Знакомство с работой педагога-психолога. Психологическое сопровождение к школе в подготовительной группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знакомство с работой педагога-психолога. Психологическое сопровождение к школе в подготовительной группе
Автор: Киселева Любовь Николаевна

Родительское собрание:«Знакомство с работой педагога-психолога. Психологическоесопровождение к школе в подготовительной группе»Цель: Познакомить родителей с работой педагога-психолога. Актуализировать проблему психологической готовности детей. Уважаемые родители, здравствуйте! Хочу представиться, меня зовут Киселева Любовь Николаевна. Я пригласила Вас для того, чтобы познакомить с работой педагога-психолога и обратить ваше внимание на некоторые моменты психологической готовности к школьному обучению. Моя деятельность заключается в том, чтобы осуществлять психологическое сопровождение участников образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей. Сопровождение означает, что я рядом с вами, я вместе с вами, я в помощь тем, кому она нужна. Главная цель моей работы в должности педагога-психолога – сохранение и укрепление психологического здоровья детей и гармоничное развитие воспитанников в условиях ДОУ. Что это значит? Я помогаю воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог - это специалист, который старается не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Обращаю ваше внимание на то, что только вместе с родителями возможно достижение положительного результата. Моя работа носит рекомендательный характер. Потому, что своих детей вы «лепите» дома, и мы с воспитателями не в силах их «перелипить» ни по своему, ни по вашему желанию. Психологическая работа имеет отсроченный результат. От того как мы поработаем в течении этого года, зависит насколько успешным будет обучение ваших детей в школе. Мою консультацию вы гарантировано можете получить понедельник до 18.00, пятницу с 17.00. Любая письменная информация, связанная с вами хранится в закодированном виде. Работа психолога всегда начинается с запроса. Который может сделать старший воспитатель, воспитатель, родитель. Запрос – это просьба или жалоба, проблема, которую человек хочет решить вместе с психологом. Но запросы бывают конструктивными, т. е. человек хочет получить информацию или помощь в самопознании, понимании, принятии себя или ситуации. А бывают запросы неконструктивные, по которым я не работаю, даже если очень просят. Поскольку они связаны с нереальными ожиданиями или с тем, чтобы переложить ответственность. Поэтому, хоть «ковриком лягу», а положительного результата вряд ли получится. Почему? Приведу пример: мама говорит воспитателю о том, что ребёнок неадекватный, пусть психолог с ним позанимается. При этом ко мне на консультацию не приходит, но обошла всех кого можно. Таким образом, мама хочет снять с себя ответственность и переложить её на плечи другого. По таким запросам психологи не работают. Потому, что проблема из семьи прежде всего там и должна решаться. Я «открыта» для тех родителей, которые готовы принимать участие в решении проблемы. Следующим этапом моей работы является диагностическое обследование. Важной функцией психолога является определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка. По итогу психодиагностического обследования мною выделены дети «группы риска». «Группа риска» для нас дошкольников, это те дети, у которых мы прогнозируем возможные трудности в школе: долгая адаптация, враждебное отношение к школе, низкая успеваемость, частые конфликты и т. д. С такими детьми будут проводиться занятия, направленные на развитие: восприятия, памяти, внимания, воображения, мыслительных умений, коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе, а так же формирование позитивной мотивации к обучению. Сегодня мы с вами встретились на этапе рекомендаций. Моя задача познакомить вас с понятием «психологической зрелости» к школьному обучениюи подсказать вам на что следует обратить внимание. Весной будет вторичная диагностика, с целью выявления динамики, по окончании которой на каждого ребёнка будет написана психологическое заключение и передано в школу. Успешность обучения ребёнка в школе зависит от его психологической зрелости. Я предлагаю вам наглядную консультацию, где вы можете ознакомиться с характеристикой готового к успешному обучению ребёнка. Прошу по каждому пункту отследить своего ребёночка: умеет, не умеет, сформировано, не сформировано. Мы подробнее остановимся на мотивационной и личностной готовности. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. А также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. В заключении отмечу, что ребёнок считается неготовым к школьному обучению если он: - настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан. Психопрофилактическая работа осуществляется по программе Куражева Н. Ю., Козлова И. А. «Приключения будущих первоклассников». Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно- пространственной среды. Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.