опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет
Автор: Карановой Елены Валерьевны

Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет «Посадка лука».Цель: формировать основы исследовательской деятельности дошкольников в процессе посадки лука.Задачи:1. учить детей приемам посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).2. развивать знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения; 3. вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье; развивать трудовые навыки.Методы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический. Предварительная работа: уход за комнатными растениями, загадывание загадок про овощи и фрукты, д/игры: «Что где растёт», «Чудесный мешочек», СРИ «сажаем растения», рассматривание овощей и фруктов.Активизация и обогащение словаря: почва, влага, свет, тепло, донце, шелуха, перо лука, луковица, углубление. Материал: Чиполлино, мешочек с луком; стаканчики для посадки лука по количеству детей; земля; лейки с водой; влажные тряпочки, фартуки для детей, 4 стеклянные банки.Ход опытно-экспериментальной деятельности:-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Узнали? Это мальчик – луковка, зовут его Чиполлино. Он принес нам целый мешок подарков. - А что в нем как вы думаете? Давайте попробуем отгадать, потрогайте, что там.Игра «Угадайку» (Волшебный мешочек. Дети трогают мешочек, высказывают свои предположения.) - Сейчас я вам подскажу. «Сидит, дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».- Давайте посмотрим, что принес нам Чиполлино. (Воспитатель достает посадочный материал). -Правильно, это – лук. Чиполлино говорит, что ранней весной надо есть как можно больше витаминов чтобы не заболеть. А где больше всего находится витаминов? -Правильно, в овощах и фруктах.- А лук — это овощ или фрукт?  Где растут овощи? (На грядках) -Какой уход требуется овощам, чтобы они выросли? (Ответы детей). Давайте сядем на стульчики и рассмотрим лук.- Посмотрите, ребята, какую форму имеет лук? (Круглую).- какого цвета бывает лук? (ответы детей) Репчатый лук бывает разного цвета (красный, белый, сиреневый, золотисто – коричневый) и разной формы (круглый, плоский, овальный).Воспитатель показывает детям шелуху. — Это «шуба», про которую говорилось в загадке. Ребята, луковица покрыта множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой.- А как вы думаете, почему, когда «раздевают» лук, то человек слёзы проливает? - У лука есть защитная реакция, при раздевании он выделяет жгучее вещество, от которого слезятся глаза.- Посмотрите! Вот разрезанная луковица.(Воспитатель предлагает детям понюхать лук.) Пахнет?  Кто хочет попробовать? Какая она на вкус? - Горький, но очень полезный!  Давайте подумаем и скажем, зачем людям нужен лук?- Люди давно заметили, чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг». В луке содержится очень много полезных веществ и витаминов. У лука можно кушать, как саму головку, так и его зелень (показать картинку с луковицей и зеленым пером).Если луковицу посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. Еще в народе его называют перо, его добавляют в салат. В нем много витаминов, поэтому его надо есть ежедневно, чтобы вырасти большими, здоровыми и никогда не болеть. Особенно зимой, когда на улице так холодно.- Посмотрите на луковицу и скажите, а с какой стороны будут расти перышки?- А что у луковицы растет с другой стороны? Дети: (корешки)- Эту сторону называют «донцем». Мы с вами рассмотрели, как устроена луковица. Чиполлино предлагает вам поиграть в игру «Расти, расти лучок». Физкультминутка«Расти, расти лучок».Все вставайте в круг, взявшись за руки.«Есть у нас огород, там зелёный лук растёт. Вот такой вышины, вот такой шириныТы лучок сюда спеши и немного попляши»- Ребята, Чиполлино предлагает, посадить лук. Хотите? Но прежде, чем вы сами будите сажать, мы с вами поиграем, и я посмотрю знаете ли вы какие инструменты вам в этом деле пригодятся.Игра «Выбери нужное» (дети отбирают по одному предмету, объясняют зачем). Земля в стаканчике, лейка, палочка, фартук, клеенка, семена (не нужно молоток, пила.), предметы по количеству детей.- Молодцы, знаете, что нужно для посадки.                                                       Тогда пройдемте к столу. Сейчас я покажу вам, как нужно сажать луковицу. Сажать я буду вот в этот стакан. Как вы думаете, что в нем?  (почва)- Я уже приготовила стаканчики с почвой и заранее перемешала почву от комочков, теперь нужно палочкой сделать углубление, определить у луковицы, где корешки(донце) и посадить ее. Вот так!- Нужно чтобы луковица была воткнута в почву корешком. Только тогда луковица будет расти.- Как вы думаете, что следует еще сделать, чтобы луковица выросла?  (полить)- Правильно ребята! Дети одевают фартуки, берут необходимый инструмент и начинают сажать.- А теперь, каждый из вас посадит свою луковицу. (Дети сажают лук, поливают его.)- Ребята, подумайте, что ещё нужно луку, кроме почвы и воды, чтобы лук хорошо рос?Дети: Ему нужен свет и тепло.- Молодцы ребята, значит для того, чтобы лук хорошо рос ему нужен свет, вода, тепло, и почва. - А теперь давайте скажем все вместе: «Расти наш лук – зелёный друг!».Молодцы, ребята. Теперь мы будем наблюдать как растет наш репчатый лук и результаты наблюдения будем зарисовывать на этих листочках.- Ребята, а давайте мы с вами проведем эксперименты и покажем Чиполлино как влияет свет, тепло, вода на рост и развитие нашего репчатого лука?- Возьмем 4 стаканчикаСтаканчики прозрачные, так как через них все видно, что происходит с луком, как растут его корни.Воспитатель объясняет и показывает эксперимент:- Ребята я заранее наклеила знаки-подсказки на наши стаканчики, они помогут нам не забыть в каких условия растет наш репчатый лук.Воду мы обозначим синимТеплый воздух (тепло)обозначим красным Свет- желтымТемно-черным Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.Четвертую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.Теперь мы с вами посмотрим, что будет с каждой луковицей? Для роста нужны все ли условия сразу или достаточно некоторых?Первый день наблюдения вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый ИтогЧем мы сегодня с вами занимались?   (сажали лук, проводили эксперименты)-Что луку нужно чтобы он хорошо рос? (почва, вода, свет, тепло)-Доволен ли Чиполлино?Наше занятие заканчивается. Вы все меня сегодня очень порадовали! А за ростом нашего лука вы будете наблюдать, а результаты эксперимента зарисовывать вот в этот журнал наблюдений.Наблюдение за ростом лукаНепосредственная образовательная деятельность с детьми средней группы строилась в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей пятого года жизни, с учетом комплексно-тематического принципа и принципа интеграции областей (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие).Цель непосредственной образовательной деятельности: формировать основы исследовательской деятельности дошкольников в процессе посадки лука.Задачи:Образовательные задачи:   обобщить знания детей о луке и его полезных свойствах для жизни и здоровья человека;  формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Изучать способ выращивания лука на перо в комнатных условиях в воде без земли. Развивающие задачи: развивать логическое мышление, речь, трудовые умения; основы исследовательской деятельности.Воспитательные задачи: продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья; желание добиваться результата; любовь к растениям, желание ухаживать за ними; умение трудиться в коллективе.Воспитывать желание познавать окружающий мир.Предшествующая деятельность: рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; занятия по формированию понятия «растение»; заучивание с детьми стихотворений и загадок о луке. Словарная работа: познакомить со значением слова «донце», «чешуйки», «стрелки».  Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения.Оборудование: фотоматериалы лука стаканчики для посадки лука по количеству детей, лук для посадки, дневники наблюдений (дети сделали заранее), корзина с   овощами, тарелка с нарезанными овощами.Непосредственно - образовательная деятельность рассчитана на 20 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности.Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно - образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.Всем детям предоставляла возможность выдвигать свои предположенияСтаралась содержательно, интересно и организованно провести работу.Дети приобретали в ходе образовательной деятельности умения думать, анализировать, исследовать, определили значение пословицы «Лук от семи недуг». В активный словарь введены понятия: донце, корень, луковица, верхушка. У воспитанников формировались такие социальные установки, как полезность общественного труда (посадка лука, полезность выращивания лука), мотивацией  их интереса  послужило изучение способа выращивания лука на перо в комнатных условиях в воде без земли.На каждом этапе старалась поощрять ребят.В ходе работы дети успешно сделали выводы, какие условия нужны, чтобы лук хорошо рос: вода, свет, тепло.     Тема занятия рассматривалась с нескольких сторон: наглядной, теоретической и практической. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всего занятия.В течение практической работы прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Дидактический материал соответствует возрасту и замыслу.   Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.