РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Автор: Тимошенко Татьяны Алексеевны


Статья по теме:РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
подготовил
Тимошенко Т.А.
г. Саратов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.Идея гуманизации дошкольного воспитания является центральной в процессе его обновления. Ученые, специалисты-практики все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие.
Актуальным является поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка.
Из большого числа проблем физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении особое место занимает развитие у занимающихся способности сознательно управлять движениями в пространстве и во времени, выполнять сложно координированные движения (Л.П. Матвеев).
В основе координационной способности лежит совершенная деятельность анализаторных систем организма человека и прежде всего двигательного анализатора, которые обеспечивают точные ощущения восприятия и представления собственных действий.
Практическая значимость рассматриваемой способности выходит далеко за пределы узкоспециального интереса. И ее трудно переоценить уже потому, что она имеет прямую связь с успешностью двигательного научения, спортивного совершенствования и создания предпосылок для будущей трудовой и общественно полезной деятельности.
В многочисленных высказываниях специалистов выражается единое мнение о том, что чем выше способность к управлению движениями и чем раньше она развита у детей, тем успешнее становится процесс физического воспитания (В.С. Фарфель, Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов и др.).
Исходя из этого, признается своевременным и целесообразным начинать обучение навыкам управления движениям, в основе которых лежат координационные способности, согласование действий и высокое чувство ощущений, уже в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот возрастной период активно повышаются функциональные возможности двигательного анализатора.
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями понимается, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.
Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ребенок, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.[3].
Координационное совершенствование направлено также на подготовку к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Поэтому, помимо физических качеств, в дошкольном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей.
Основные приемы развития координационных способностей
Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.
Двигательное действие – это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:
- интеллектуальная (когнитивная);
- чувствительная (сенсорная);
- исполнительная (моторная).
Между этими элементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализ координационных способностей. Существует много типов координационных способностей:
Реагирующая способность (слуховая и зрительная).
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях.Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.
Для воспитания способности к реагированию применяется:
а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);
б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);
в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;
г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).
При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.
Способность к равновесию.
Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей,туловища.К ним относятся повороты, кувырки, перевороты,повороты или комбинации упражнений.
Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.
Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.
Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.
Дифференцированная способность.
При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, сближаемые и контрастные задания.
При воспитании точности движений используется метод контрастных заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение. В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.
Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.
Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.
Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.
При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.
Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:
1. Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.
2. Выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).
3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).
4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 –медленно) и другие.
Ритмическая способность.
Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях,танцы,танцевальные шаги.
Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или, держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.
В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.
Способность к переключению– проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.
В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях.
Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.
Методические примеры для воспитания конкретных способностей:
1. Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).
2. Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).
3. Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
4. Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).
5. Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел. 6. Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.
Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:
а)упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);
б)упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость,предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее).
Методические приемы для совершенствования координационных способностей:1. Изменение способа выполнения движения: направление движения, ведение с изменением направления; силовые движения; темп движения; объем движения; ритм движения; исходное и конечное положение; зеркальное выполнение движения.2. Изменение условия выполнения при сохранении способа:постоянно меняющееся условие; постоянные силовые упражнения; предварительная нагрузка; предварительные раздражители вестибулярного аппарата; дополнительное задание во время применения; комбинирование с другими упражнениями.
Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.
Заключение
При использовании предложенного метода для развития координационных способностей детей мы рекомендуем варьирование упражнений дошкольной программы по шести признакам: направление, размер, скорость, усилие, темп и ритм, в рамках заданных качественных параметров (вперед, назад, влево, вправо, медленно, быстро, равномерно, замедленно, ускоренно и т.д.). При изучении техники ведущего двигательного действия целесообразно осваивать его стандартную двигательную основу, а затем – вариативную. Причем варьирование следует проводить одновременно по всем признакам и в любой последовательности параметров.
Список использованной литературы
Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств под влиянием занятий спортивным ориентированием. – В кню: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и гигиене (18-20 октября 1983 года, г. Одесса): Тез. Докл. М.: 1983, c. 82-83.