«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»
Автор: Куанчалеева Диана Жангазовна
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Одарѐнные дети – это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Большую роль в развитии детской одарѐнности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских.Проблема работы с одарѐнными детьми на современном этапе является актуальной, поскольку такие воспитанники являются творческим потенциалом для развития образования. И задача педагогов - выявлять, развивать и поддерживать детей, которые проявляют особые умственные, творческие и физические возможности, а также могут своевременно получать углублѐнное образование, раньше включаться в творческую жизнь.Выявление одарѐнных детей может осуществляться в условиях семьи, когда родители самостоятельно очерчивают круг интересов и склонностей своего малыша, определяют особенности личностного развития и области наибольшей успешности. Дошкольное учреждение и школа анализируют особые успехи и достижения детей по итогам участия в конкурсах различных уровней, создают банки данных одарѐнных детей.В системе дополнительного образования можно выделяют несколько форм обучения таких воспитанников: система творческих конкурсов и выставок; творческие лаборатории; обучение в малых группах; индивидуальное обучение по программам творческого развития в определѐнной области; работа с творческими и исследовательскими проектами; мероприятия соревновательного характера.Психологическое сопровождение родителей одарѐнного ребѐнка является одним из важных условий для достижения успеха. Такое сопровождение должно включать психолого-педагогическое просвещение по вопросам развития детей, совместную практическую деятельность, поддержку и поощрение родителей.Работая с одарѐнными детьми, как правило, включает: разработку личностноориентированного подхода и развитие психологии лидера. Такой ребенок должен ясно понимать, что не следует стесняться показывать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны.Одаренные дети относятся к группе риска и нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых. Педагоги, работающие с такой категорией воспитанников, должны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.В системе дополнительного образования выделяются следующие направления развития одарѐнности:создание мотивации к развитию и обучению, т.е. побуждение ребѐнка к постановке целей, задач и определению способов их реализации;развитие самостоятельности, активного отношения к окружающему миру (задача взрослого - направить энергию ребѐнка в полезное русло);организация индивидуального стиля деятельности.В работе с такими детьми педагоги дополнительного образования должны разрабатывать и реализовывать гибкие индивидуальные программы (нельзя ограничиваться лишь формальным составлением индивидуальных маршрутов развития). Программа для одарѐнных детей должна отличаться по содержанию, по среде обучения, по ожидаемому результату (одарѐнные дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.Взаимодействие с одарѐнными детьми требует от педагога постоянного стремления к интеллектуальному самосовершенствованию, пополнения собственных знаний, самообразования и саморазвития. Работа с такими детьми должна быть направлена прежде всего на максимальное развитие способностей, умений и носить характер помощи и поддержки.Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.Система дополнительного образования способствует превращению одаренных детей в одаренных взрослых, которые впоследствии выступают в качестве важнейшего ресурса по развития общества.Список литературы:Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.Бискер Л. М. Программа «Одарѐнные дети» // «Завуч». – 2001. -№4. с.39-45 3. Золотарѐва А. В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития. 2004. – 304с.4. Петросян Л. Г. Работа с одарѐнными детьми в системе дополнительн го образования. // «Дополнительное образование детей». – 2001. -№24. –с. 37-39.