открытый урок "Человек и человечность"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: открытый урок "Человек и человечность"
Автор: Шацкая Наталия Александровна
Урок «Человек и человечность»Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.Планируемые результаты: Предметные: научатся строить свои отношения с другими людьми; получат возможность научиться работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждение.Формируемые УУД:Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;Метапредметные:Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.Оборудование: учебник, энциклопедия, доступ к интернет – ресурсам, презентация, проектор.Тип урока: открытие нового знания.Личностно- значимая проблема: - Как быть человечным и оставаться им в наше время?Педагогическая деятельность была построена на методах:наглядный, частично – поисковый, практический, контроляметоды мотивации:- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).- социальные (работа в группах).На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 6 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.Домашнее задание носит творческий характер.Ход урока:1. Организационный моментПриветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку . Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового.Приветствуют учителя и гостей.СЛАЙД 1Показывают cтикеры настроения.II. Мотивационно-целевой этап- Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, послушайте рассказ и ответьте на вопросы.СЛАЙД 2Януш Корчак (настоящее имя – Хенрик Гольтшмидт) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий Второй Мировой. Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.— А дети?— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам. Гетто –это жилые зоны на подконтрольных немецким и территориях, куда насильственно перемещали в целях изоляции их от нееврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого «», в рамках которой было уничтожено около 6 миллионов евреев.-какую проблему вы увидели, прочитав этот текст?-как вы думаете, почему Януш Корчак так поступил?- как можно охарактеризовать поступок Януша Корчака?-а поступок офицеров СС, фашистов?СЛАЙД 3 - Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника. - Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?СЛАЙД 4 Тема урока: Человек и человечность. (запись темы урока в тетрадь)- О чем мы сегодня должны поговорить на уроке, какие вопросы обсудить? (ответы учеников)Цели урока: 1. Что такое гуманизм, человечность2. Каковы проявления гуманизма, примеры человечного отношения3. Проблема необходимости помощи более слабым, пожилым людям Организует работу по вопросу: В мире много хорошего и много плохого, потому что у людей разные интересы, характеры, взгляды. И люди не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом.К чему это может привести?Ребята выявляют проблему темы. Проблемный вопрос может быть сформулирован следующим образом:СЛАЙД 5 - Как быть человечным и оставаться им в наше время? III.Введение в новый материал.Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?- Давайте попробуем ответить на эти вопросы.1. Что такое гуманизм.- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске. )- как вы понимаете слова «человечность», «человечный», «гуманный»?- что значит «гуманное отношение»?Работа с термином, работа в группах- По каким источникам мы можем найти определение гуманизма? (интернет, учебник, с.100-1 абзац, словарь – предполагаемые ответы детей)Учитель разделяет класс на группы и дает задание найти определение гуманизма, выписать их в тетрадь. СЛАЙД 6 Гуманное отношение к человеку:ВеликодушиеДоброеУважительноеГотовность понятьОтношение как к равному (по учебнику)Записываем в тетради:Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая- ценность человека- права человека на свободу- право человека на счастье- право человека на развитие и проявления своих способностейЗаранее подготовленный ученик:Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. ( начало 14 – конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.Содержание понятия гуманизм менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь.- Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.- Почему не все поступки людей можно назвать человечными?- Приведите примеры негуманного отношения к людям, к животным, к природе.- Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки? СЛАЙДЫ 7 - 8Однако в мире , я верю в это, гораздо больше добра и теплоты. Что вы знаете о добрых поступках, совершаемых людьми?Вам приятно, когда для вас делают хорошее, доброе дело?А как вы думаете, какие категории Бывает ли так, что единомышленники объединяются и решают задачи помощи на более глобальном уровне?Что такое благотворительные фонды? Прочитать информацию про И. Ковальчука, Ч.Хаматову и Д.Корзун, К.ХабенскогоОтражает ли услышанная информация ответ на вопрос, поставленный вами в начале урока: - Как быть человечным и оставаться им в наше время?.Характерно ли для этих людей чувство человечности?2.Что движет этими людьми?3.Можно ли сформировать гуманное общество, следуя примерам таких людей?Рефлексия. Мы выяснили определение понятия Человечность, гуманизм? Все ли хорошо усвоили это? Поднимите карточку нужного цвета:Желтый – все понятно, тема раскрыта, Голубой – остались вопросы,Розовый – не удалось разобратьсяФизминутка 1. зрительная : восьмерка глазами, обвести носом Ростовскую область по границе 2. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.3. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой - кончик носа.Игра: «Человечные слова» (нужно по цепочке детям называть добрые слова, не повторяясь и быстро (считаем до трех) побеждает самый вежливый и сообразительный (можно несколько победителей сделать))Подводит итоги игры, озвучивает положительные моменты2.Прояви внимание к старикамС древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?- Как вы думаете, что означает слово «благогови». Организация работы со словарем ОжеговаБлагоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.-Работая с рубрикой «Картинная галерея», на 103 учебника, ответьте на вопросы, приведенные в конце рубрики.- Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация – мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.Когда он вернулся, девочка спросила:- Это твоя бабушка?- Нет, - ответил мальчик.- Мама? – удивилась подружка.- Нет!- Ну, тетя? Или знакомая?- Да нет же! нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!- О чем эта история? Чему научил вас этот случай?IV. Контроль и самоконтроль знаний и способов действийПроверим себя, выполнив несколько заданий.Задание 1 рубрики в классе и дома на странице 104 учебника.Задание рубрики «Проверь себя»V. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению § 12 прочитать.Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.VI. Рефлексия и оценивание. Подведение итогов урокаНеобходимо показать уровень усвоения материала и удовлетворенность уроком и проделанной работойЖелтый – все понятно, тема раскрыта, Голубой – остались вопросы,Розовый – не удалось разобратьсяСегодня на уроке я узнал…Сегодня на уроке мне понравилось…Сегодня на уроке мне было сложно…