Использование игр и игровых технологий на этапе автоматизации изолированного звука с в слогах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование игр и игровых технологий на этапе автоматизации изолированного звука с в слогах
Автор: Хонина Наталья Николаевна

Методическая разработка учителя-логопеда «Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации изолированного звука и в слогах» Игры играют важную роль в обучении детей, делая занятия интересными, эмоциональными, развивающими и познавательными. Значение игры в жизни ребенка отмечали выдающиеся педагоги прошлого, такие как Жан-Жак Руссо, Константин Ушинский и Антон Макаренко.Этап автоматизации звуков в логопедической работе направлен на формирование первичных произносительных навыков и закрепление правильного произношения поставленного звука. Сначала звук отрабатывается в изоляции, затем в слогах, словах и фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа, определению позиции звука в слове и подбору слов с заданным звуком. Для автоматизации используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам и символам. Работа ведется последовательно и постепенно, от простого к сложному.При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации может затягиваться. Ребенку трудно правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же материала утомляет ребенка.Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, необходимы разнообразные творческие задания и новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.Игровые методы, наряду с упражнениями и моделированием, являются неотъемлемой частью логопедической практики. Они решают сразу несколько задач:* пробуждают в ребенке желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;* расширяют и обогащают диапазон игровых умений и навыков;* повышают познавательную активность и работоспособность детей;* активизируют процессы восприятия, внимания и памяти;* плавно регулируют поведенческие трудности детей, постепенно приучая их к правилам игры;* увеличивают объем коррекционного воздействия, включая игровые упражнения в различные режимные моменты.На этапе автоматизации важнейшая цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, словах, предложениях и свободной речи. Игры и игровые упражнения, являясь ведущим видом деятельности для детей-дошкольников, делают этот процесс более легким и доступным.Автор использует большой набор разнообразных игр, которые помогают ему в работе.При подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению, разучиваются комплексы артикуляционных упражнений. Каждое упражнение сопровождается красочной картинкой и стихотворением, используются сказки-игры о «Веселом Язычке», красочные презентации.Для автоматизации изолированного произношения звука подобраны игровые задания в виде звукоподражаний, «Звуковые дорожки» (ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук) и другие игровые упражнения.Когда звук хорошо и правильно звучит у ребенка изолированно, его нужно закрепить и автоматизировать в слогах, словах, предложениях и связной речи. Этот этап занимает не менее 10-15 занятий.Автор использует систему игр и игровых упражнений, предложенных рядом авторов (М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко), дополняя их собственными вариантами и модификациями. Игровые упражнения систематизированы по этапам автоматизации звука. 1.Этап закрепления звука в изолированном звучании.Игровые задания в виде звукоподражаний «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Рычалочки»,«Жужжалочки».«Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.Игровое упражнение «Полянка»Цель: отработать изолированное произнесение звуков [ц], [ч],[ж].Ход игры: ребёнок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука [Ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием - для [Ц] и [Ч].Игровое упражнение «Самолёт»Цель: автоматизация изолированного произношения звука [ Л].Ход игры: ребёнок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук [Л].Игровое упражнение «Заведи мотор»Цель: автоматизация звука [ Р].Игровое упражнение « Холодный ветерок»Цель: автоматизация изолированного произношения звука [С].Игровое упражнение «Паровозик»Цель: автоматизация изолированного произношения звука [Ч].2.Упражнения для автоматизации звука и развитие мелкой моторики Игровое упражнение «Котёнок»Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.Игровое упражнение «Снеговик»Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.Игровое упражнение «Улитка»Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики.Игровое упражнение «Черепаха» Цель: автоматизация изолированного произношения звуков, развитие графических навыков и мелкой моторики3. Этап автоматизации звуков в словах и слогах:Игровое упражнение «Ступеньки»Цель: автоматизация звуков в слогах, словах.Ход игры: ребенок должен пальчиками прошагать по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. Игровые упражнения: «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян».Цель: автоматизация звука в слогах.Ход упражнения: Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой.Игровое упражнение: «Молоточки», «Телеграфисты».Цель: автоматизация звука в слогах.Ход упражнения: Произнесение слогов с отстукиванием ритма.Игровое упражнение «Пальчики здороваются».Цель: автоматизация звука в слогах.Ход упражнения: Ребёнок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движения пальцев рук.Игровое упражнение: «Маленькие ножки бежали по дорожке».Цель: автоматизация звука в слогах.Ребёнок представляет, что указательный и средний палец - это ножки, которыми ребёнок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук или слог.Игра «Говорящие руки»Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Предположим, что речь идёт об автоматизации звука [Ш]. Логопед даёт инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [Ш], а правую - [А]. Давай попробуем. Логопед берет своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение [Ш] с легким ударом по столу. Точно так же правая рука учиться говорить [А]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу. Ребенок в медленном темпе произносит: Ш-А, Ш-А. Постепенно пауза сокращается, темп увеличивается. Игра «Ромашка»Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть крупную ромашку, вцентре которой согласная буква ( р, л, з, с, ц, ж, и т. д). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребёнок переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводиться с детьми, которые знают буквы.Игра «Рыбаки»Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: перед ребёнком раскладываются картинки с определённым звуком, и дополнительно картинки с другими звуками. Ребёнок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.Игровое упражнение «Игра на пианино»Цель: автоматизация звука в слогах.Ход упражнения: имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог несколько раз.Игровое упражнение «Цветочек»Цель: автоматизация звука в слогах.Ход упражнения: слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и загибаются).Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»Цель: автоматизация звука в слогах.Ход игры: Ребёнку предлагается пройти три дорожки. Одна дорожка ровная, и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору. И в начале пути слоги произносятся очень тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы - очень громко.