Программа индивидуального профессионального развития


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа индивидуального профессионального развития
Автор: Каплунова Елена Николаевна

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского районаАлтайского краяМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 3»Программа индивидуального профессионального развития Каплуновой Елены Николаевны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категорииПоспелиха2022 Содержание программы:1. Основания для разработки программы развития педагога......2. Цели программы индивидуального профессионального развития педагога............................................................................3. Задачи программы.......................................................................4. Основные постулаты программы..............................................5. Прогнозируемый желаемый результат.....................................6. Реализация программы...............................................................6.1. Самообразование......................................................................6.2. Освоение современных научно-практических достижений в области управления методическим содержанием процесса обучения............................................................................................6.3. Участие в работе педагогических сообществ (круглые столы, методические объединения, форумы, семинары, конференции)6.4. Участие в конкурсах..................................................................6.5. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса с применением ИКТ..........................7. Итоги работы.................................................................................1. Основания для разработки программы индивидуального профессионального развития педагога• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел III, п.4 «Развитие образования», утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662 от 17 ноября 2008 г.;• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена приказом Президента РФ №271 от 04.02.2010 г.;• Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждена постановлением Правительства РФ № 61 от 7 февраля 2011 г.;• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден постановлением Правительства РФ № 1897 от 17.12.2010 г.;• Программа развития образовательного учреждения.2. Цели программы профессионального развития педагога:• Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы реализовывать такие подходы и методы обучения учащихся, при которых они приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;• Создание условий для полноценного развития каждого обучающегося, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию, осознанно ведущего здоровый образ жизни (ФГОС).3. Задачи программы индивидуального развития педагога:• Продолжать овладевать технологиями, методами и приемами, позволяющими учебной деятельности приобретать исследовательский и практико-ориентированный характер и самой становиться предметом усвоения;• Продолжать строить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской;• Обеспечить адаптацию учащегося к изменениям в школе, инициированными процессом модернизации российского образования (организация предпрофильного, профильного, дистанционного обучения, работа с одарёнными детьми);• Определить оптимальное содержание образования обучающихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы, с учётом социального заказа;• Обеспечить сохранность и укрепление здоровья обучающихся за счет создания безопасных и комфортных условий в школе.4. Основные постулаты программы для разработки программы:Инновации-Качество образования-Здоровье.5. Прогнозируемый желаемый результат:• Повышение уровня обученности обучающихся, соответствия их уровню госстандарта, переход на новые образовательные стандарты;• Повышение готовности обучающихся к осознанному выбору программ профессионального образования и обучению в ВУЗе;• Включение достижений педагогики и технологии в свою повседневную практику;• Рост уровня профессиональных навыков и умений для нововведений;• Формированию компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности;• Изменение деятельности в соответствии с общественными преобразованиями, гарантирующими инновационный характер педагогической деятельности.6. Реализация программы развития педагога.Для успешной реализации программы собственного развития и моделирования нового качественного состояния в условиях модернизации российского образования предусматривается одновременная работа по следующим направлениям:• Самообразование;• Разработка и внедрение инновационных образовательных проектов, разработка рабочих программ, сотрудничество и обмен опытом;• Анализ до стигнутых ре зульт атов и определение перспектив дальнейшего самообразования, развития учителя, самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения и воспитания.6.1. Самообразование.Основные направления, в которых в соответствии с программой будет проводится самосовершенствование и самообразование:• Профессиональное (предмет преподавания);• Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);• Психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества);• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);• Правовое;• Информационно-компьютерные технологии;• Охрана здоровья.6.2. Освоение современных научно-практических достижений в области управления методическим содержанием процесса обучения.Современные условия требуют от педагога применение инноваций в сфере эффективного про ектирования и конст руирования учебного процесса на основе использования новых образовательных технологий. В ходе реализации программы самообразования предполагается сформировать комплекса знаний о системе управления технологическим содержанием процесса обучения, критериях выбора и механизмах освоения новых образовательных технологий.Для успешной реализации данного направления программы самоподготовка разделена мной на следующие основные блоки:• освоение методологических основ проектирования и конструирования учебного процесса на основе использования новых образовательных технологий;• применение технологии выбора новой образовательной технологии;• внедрение технологии управления методическим содержанием учебного процесса.6.3. Участие в работе педагогических сообществ (круглые столы, методические объединения, форумы, семинары, конференции).В ходе работы в группе появляется возможность услышать различные точки зрения большого количества людей на актуальные вопросы педагогики и образования, скорректировать свое понимание современных психолого-педагогических проблем, приобрести определенные навыки по общению, диагностике, профессиональному поведению, необходимые в педагогической деятельности при личностно-ориентированном образовании. Это позволяет сразу собрать единомышленников или оппонентов.6.4. Участие в конкурсах.Участие в конкурсах разного уровня рассматривается как один из важнейших показателей эффективности работы современного учителя. В ходе реализации программы самообразования намечено принять участие в конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В течении каждого учебного года планируется подготовиться и принять участие не менее чем в ___(указать количество) конкурсах.6.5. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса с применением ИКТ.Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету относится к наиболее эффективным формам подачи материала. Такие формы подачи материала помогают педагогу реализовать свой творческий потенциал, проявить индивидуальность и избежать формального подхода к проведению урока.В ходе реализации программы намечено создание серии мультимедийных лекций по наиболее сложным темам. Мультимедийная лекция позволяет во спринимать учебный материал как систему ярких опорных образов, каждый из которых содержит структурированную информацию. Такой способ подачи информации позволяет запоминать не только факты, но и формировать связанную с ними ассоциативную цепочку мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной лекции экономит время, необходимое для изучения конкретного материала, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.Итоги работы.Результаты работы за период реализации программы индивидуального профессионального развития предполагается оформить в печатных и интерактивных материалах. Все материалы будут размещены на персональном сайте педагога (указать адрес персонального сайта в сети интернет) по завершении срока действия программы.«Мастерство учителя – это специальность,которой надо учиться»А.С. Макаренко1.Пояснительная записка.Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи. Новые образовательные стандарты требуют, чтобы в начальной школе ребенка научили  не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению (желанию учиться), помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Поэтому считаю, что очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах. Современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагога, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.  Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.Тема самообразования: « Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя по формированию функциональной грамотности младших школьников»1.1.Общая информация о педагоге . 2.Анализ результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Мои достижения. 3.Мои профессиональные дефициты4.Цели моего профессионального развитияЦель 1 – распространять успешный опыт (практику) реализации следующих компетенций:
  • составлять и реализовать программы учебной дисциплины в рамках основной общеобразовательной программы;
  • выявлять и поощрять обучающихся, имеющих способности и повышенный интерес к обучению;
  • использовать дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа- пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.);
  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
  • осуществлять индивидуальный подход в ходе воспитательной работы;
  • пройти курсы по работе с детьми инвалидами;
  • изучить литературу по составлению индивидуального маршруту обучения, персонализации обучения;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка;
  • проектирование и реализация воспитательных программ;
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
  • Цель 2 – осваивать (развивать) следующие компетенции:
  • организовать самоуправление в классе, осуществлять работу в данном направлении;
  • осваивать составление программы индивидуального развития ребенка с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • формирование мотивации к обучению;
  • взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
  • 5.План устранения дефицитов профессиональной деятельности6.Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развитияКритерии оценки результатов реализации ИППР педагоговСовершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться. В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к повышению ответственности за результаты своего труда.Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер. Источники самообразования:СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, районные и школьные научно-практические конференции. Формы самообразования: Индивидуальная:  посещение уроков коллег;  участие в педагогических советах школы;  изучение научно – методической и учебной литературы.  участие в работе методического объединения школы. Групповая:  участие в педагогических советах школы;  участие в работе методического объединения школы;  курсовая подготовка на КПК;  изучение научно – методической и учебной литературы;  обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования. Предполагаемый результат:  повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.  организация сотрудничества педагога и учащихся, учащихся между собой.  творческая активность учащихся.  участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;  разработка новых форм, приёмов обучения.  умение оказать практическую помощь коллегам. Основные вопросы по самообразованию.  изучение психолого-педагогической литературы;  разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;  анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;  продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;  планомерное и систематическое совершенствование методов учебно– воспитательного процесса. Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях школьного МО, педсовете, родительском собрании, творческий отчет, участие в конкурсах.