Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Автор: Ткачева Екатерина Владимировна
Здоровьесберегающие технологии в ДОУКонференция: Здоровьесберегающие технологии в ДОУАвтор: Ткачева Екатерина ВладимировнаОрганизация: МБДОУ Детский сад №441 «Карусель»Населенный пункт: Новосибирская область, город НовосибирскДанный материал о здоровьесберегающих технологиях предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. В этом материале описаны виды здоровьесберегающих технологий, их актуальность, и то, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.Цель данной статьи: раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности. Здоровье человека во все времена всегда будет актуальной темой. В современном обществе, предъявляются более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его способностям и знаниям. В последнее время забота о здоровье ребенка стала занимать во всем миреприоритетные позиции.Актуальный социальный вопрос на сегодняшний день – охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство – здоровье. Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, прыгать, скакать, плавать, играть с ребятами во дворе и при этом не уставать.В самом раннем детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основныедвижения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаютсябазовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которыхне возможен здоровый образ жизни.Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работесовременного педагога. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки.Здоровьесберегающие технологии - это:-организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей;-качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;-технологическая база здоровьесберегающей педагогики.Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т.е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.Задачи здоровьесберегающих технологий:-Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;-Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.-Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников;-Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:-Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);-Спортивные и подвижные игры;-Тренажеры, контрастная дорожка.II. Технологии обучения ЗОЖ:-Физкультурные занятия;-Гимнастика после сна;-Точечный массаж;-Бассейн;-Спортивные праздники, развлечения;-СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);-Дни здоровья.III. Технологии музыкального воздействия:-Музыкотерапия;-Сказкотерапия.IV. Технология коррекции поведения.В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик:-гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);-мимические разминки;-пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);-дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);точечный массаж;-упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.Реализация поставленных целей на практике.Динамические паузы.Организует и проводит воспитатель во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.Чтобы дыхание было полноценным, должны быть соблюдены следующие правила:-Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;-Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;-Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;-Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;-Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.Физкультминутки (в старших группах) может проводить кто-то из детей.Подвижные и спортивные игры.Проводить их должны воспитатели или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.Релаксация.Проводит руководитель физвоспитания, психолог или воспитатели в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы).Пальчиковая гимнастика.Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.Гимнастика для глаз.Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.Дыхательная гимнастика.Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.Бодрящая гимнастика.Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: обширное умывание, упражнения на кроватках; ходьба по рельефным дощечкам. Проводит воспитатель.Гимнастика ортопедическая и корригирующая.Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит физкультурный работник или воспитатель.Физкультурные занятия.Должны проходить в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводить должны руководитель физкультуры или воспитатели.Проблемно-игровые ситуации.Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, педагог включается в игровую деятельность.Коммуникативные игры "Познаю себя" Е.В. Харлмаповой и М.В. Карепановой.Один раз в неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе. Проводит психолог.Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного развития.Один раз в неделю по 30 минут. Проводят во второй половине дня, начиная со старшего возраста. Организуют и проводят воспитатели.Самомассаж.Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.Психогимнастика.Проводит психолог. Один раз в неделю, начиная со старшего возраста по 25-30 минут.Технология воздействия сказкой.Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей.Технологии музыкального воздействия.Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т.д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный руководитель.Дополнительно используются методы закаливания:Умывание водой после дневного сна;Хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна.В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:-Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;-Освещать эти вопросы можно на родительских собраниях;-Оформления папок-передвижек;-Личный пример педагога;-Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;-Анкетирование;-Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;-Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";-Дни открытых дверей;-Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);-Выпуск газеты ДОУ и т.д.-Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:-Организацию деятельности детей в игровой форме;-Организацию культуротворчества дошкольников;-Построение педагогического процесса в образе модели культуры;-Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня – это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.Ведь здоровье - бесценный дар!