Формирование трудовых навыков в различных видах трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование трудовых навыков в различных видах трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна
Формирование трудовых навыков в различных видах трудовой деятельности в дошкольном возрасте.Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.Труд – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а так же воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.Трудовое обучение – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду.В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие задачи:1. Формирование предпосылок трудовой деятельностиФормирование трудовых навыков.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.2. Воспитание положительного отношения к труду взрослыхФормирование интереса к труду взрослых.Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.Воспитание стремления оказывать посильную помощь.3. Воспитание личности ребёнкаВоспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность)Воспитания трудолюбия (готовность включаться в труд)Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба и т.д.)Принципы воспитания у детей позитивного отношения к трудуПоддержка инициативы детей в различных видах деятельностиСодействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)Принцип развивающего образования ( системность и последовательность)Принцип новизны ( использование новейших информационных технологий)Принцип интеграции ( взаимодействие образовательных областей)Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.В ФОП ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.Условия организации труда детей.Создание мотивации трудовой деятельности.Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.Подбор оборудования для труда.Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.Демонстрация заинтересованности педагога.Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.Поощрения в процессе и по результатам труда.Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.ФОП ДО предполагает следующие виды детского труда:Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);Хозяйственно-бытовой труд ( уборка групповой комнаты, участка);Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:поручения;дежурства;совместный труд.Поручения - это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие.В свою очередь поручения бывают: индивидуальные, подгрупповые, коллективные, кратковременные, длительные, отсроченными по времени, простые и сложные. Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные. Коллективный труд - это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:- договариваются о разделении труда- помогают друг другу (в случае необходимости)- переживают за качество выполнения общей, совместной работы. Коллективный труд может быть общим - группе детей поручается общее дело и совместный - дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним. Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии. Абрамова Т.В., высшей квалификационной категории, МАОУ «СШ № 1 им. М. Аверина г. Валдай» До « Алёнушка» с. Едрово.