Формирование трудовых навыков в различных видах трудовой деятельности в дошкольном возрасте.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование трудовых навыков в различных видах трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна

Формирование трудовых навыков в различных видах трудовой деятельности в дошкольном возрасте.Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.Труд – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а так же воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.Трудовое обучение – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду.В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие задачи:1. Формирование предпосылок трудовой деятельности
  • Формирование трудовых навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • 2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых
  • Формирование интереса к труду взрослых.
  • Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
  • Воспитание стремления оказывать посильную помощь.
  • 3. Воспитание личности ребёнка
  • Воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность)
  • Воспитания трудолюбия (готовность включаться в труд)
  • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба и т.д.)
  • Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования ( системность и последовательность)
  • Принцип новизны ( использование новейших информационных технологий)
  • Принцип интеграции ( взаимодействие образовательных областей)
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • В ФОП ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.Условия организации труда детей.
  • Создание мотивации трудовой деятельности.
  • Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
  • Подбор оборудования для труда.
  • Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
  • Демонстрация заинтересованности педагога.
  • Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
  • Поощрения в процессе и по результатам труда.
  • Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
  • ФОП ДО предполагает следующие виды детского труда:Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);Хозяйственно-бытовой труд ( уборка групповой комнаты, участка);Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:
  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.
  • Поручения - это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие.В свою очередь поручения бывают: индивидуальные, подгрупповые, коллективные, кратковременные, длительные, отсроченными по времени, простые и сложные. Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные. Коллективный труд - это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:- договариваются о разделении труда- помогают друг другу (в случае необходимости)- переживают за качество выполнения общей, совместной работы. Коллективный труд может быть общимгруппе детей поручается общее дело и совместный - дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним. Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии. Абрамова Т.В., высшей квалификационной категории, МАОУ «СШ № 1 им. М. Аверина г. Валдай» До « Алёнушка» с. Едрово.