Конспект занятия по теме самообразования в подготовительной группе на тему: "Город волшебства"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по теме самообразования в подготовительной группе на тему: "Город волшебства"
Автор: Беляевских Ирина Юрьевна
Конспект на занятия по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Город волшебства» по теме самообразования Воспитатель: Беляевских Ирина ЮрьевнаКонспект на тему «Город волшебства» в подготовительной группе Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовательные:Учить в проблемной ситуации находить детей находить правильное решение.Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).Развивающие:Развивать мыслительные процессы: память.внимание, мышление.Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.Воспитательные:Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.Методы и приемы:Словесные: вопросы, художественное слово.Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.Практические: физкультминутка, исследование предметов.Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин.Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага. Ход занятияВолшебник:- Здравствуйте. Ребята добро пожаловать в Город волшебства.А , кто творит волшебство?Дети: (волшебники, феи).Волшебник:- Правильно, в нашем ребята городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас совершить путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.Загадки:Так маленького Васю называютИ те цветы, что в поле собирают.Ответ: Василёк. Звоночек синенький висел.Ни разу в жизни не звенел.Ответ. Колокольчик. Я шариком пушистымБелею в поле чистом,А дунул ветерок -Остался стебелёк.Ответ: ОдуванчикКувшинчики и блюдцаНе тонут и не бьются.Ответ: Кувшинки. Золотая шапочка, белая рубашка.Как зовут цветок?Ответ. Ромашка.На гладком зеркале водыЯ вижу дивные цветы.Они со дна реки растут.Их все кувшинками зовут...Андрей Ширшиков.Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.За то, что мы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по «волшебному» цветку (детям раздаю бумажные цветы).Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.Опыт «Цветок расцвел»Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».Волшебник:- Спасибо тебе Фее цветов!Что, ж продолжим наше путешествие дальше. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрываем, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.Опыт «Поможем Золушке»(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)Волшебник:- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.Дети просеивают крупы.Волшебник:- Молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш волшебник Вальсик снова танцует.Он умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Вальсик очень любит молоко.С детства пьет он молоко,В нем и сила, и тепло!Ведь оно волшебное,Доброе, полезное!Давайте поговорим немного о молоке.1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?Ответ: из сказок.2. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.Волшебник:- Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных.3. Какое молоко называют «парным молоко»?Ответ: это молоко, которое только что дала корова.4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует». Пока Вальсик репетирует, оно потихоньку танцует. Танцевать вальс одному невозможно, вот и пригласили масло. Масло плавает на поверхности молока, потому что молоко тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло. (Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?Дети: Да!Опыт «Танцующее молоко».Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.Волшебник:- Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился Вам танец молока?ФизкультминуткаЧок- чок, каблучок! (потопать ногами)В танце кружится сверчок, (покружиться)А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)Исполняет вальс на скрипке.Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)Лихо пляшет паучок.Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)Волшебник:- Вы умеете рисовать?Это очень просто, дети,Все нарисовать на свете.Нам понадобится с вамиЛист бумаги.Ну и глазки, безусловно.Ведь они, дружок, помогутУвидать любой предмет,Форму рассмотреть и цвет,Круглый он или квадратный,Весь шершавый или гладкий,Он кривой или прямой,Маленький или большой.Мы с тобою целый мирНа бумаге создадим.Волшебник:- У Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:1. Чем еще кроме красок можно рисовать?Ответы (карандаши, мел, тушь).2. А почему простой карандаш рисует?Грифель карандаша похож на слоеный пирог. Слои соединены между собой слабо. А сами слои очень крепкие. Когда мы ведем грифелем по бумаге, слой за слоем легко отрывается и оказывается на бумаге. Так появляется след от простого карандаша.Пришло время начать рисовать!Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.Над бумажным над листомМашет кисточка хвостом.И не просто машет,А бумагу мажет,Красит в разные цвета.Ах, какая красота!Валентин БерестовОпыт «Волшебные рисунки».Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.Волшебник:- Какие все молодцы, у всех получились замечательные рисунки.Ребята, у Феи рисования даже вода ведет себя необычно. Вода всегда стремится вниз: падает с водопада, устремляется с горы.Вниз летит воды каскад!Это, милый, водопад!Это место, где водаВниз торопится всегда.(Марина Андреева-Доглядная.)Опыт «Волшебная вода»- Давайте посмотрим, как же она поднимается вверх. Фея приготовила для Вас цветные полоски, опустите их в воду. Что происходит? Цветные дорожки поднимаются вслед за водой вверх. Опыт показывает, как происходит процесс впитывания воды твердым телом. На этом волшебство не заканчивается.Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!Опыт «Надувание шарика». В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.Вот вулкан – это гора,А внутри горы – дыра.Гул раздался тут и там:Просыпается вулкан.Вот гора вся задрожала,Магма лавой побежала,Не ходи ты, милый там,Где проснувшийся вулкан.Марина Андреева-ДогляднаяОпыт «Извержение вулкана»Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.Волшебник:- Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.Наше путешествие подходит к концу.Осталось еще одно важное дело. Помните, Незнайка говорил, что в каждом городе Вы должны отыскать часть пазла, чтобы узнать, что потеряли феи в нашем детском саду?Стрелки помогут его отыскать, они ведут в «Сад цветов», вот и конверт. Молодцы, ребята!Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.Объясните мне немного,Если знаете ответ.Почему считает кто-то,Что чудес на свете нет.Если семечко живоеПосадить и поливать -Будет дерево большое,Надо только подождать!(Волшебник берет в руки ведерко с песком и «сажает» семечко, поливает и лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)После дождика возможно,Вот так чудо из чудес,Видно радугу - дорожкуАж до Солнца и небес.(Волшебник разворачивает гармошку – радугу.)Если очень ждать и верить,И смотреть во все глаза,Постучатся в наши двериВолшебство и чудеса!(Елена Крассула.)До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.