«Игровые физкультурные занятия на воздухе, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игровые физкультурные занятия на воздухе, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Автор: Тернавская Елена Валентиновна
Консультация для педагогов«Игровые физкультурные занятия на воздухе, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» МБДОУ №23 «Капитошка» Инструктор по физической культуре: Тенавская Е.В.Декабрь 2023 г.Уважаемые педагоги! Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физической культуре. Повышение уровня жизни и сохранения здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на высоком уровне.Проблемой воспитания здорового ребенка занимались многие учёные и практики. Например в работах, М.А. Руновой , П.Т. Осокиной. В.А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. Физиологи и педиатры М.Н. Кузнецова, А.П. Чабовская и другие считают, что в оздоровлении детей определяющую роль играют закаливающие процедуры. Поэтому по мнению учёных необходимо создавать условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья. В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. К основным задачам физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ относится:-охрана и укрепление здоровья детей;-совершенствовать физическое развитие детей;-формировать у детей двигательных умений и навыков;-системе знаний об организме, роли физических упражнений;-воспитывать привычки соблюдать режим дня;-воспитывать интерес к занятиям спортом. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Эти задачи решаются с помощью с помощью таких форм физкультурно-оздоровительной работы, как занятия. С детьми по физическому воспитанию, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультурные праздники, навстречу друг другу. Дни и недели здоровья. Одна из эффективных форм работы являются игровые физкультурные занятия на воздухе.Занятия игрового характера отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. На занятиях данного типа решается задача совершенствования двигательных навыков, развития психофизических качеств, приобретённых детьми в процессе опосредованного обучения.Структура занятий соответствует традиционной.Вводная часть, содержанием которой являются игры малой подвижности, направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их внимания, постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений и интенсивной работе в основной части занятия. Вводная часть может состоять из различных построений, разных видов ходьбы.Основная часть решает комплекс программных задач: совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тренировку функциональных возможностей организма. В её содержание включены народные игры, игры – хороводы, игры – эстафеты, игры – соревнования, игры в парах, воспитывающие у детей чувство взаимопомощи.Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к её снижению, на снятие общей возбуждённости и приведению частоты сердечных сокращений ребёнка в норму, при этом сохраняя бодрое, жизнерадостное настроение. В эту часть занятия вошли игры малой подвижности: «Молчанка», «Узнай по голосу», «Потянемся к солнышку», «Лови – не лови» и др. Выбирая игры для занятий, следует руководствоваться такими требованиями такими требованиями:Учёт возраста и физической подготовленности детей;Учёт дидактических принципов: доступности, систематичности, повторности;Учёт физических нагрузок (включение всех мышечных групп: включать игры с различными основными движениями);Учёт интересов детей (при их желании игры заменять на полюбившиеся);Ежедневное использование на прогулке хорошо знакомых игр. При выборе игр нужно учитывать сезонность, погоду, температуру воздуха. Планируя игровые занятия следует помнить о всём многообразии подвижных игр: по тематике, движениям, правилам. Подвижные игры и эстафеты следует подбирать так, чтобы дети могли применить приобретённые на физкультурных занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторений игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3 – 5 раз с короткими перерывами 15 – 20 сек. Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость. Начинать занятия на открытом воздухе лучше в тёплое время года: тогда вместе с постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, т.е. повышается закалённость детского организма. Основным принципом закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере относится и физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятие надо регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их посещали.Таким образом, игровые физкультурные занятия на улице вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, развивают двигательные способности, общему оздоровлению детей.