"Я - исследователь"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я - исследователь"
Автор: Гагимагомедова Кистаман Аликадиевна

Программа элективного курса для учащихся9-11 классов«Юный исследователь» Пояснительная записка.Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью повышения творческого потенциала учащихся. Характерной чертой творческой личности является самостоятельность мышления и критичность отношения к получаемой информации. Как отмечает В.Г. Разумовский, для формирования этих качеств «школьнику… необходимо понимание не только различных категорий познания, их неразрывной связи и взаимозависимости, но и циклического характера процесса познания».Методы научного познания в современной школе являются неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на практике формируются у учащихся, в основном, методом «проб и ошибок». Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий. Например, учащиеся испытывают большие затруднения в расчленении наблюдаемых фактов на существенные и несущественные, выдвижении гипотез, моделировании, при проведении эксперимента, в установлении связей и отношений между изучаемыми научными понятиями, при осуществлении операций, требующих от учащихся контрольно-оценочных умений. Все это приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности. Сказанное выше позволяет утверждать, что формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение. Основная цель курса: расширение методологических знаний учащихся о характере научного процесса познания природы и диалектического понимания научной картины мира.Основными задачами данного курса являются:
  • развитие представлений учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте);
  • формирование умений работы с научной информацией;
  • развитие опыта самореализации, а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы.
  • Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы: от осмысления учащимися сущности учебно-исследовательской деятельности по физике – к овладению основными методами научного познания, необходимыми для ее реализации.Для реализации поставленных задач предусмотрены два вида занятий: лекционные и практические. Виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны и логично дополняют друг друга. Предполагаемый объем курса: 68 часов (4 часа – резерв времени)Предполагаемый период обучения: 1год (2часа в неделю) Содержание программыРаздел 1. Введение (4)Мотивация деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса.Особенности научно-исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования. Естественные и гуманитарные науки. Диагностика и анализ исходного уровня исследовательских умений школьников.Раздел 2. Понятийный аппарат исследования (4)Понятие актуальности темы исследования. Выбор темы исследования: искусство или наука? Понятийный аппарат исследования: объект, предмет, цель, задачи исследования. Гипотеза и ее структура. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.Раздел 3. Основы работы с научной литературой (6)Виды рационального чтения специальной литературы: цитирование, конспектирование. Правила оформления библиографических ссылок. Структура тезисов, статьи, доклада по физике. Каталоги. Шифры. Аннотация и библиографическое описание. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования.Раздел 4. Разработка основных направлений исследования (2)Анализ и критическая оценка имеющейся информации по теме исследования. Формулировка рабочей гипотезы. Разработка плана и программы исследования. Создание исследовательских групп и распределение «ролей» между учащимися.Раздел 5. Теоретические методы научного познания (10)Сущность анализа, синтеза, индукции как методов научного познания. Эвристические предписания «Обучение приемам анализа и синтеза». Моделирование как метод научного познания. Основные понятия и принципы моделирования. Типы моделей. Роль математических методов при построении теоретических моделей физических явлений. Компьютерное моделирование и его основные этапы. Компьютерный эксперимент. Разработка и апробация модели исследуемого физического явления. Вывод и анализ теоретических следствий.Раздел 6. Эмпирические методы научного познания (22)Наблюдение и его сущность как метода научного познания. Проведение наблюдений с использованием эвристического предписания «Учусь наблюдать». Сущность эксперимента как метода научного познания. Отбор оборудования и материалов для проведения эксперимента. Способы фиксации результатов измерений. Подготовка таблиц. Обработка и интерпретация экспериментальных данных. Правила построения графиков. Определение границ применимости результатов эксперимента.Раздел 7. Обработка результатов измерений и оценка погрешностей (8)Способы обработки результатов измерений. Понятие точности и достоверности. Расчет погрешностей в исследовательской работе. Сопоставление результатов эксперимента с теорией. Анализ полученных результатов. Формулирование основных выводов. Раздел 8. Подготовка к научно-практической конференции (8)Требования к оформлению исследовательской работы. Оформление тезисов и доклада по теме исследования. Подготовка к публичной защите исследовательской работы. Тренинг «Как корректно задавать и отвечать на вопросы?» Деловая игра «Научно-практическая конференция». Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия. Примерное тематическое планирование учебного материалаОжидаемые результатыПрослушав данный курс, учащиеся должны знать:
  • особенности научно-исследовательской деятельности по физике;
  • сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности по физике (наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования, анализа), а также понимать диалектическую связь между ними;
  • методы определения достоверности полученных результатов.
  • Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:
  • обосновывать актуальность выбранной темы исследования;
  • определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
  • выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • разрабатывать план и программу исследования;
  • осуществлять подбор информации из различных источников (в том числе из Internet) по выбранной теме исследования;
  • планировать и проводить наблюдение и эксперимент;
  • разрабатывать и анализировать модели исследуемого явления;
  • применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;
  • обрабатывать и систематизировать полученные результаты, определять их достоверность;
  • организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);
  • вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.