.13