«Ознакомление со сказками Народов Камчатки как метод воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ознакомление со сказками Народов Камчатки как метод воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»
Автор: Додукалова Надежда Леонидовна
«Ознакомление со сказками народов Камчатки как метод воспитанияположительных нравственных качеств личности дошкольника»Содержание.1. ВведениеАктуальность темы.Цели и задачи работы по воспитанию нравственных качеств дошкольниковчерез ознакомление со сказками северных народов.Практика сказкотерапии.2. Основная часть- Методы и этапы работы.- Беседы.- Работа с родителями.- Дидактические игры.- Народные игры.3.Заключение1. Введение. Актуальность темы.ВведениеНаследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.Приобщение к традициям особенно значимо в современном мире, ведь молодому поколению предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие своего народа. Национальные традиции, сложившиеся на основе длительного опыта и прочно укоренившиеся в жизни людей, не только развивают национальную культуру, но и сохраняют самобытность народа, жизненный, практический опыт, морально-этические нормы.Сказки народов Камчатки плотно переплетаются с мифологией и религией. Точное время их возникновения неизвестно, как и авторы. Собираясь вечером у костра, старшее поколение рассказывало младшим поучительные истории.Восприимчивая ко всему новому, молодёжь охотно запоминала и старалась подражать героям этих сказок. Без грубого назидания, ненавязчиво, старики учили детей добру, мужеству и противостоянию злым силам. От поведения юного поколения во многом зависела не только жизнь отдельного человека, но и выживание целого народа. Так, в сказке «Мальчик Идэ» бабушка, решив, что её внук недостаточно самостоятельный, оставила его одного в лесу, резонно ответив на его справедливое возмущение: «Разве, ты не хочешь храбрым быть?». В этом и есть вся квинтэссенция народной правды имудрости.Сказка скрашивала досуг людей, вынужденных ежедневно существовать всуровых условиях. Недаром героями многих историй являются бедняки –бесстрашные, ловкие и сообразительные персонажи, которые в итогепреодолевают все трудности. Другие истории повествуют о быте охотников, рыболовов и оленеводов – причём довольно подробно. Третьи расскажут намоб обычаях и верованиях народов Камчатки. Большое внимание уделяется мируживотных – внешний вид и повадки зверей северные жители объясняли по - своему. Например, откуда у зайца расщелина в губе? Оттого, что смеялся много над глупым песцом!Элементам волшебства, вещим духам и потусторонним силам также нашлосьместо в сказках народов Камчатки. Богатыри - великаны, злые духи, йомы (ведьмы) сражаются с шаманами и положительными персонажами, причём добро в конце обязательно побеждает – а как же иначе! Хоть и надумал болотный дух Комполэн поссорить человека с животными, однако звери и люди всё же оказались умнее. А хаос в природе недопустим: северные народы считают её священной, берегут первозданную красоту и сызмала учатся понимать и трактовать знаки природы.Главным пороком в условиях Севера была лень. Ленивые герои сказок обычно наказывались за своё поведение – их превращали в зверей или птиц. Так случилось с надменной и завистливой девочкой Айогой, не желавшей помогать матери: она стала гусыней. В сказке «Хвастливая лягушка» высмеивается зазнайство – несчастное земноводное было посрамлено и вынуждено прятаться в гнилостной болотной воде. Народы Севера считали главным качеством не физическую силу, а ловкость, находчивость. Пример тому – сказка «Медведь и Чалбача». Косолапый решил помериться силами с охотником, но, разумеется, позорно проиграл.Сказки крайнего народов Севера обладают философией, тождественной системеобщечеловеческих ценностей. Все мудрые искренне хотят сделать мир чуточку лучше, а для этого надо воспитывать в детях такие качества, как смелость, доброта и умение достойно справляться со сложностями.Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающегопоколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.Северные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детейотрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков.С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкиезрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируетсясловарь, формируется творческая активность.Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человекпо сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой, он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, ожизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, орастительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.Народы севера, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов.Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческоесамовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции иобычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции иобычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он можетсохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицынародной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножитьи передать их будущим поколениям.Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре народов Камчатки.Основной целью данного проекта является воспитание у детей нравственно –положительных качеств через привлечение интереса к сказкам коренных народов Камчатского края. В нашей группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми мы сделали вывод: у большинства детей практически полностью отсутствуют знания о северном крае, о коренных жителях нашего края, их традициях, обычаях.Поэтому мы поставили перед собой цели:- сформировать у детей дошкольного возраста представлений о северном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Камчатке, через восприятие сказок северного народа как средства развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе.- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов Камчатки, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Камчатского края;- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Камчатки, интерес к истории.Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка.Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.На наш взгляд, приобщение детей к народной культуре народов крайнего Севера является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.Мы считаем, что мы должны знать культуру народа, живущего с нами в однойстране, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов крайнего Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.Для реализации поставленных целей нам необходимо было решитьследующие задачи:- расширять представления детей о народах, проживающих на территории России;- формировать уважение к их традициям и обычаям;-знакомить с устным народным творчеством;- формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.- воспитывать интерес к северному краю;- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народныеобычаи;- приобщить родителей (законных представителей) к активному участию вреализации проекта.Практика сказкотерапии.Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он непросто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказкам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Постоянно поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. Наша работа еще продолжается, и мы надеемся на хорошие результаты.В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально- поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя нашу работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственныйсценарий путешествия по сказке.2. Основная частьИспользование разнообразных методов работы.Для решения поставленных задач мы использовали сказки народов крайнего Севера. Данное направление работы, по нашему мнению, способствует развитию иобогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играетэмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности.Поэтому наиболее оптимальной формой работы с дошкольниками, мы считаемсказкотерапию через северные сказки. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.Цель создания проекта– сформировать у детей интерес и уважение к культуреи традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенногопознания. Именно здесь, в рамках проектной деятельности, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к культуре народов Камчатки.Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по сказкам. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации. Использование наглядного художественного материала помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.Этапы работы.Подготовительный.Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы,знакомство родителей с проектом, подборка и оформление книжного уголка для детей совместно с родителями, обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ.Основной.Чтение сказок коренных народов Камчатки; беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках; оформление консультации в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка»; (Приложение №1) экскурсия в городскую библиотеку c родителями с целью ознакомления с материалом: «Детские писатели Севера»; выставка рисунков «Сказки народов крайнего Севера» (Приложение №2)Заключительный.Показ инсценировки сказки: «Бедный евражка» для младших детей ДОУ и родителей. (Приложение №3)Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для нас сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души.Поэтому в нашей работе особое внимание хотим уделить сказкотерапии, которая поможет нам решать следующие задачи.В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какиепроблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом – бесстрашие, под глупостью - ум. Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом нам помогает сказкотерапия.Работа с родителями.Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненнымитрудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание совместному детскому чтению.Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.Консультация родителей: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»,«В гости к северным сказкам», «Сказка – это серьёзно» (Приложение №4)Создание предметно-развивающей среды, атрибутов к сказкам Севера.Оформление и шитье одежды для показа сказок. (Приложение №5)2 этап Основной- оформление выставки на тему: «Герои сказок народов Камчатки» №6- изготовление папок-передвижек №7-привлечение родителей к изготовлению разного вида атрибутов;8- привлечение родителей к сочинению сказок и изготовлению иллюстраций к ним.9Работа с детьми.Чтение сказок народов Камчатки.Рассматривание иллюстраций.Обсуждение содержания, поступков героев.Рассмотрение разного видения проблемы с точки зрения детей, выводы, умозаключения.Работа с педагогами.- Консультации: «Отличительные особенности сказок народов крайнего Севера»- «Сказкотерапия,10 как средство развития нравственно - эмоциональной сферыдетей дошкольного возраста»- Оформление альбома: «Сказки народов крайнего Севера»113 этап ЗаключительныйОбобщение опыта работы.Беседа с детьми по теме: «Чему нас учат северные сказки?»Распространение опыта работы.Беседы.Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти иречи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать.В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о северном крае и о сказках народов Севера, на занятия приходит кукла с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами, в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка - Северяночка».12 - Я живу на Севере. На мне северный костюм: платье – малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - ….. Я буду знакомить вас с северными сказками…»Знакомство детей со сказками мы начинаем с младшей группы. В начале годазнакомим детей с северными сказками, чем они отличаются от русских народных сказок. Занятия организуем в форме беседы на темы: «Коренные народы крайнего Севера», «Север – загадочный и неповторимый», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на крайнем Севере», «Почему вы считаете, что это сказки жителей крайнего Севера?», «Назовите различия в картинках», «Почему у них разная одежда?»,«Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д.Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северных сказках.Вот пример рассказа Паши С.: «Основные занятия жителей крайнего Севера в сказках– это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом».Целью бесед по ознакомлению детей со сказками Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни представителей народов севера, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей.На всех возрастных этапах, в своей работе мы используем иллюстрации, различную атрибутику. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют нам развивать у детей внимание, память и речь.Беседа о сказках:- Какие бывают сказки? Дети: «Бытовые, волшебные, сказки о животных».- Какова мораль сказки, в чем суть? Дети: «Надо думать о других, а не только о себе».- Почему нельзя поступать так, как поступил сказочный герой?- Можно ли было герою поступить по – другому? Как?»- Как бы ты поступил на его месте? И т.д.Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь,обогащается словарь, дети постепенно усваивают нормы поведения, учатсяоценивать поступки героев.Затем можно предложить детям сочинить собственную сказку, опираясь наполученный опыт и представления.Приведем в пример рассказы детей своей группы:Матвей Б. – об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога.У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень – вожак в стае.Они питаются ягелем и лишайником. Олень – сильное и красивое животное.Он помогает людям выжить в сложных условиях».Игорь П. – о труде взрослых: «На Севере живут оленеводы – пастухи. Они заботятся об оленях, охраняют и защищают от волков. Я хочу быть похожим на них, быть таким же смелым».Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудоми бытом жителей крайнего Севера: оленеводов, охотников, рыбаков. На занятиях по сказкотерапии внсим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, через сказки позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивыйинтерес, приобретают навыки поведения в природе и в жизни через сказки, заповеди и народные обычаи.Дидактические игры.В ходе режимных моментов:Беседа: «Коренные жители Камчатки»; «Быт и традиции народов крайнего Севера»;«Животный мир Камчатки» Просмотр мультфильмов: «Про Умку», презентаций:«Белый медведь», «Пингвины», «В упряжке-северный олень»Организация среды:Выставка детской литературы (сказок, рассказов) про Север, рисунки сказочных героев, рассматривание костюмов и атрибутики.В самостоятельной деятельности детей:П/и: «Оленеводы», «Попади в цель», «Поймай оленя», «Хейро», «Ловкая упряжка» и т.д.Игровые ситуации:«Что нам нужно для путешествия на Север?», «Едем в край морозный»,«Помоги оленеводу», «На пастбище» и т.д.Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о сказках предлагаем детям дидактические игры: «Путешествие в страну сказок», «Узнаем, из какой сказки персонаж», «Зашифрованная сказка, угадай-ка»Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда в сказках, предлагаем игру: «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, в какой сказке, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к сказкам северных народов.Живой интерес у детей вызывает разгадывание загадок, разыгрывание мини –сценок, викторины: «Угадай сказку», «В гости к героям северных сказок» ит.д. В старшей группе дети самостоятельно решают разнообразныемыслительные задачи: описывают сказку, выделяя характерные признаки;отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате мыотметили, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудностиумственной работы ребенок преодолевает с легкостью.Заключение.В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества.Самое уникальное и многогранное творение не Земле – Человек. Чтение – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постояннодвигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.Вывод.Применив методику «Сказкотерапии» в работе с детьми старшей группы, мыполучили следующие результаты:1. Появился интерес к познанию окружающего мира.2. Проявление эмоционально – положительного отношения детей к культуре и традициям народов крайнего Севера.3. У детей появилась потребность в чтении художественной литературы.4. Значительно улучшился словарный запас детей, произошло развитиемонологической, диалогической и связной речи.5. Дети стали более общительными, дружелюбными, любознательными.6. Раскрылись творческие способности детей через разнообразные видыдетской деятельности.7. Возникновение у родителей ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка, формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.Таким образом, мы сделали вывод о том, что именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что знание сказок не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте.Заключение.Ценное культурное наследие – северные сказки представляют собой яркиеобразцы художественного творчества, отражающего лучшие традиции в передаче производственного и духовного опыта предшествующих поколений. Существует «золотое правило» этнографии, приобретающее особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может, даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем виде формулируется следующим образом: без исторической памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа как исторической личности.Список литературы:«Сказки народов Севера» //Составитель В.В. Винокурова, Ю.А. Сем. – Л.,Просвещение, 1991. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера,2008«Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»/ Под ред.Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.Доронова Т.Н. «Играем в театр» М.: Просвещение, 2000.Интернет – ресурсы.«Антология северной сказки» Журнал «Северные просторы, № 6, 1989,стр.17.«Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки» М. 1980.«Звездные мгновения Арктики» Пасецкий В. М. СПб., 1995__