"Влияние музыки на математические представления у дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние музыки на математические представления у дошкольников"
Автор: И.А. Левкович
«Влияние музыки на математические представления у дошкольников»«Музыка есть таинственная арифметика души;она вычисляет, сама того не сознавая».Готфрид Лейбниц.(знаменитый немецкий логик, философ, математик, историк, изобретатель, юрист и языковед.)Пифагор один из самых первых установил связь между музыкой и математикой. Он создал учение о звуке, изучал философскую математическую стороны звука, даже пытался связать музыку с астрономией. Используя особый инструмент – монохорд, Пифагор изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками. Развил учение о врачевании болезней при помощи музыки. Он считал, что определенные мелодии могут избавить человека от зависти, ревности, гордыни и других пороков.Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.Как же музыка влияет на развитие математических представлений у дошкольников?В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками.Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей.Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.Музыка и математика - это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.А теперь давайте посмотрим, как мы с детьми развиваем математические способности на занятиях музыки.1. Пение песен про числа, математику, часы и т. д.Например: песня В. Шаинского «Дважды два - четыре», «Вместе весело шагать», «Весёлые гуси» М. Красева..2. С младшей группы дети знакомятся со звуками – длинными и короткими,т. е. дети узнают, что звуки делятся. А ведь деление школьники начинают изучать только во втором классе.3. Слушая произведения разные по характеру, мы их сравниваем - здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.4. Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду художественных средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, - считалки. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.Математические считалки:«Раз, два, три, четыре, кошку грамоте училиНе писать, не читать, а за мышками скакать!»Жили-были сто ребят.Все ходили в детский сад,Все садились за обед,Все съедали сто котлет,А потом ложились спать — Начинай считать опять.5. При знакомстве с формой музыкального произведения используем схемы из геометрических фигур: круг - песня, квадрат - марш, треугольник - полька.6. Когда говорим о высоких и низких звуках, то формируется понятие «расстояние».7. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими. Подвижные музыкальные игры часто способствуют закреплению знания цвета и формы предмета, навыков ориентировки в пространстве, порядкового счета и количества.8. Разучивание танцев идет под счет.9. Математическая логоритмика: При выполнении упражнений, необходимо продемонстрировать детям образец движений, после чего дается инструкция: «Делай как я!». Затем педагог одновременно произносит стихотворный текст (желательно с музыкальным сопровождением или, напевая) и выполняет движения. Дети должны повторять образец движений, в дальнейшем, речи с движением.Упражнения и игры по логоритмике с числами:Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка. На 4 – ноги шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять.Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, две системы мышления, тесно связанные между собой:• Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.• Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.