"Эффективные практики взаимодействия классного руководителя и родителей в начальной школе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Эффективные практики взаимодействия классного руководителя и родителей в начальной школе"
Автор: Худоногова Наталья Владимировна
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕХудоногова Н.В., учитель начальных классов МБОУ Боханская СОШ № 2, п. Бохан, Иркутская областьДля нас, педагогов, очевидно, что основная цель нашей профессиональной деятельности заключается в решении задач, направленных на восстановление и сохранение традиций семейного воспитания, активного вовлечения родителей в образовательный процесс, а также укрепления эмоциональных и социальных связей между детьми и взрослыми. Это необходимо для формирования единого образовательного пространства, в котором школа и семья выступают как взаимодополняющие элементы.Процесс воспитания представляет собой многогранную и системную работу, требующую значительных усилий, настойчивости и, конечно, искренней любви к детям. Для успешной реализации воспитательных целей необходимо признание и развитие глубоких взаимосвязей между семьёй и школой, которые объединены общими задачами и ценностями в воспитании подрастающего поколения. Важным становится не принцип параллельности в их взаимодействии, а принцип органического взаимопроникновения этих двух социальных институтов, что способствует более эффективному формированию личности ребёнка.Актуальность идеи взаимосвязи общественного и семейного воспитания возрастает в условиях современного общества, поскольку она отвечает вызовам времени и способствует объединению усилий школы и семьи в целях не только обучения, но и всестороннего развития детей. Такое взаимодействие помогает укрепить физическое, психоэмоциональное и социальное благополучие детей, а также способствует поиску новых форм и методов вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания. В свою очередь, такие формы взаимодействия способствуют повышению педагогической культуры родителей и их участию в образовательной жизни детей.Семья и школа преследуют схожие цели — передать детям социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями. Однако только их интеграция позволяет создать оптимальные условия для гармоничного вхождения ребёнка в социум, его социальной адаптации и полноценного развития.Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? Необходимо отметить, что для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс важно создавать яркие и значимые события. Так, новый учебный год начинается с первого классного часа, в котором активно участвуют родители. Их участие не ограничивается пассивным наблюдением – они становятся полноценными участниками мероприятий, представлений, а иногда даже организаторами и спонсорами. Важным элементом такого взаимодействия является фотосессия, которая становится запоминающимся моментом для всех участников.Одним из важных аспектов работы является активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Приглашаю их на уроки, классные часы и другие мероприятия, предоставляя им возможность не только наблюдать, но и непосредственно участвовать в обучении. Родители делятся с детьми интересными фактами из своей жизни и профессии, обучают новым полезным навыкам. В качестве примера можно привести классный час и урок окружающего мира, посвящённый пожарной безопасности, который провёл отец одного из учеников. В ходе мероприятия детям продемонстрировали костюм и маску пожарного, а также рассказали о правилах безопасности. Дети с удовольствием примерили форму и поиграли в спасателей, что значительно повысило их вовлеченность и понимание темы. Не менее запоминающимися для учеников стали урок математики и классный час, проведённые бабушкой одной из учениц, которая ранее сама работала учителем в этой школе. Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке таких мероприятий, которые проходят интересно и оживлённо. В современном мире социальные сети, несмотря на противоречивые мнения об их влиянии, давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Почему бы не использовать их с пользой для воспитания? Активно использую социальные сети для информирования родителей о жизни класса и школы, публикуя новости, фотографии с мероприятий и короткие комментарии. Это позволяет не только держать родителей в курсе событий, но и создавать позитивное и увлекательное сообщество.Также стараюсь активно вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. Не останавливаюсь на одних и тех же общепринятых мероприятиях, в которых принимают участие родители, а пытаюсь максимально разнообразить их, сделать их более зрелищными, интерактивными, увлекательными.Для учащихся, которые любят петь и читать стихи разумной формой будет проведение концерта или конкурса. Например, при подготовке празднования Дня Победы многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет. Кто-то принимал участие в конкурсе, кто-то в проектах. В результате каждый ученик был задействован в творческой деятельности, посвящённой этой знаменательной дате.А как же быть, если большая часть класса любит рисовать или мастерить поделки? Конечно, вовлекать таких детей и родителей в эту совместную деятельность! Участие в конкурсах поделок из природного материала, «Мастерская Деда Мороза» ежегодно приносят в копилку ребят призовые места. Еще одним из интересных способов объединить группу, является создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.Важным направлением работы является сотрудничество с различными общественными организациями. Совместно с СДЦ «Бохан», руководителем которого является мама одной из наших учениц, мы регулярно проводим мастер-классы, вечера памяти и праздничные мероприятия. Это не только расширяет кругозор детей, но и укрепляет связи между семьёй и обществом, способствует формированию чувства ответственности и патриотизма.Ещё одна форма организации воспитательного процесса – проведение акций.Участие ребят в социальных акциях должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и родителям пережить свою значимость и нужность. Самой масштабной по количеству участников и по насыщенности мероприятий является социальная акция «Подари тепло души своей», направленная на поддержку наших бойцов в СВО. При проведении акции «Капелькой добра согреем душу», проводимой ежегодно с ОГБ «УСЗСОН по Боханскому району» поздравляем ветеранов с Днем пожилого человека. Ещё можно выделить такие акции: «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Голубь мира» «Окна России», «Ярмарка». Все они помогают развивать у детей чувство социальной ответственности и учат заботиться о других.Общайтесь с родителями! Необходимо помнить, что общение с родителями не должно ограничиваться только передачей информации о нарушениях или недостатках в поведении их детей. Важно также делиться положительными моментами, достижениями и успехами детей, ведь каждая маленькая победа становится важной вехой на пути их развития – родители обязательно ответят Вам взаимностью. Убеждена, что коллектив единомышленников: учитель и родители – непременное условие успеха в воспитании и обучении школьников. Когда эти два элемента объединены общими целями, формируется гармоничный, сплочённый и успешный коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует поддержку, внимание и уважение.