КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ
Умение читать начинается с изучения звуков и букв. Но как помочь ребенку запомнить их?
Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.
Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них низкий уровень развития памяти и внимания.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, мы используем на занятиях разнообразные игровые упражнения:
• Называние буквы - дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т.е. буквой. Буквы называем кратко: не «бэ»,а «б», не « эр», а «р».
• Читаем и запоминаем стихи о буквах : В старом дереве дупло - ну совсем, как буква «О»; «Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась.
• Рассматриваем из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, ребёнок – выкладывает эту букву из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли.
• Тактильное узнавание букв, например, узнавание букв с бархатной, шершавой поверхностью
• Игра«Чудесный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет и называет буквы из пластика, которые лежат в мешочке
Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы ножницами; лепка из пластилина.
• Письмо букв на манке, песке.
• Игра «Геометрик» - создание букв из резинок.
Дермолексия, когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка, атем спрашивает:«Какую букву я написала?».
• Игра «Какой буквы не стало?» - перед ребёнком выкладывается ряд букв,
начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить буквы. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну.
• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной
формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий»
и т. д.
• Игра «Буква сломалась» - допечатать недостающие элементы буквы.
• Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно сделать букву «Н», передвинув одну палочку.
• Игра «Зоркие глазки» - вычеркивание заданной буквы из текста.
Предлагаем родителям поиграть дома с ребёнком в игры способствующие запоминанию букв:
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», «Коля» — «К»
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы .
В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.