«Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания»
Автор: Осадчий Сергей Владимирович

План - конспект мастер-класса «Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания» Основные этапы мастер-класса: 1. Мотивация учения. 2. Постановка педагогической проблемы. 3. Практическая демонстрация приемов. 4. Подведение итогов мастер-класса. 1. Мотивация учения. (1 мин)Вопрос к студентам «Что такое грамотный человек это человек умеющий читать, писать и понимать.( слайд №2) В современном обществе существует понятие ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ . Её определение сформулировал замечательный российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев.Он говорил «функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией.»  ( слайд №3) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это интегрированное понятие, которое включает в себя читательскую, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую и другую грамотность.                                                2. Постановка педагогической проблемы. (3мин)( слайд4) «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное Грамотно читать, значит извлечь из мертвой буквы живой смысл»         К. Д. Ушинский   Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности.На уроках истории просто необходимо владеть большим объемом информации, знать понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, формулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, деятелях, знать историографию вопроса. В связи с этим, возникает потребность использования на уроках и внеурочной деятельности приемов для развития читательской грамотности у обучающихся.   Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Проблемы возникающие в процессе обучения: У обучающихся недостаточный уровень сформировавшихся читательских умений:- умения находить и извлекать информацию из текста; - умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста; - умения осмысливать и оценивать сообщения текста. Причины: - низкая скорость чтения;  - непонимание смысла прочитанного; - испытывают затруднения в кратком пересказе;  - ошибки по причине непонимания  формулировки   задания. СПРАВКА : По уровню читательской грамотности Советский Союз занимал 3 место; - РФ в 2012 году – 42 место из 65 стран; - РФ в 2015 году – 26 место из 70 стран;Мой мастер-класс посвященной решению данной проблемы. ( слайд 5)  Цель: обмен опытом педагогической деятельности по развитию читательских умений обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни. Задачи: -  формировать умение работать с информацией; - научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания; - формировать навыки преобразования информации; - формировать навыки целостного анализа информации. Ожидаемые результаты: 1. Формирование умений у обучаемых работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в учёбе, в творческих работах,   при подготовке к ВПР и  к сдаче итоговой аттестации.2. Использование педагогами, наработанный опыт в своей деятельности. 3. Практическая демонстрация приемов. ( 14 мин)( Слайд№6)При изучении ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ используются: - ТЕКСТ УЧЕБНИКА ; - КАРТА, ИЛЛЮСТРАЦИЯ, ГРАФИКИ, ТАБЛИЦЫ; - ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ; Читательская грамотность выражается в читательских умениях. Развитие этих умений я покажу в своём мастер-классе .( слайд 7) А) Умение критично мыслить 1. Писать рецензии. 2. Писать аннотации . 3. Находить ошибки и недостатки в информации.4. Дополнять неполную информацию.5. Выявлять предвзятость авторов.( слайд 8 ) Картина «Русь в 11 веке»Найдите ошибки в представленной информации. ( 3 мин)( слайд 9 )Б) Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную  и наоборот:1. Графически, схематично изобразить информацию.2.Читать и объяснять схемы, карты и графики.3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала. ( слайд№10) 1.На хронологической ленте времени указать 5 основных исторических дат, которые открыли новую эру или новую эпоху. (3 мин)Что такое ЭРА? Что такое ЭПОХА? Эра  в хронологии — начальный момент летоисчисления, она считается самым высоким уровнем для организации измерения времени.Эпоха указывает на продолжительность временного отрезка, начиная с определенной даты, которая часто знаменует начало определенного политического состояния, династии, правления.( слайд№11) Загадки исторической карты. Проанализировать предложенную карту . ( 3мин)( слайд 12)В) Умения воспринимать информацию из разных источников:1. Подбирать публикации, тезисы из источников.2. Работать с дополнительной литературой.3. Анализировать различные взгляды авторов на вопросы.Работа с газетами: Определить основные события происходящие в стране, на текущий момент ( домашнее задание). ( слайд 13)Г) Умение работать с учебной литературой:1. Находить в тексте нужную информацию 2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы3. Выделять в тексте главное4. Разбивать текст на содержательные части5. Составлять план, тезисы6. Делать сообщения, выводы из проработанного материалаРазвивая данное умение, я прежде всего уделяю внимание:1. Составление и ведение конспектов студентами на занятии, но основной упор делаю на самостоятельную работу студентов по составлению конспектов при работе с основными и дополнительными источниками ( именно тезисно обобщать информацию, её анализ и построение причинно-следственных связей 2. Подготовка тематических докладов и сообщений. ( Стили искусств, Религии) 4. Подведение итогов мастер-класса. (1 мин) Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках истории и обществознания помогает решить важную образовательную задачу – развитие и формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения, студенты, не только усваивают образовательную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.      Результаты мастер - класса полностью подтвердили актуальность и правильность выбранной темы, а также продуктивность предлагаемых приемов формирования читательской грамотности.