"Мой город родной"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мой город родной"
Автор: Александрина Елена Александровна
Тема: «Ознакомление детей средней группы с достопримечательностями родного города»Творческое название: «Мой город родной»Тип проекта: познавательно – исследовательский.Вид проекта: долгосрочный (октябрь-март)Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.АктуальностьПроблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего города; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.Проблема: дети средней группы детского сада не имеют представлений об истории и культуре родного города, местных достопримечательностях.Цель проекта: формирование первичных представлений о родном городе; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.Задачи:Содействовать развитию у детей познавательного интереса и познавательной деятельности, расширять кругозор дошкольников.Обогатить и уточнить первые представления о городе, в котором мы живем (история, название, здания и предприятия).Познакомить детей с главными достопримечательностями города Рязани.Расширять и углублять знания о культурных центрах города (музеях, театре).Воспитывать у детей гордость за свою малую Родину, любовь к родному городу, желание его видеть красивым.Предполагаемые итоги реализации проекта:Предполагаемый итог реализации проекта со стороны детей:Дети знают название города и имеют доступные возрасту знания об истории родного края.Дети знают домашний адрес.Дети знакомы с основными правилами безопасности на дороге; знают основные виды транспорта, которые есть в нашем городе, их значение.Дети знакомы с тем, как называется главная улица нашего города, улица на которой расположен детский сад.Рассказывают о зданиях, предприятиях и достопримечательностях города.У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать.Предполагаемый итог реализации проекта со стороны педагогов:Пополнят свои знания о городе Рязань.Установятся доверительные и партнерские отношения с родителями.В группе будут созданы условия, способствующие расширению и углублению знаний дошкольников о городе.Предполагаемый итог реализации проекта со стороны родителей:Пополнят свои знания о городе Рязань.Расширится сотрудничество с детьми и педагогами.Повысится заинтересованность родителей к педагогическому процессу, родители будут посещать вместе с детьми исторические памятники, музеи, выставки.Формы, методы и приемы работы с детьми:Занятия, беседыЧтение художественной литературыСлушание аудио. Просмотр видеоНаблюдения, целевые прогулкиВикторины, досугиТеатрализованные представленияДидактические, сюжетно-ролевые игры и т.д.Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельностиВыставки творческих работ детей.Формы и методы работы с родителями:КонсультацииРодительские собранияОрганизация фотоУсловия реализации проекта:Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Рязанскому краю должны передаваться детям.Этапы реализации проекта:1 этап - подготовительный: анализ литературных источников; разработка перспективного плана проекта, а также плана работы с родителями; анкетирование родителей; создание предметно-развивающей и дидактической среды; отбор различных видов игр в соответствии с возрастными особенностями развития детей.2 этап – основной: реализация перспективного плана проекта.3 этап – обобщающий: проведение итоговых мероприятий.ЗаключениеДети получили много новых представлений о родном городе, его достопримечательностях, о том, для чего каждому нужен дом, сформировалось понятие «родной город», «родной дом». Работа над проектом способствовала развитию речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённой и радости общения. Дети почерпнули много новых знаний и получили удовольствие от совместной деятельности друг с другом и родителями. В ходе проекта создали необходимые условия для развития интереса и любви к родному городу; оформили альбом о городе Рязань; изготовили дидактические игры по данной теме; родители являются активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в группе.Список использованных источниковАлёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.