Диагностический инструментарий педагогического процесса по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностический инструментарий педагогического процесса по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе
Автор: Русяева Александра Михайловна

Диагностический инструментарий педагогического процессаобразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»в средней группе » Пояснительная запискаПредлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;2 балла - отдельные компоненты не развиты;3 балла - соответствует возрасту;4 балла - высокий.Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагоговНаличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организацииРекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.
  • Формы проведения педагогической диагностики:
  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.
  • Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/окращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.Социально-коммуникативное развитиеФормирование первичных ценностных представлений- сформированы представления о своем росте и развитии, своем прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»):Задание ребенку: Разложи картинки в правильном порядке (приложение 1);- сформированы первичные представления о школе (я пойду в школу, в школе интересно, я буду хорошо учиться, я много узнаю):Задание ребенку: Рассмотри картинки, чем дети занимаются в школе? (приложение 2);- сформированы традиционные гендерные представления:Дидактическая игра «Чемодан» (приложение 3)Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде. Ход игры. Педагог просит ребенка представить, что папа и мама собираются в отпуск и укладывают чемодан. С помощью маркера надо «наполнить» чемодан соответствующими вещами.- умеет называть свое имя, фамилию, возраст, пол:Вопросы ребенку: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты мальчик или девочка?- имеет самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в том, его любят, что он хороший: Игра с мячом: «Я могу!» Дети перебрасывают мячик и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать.- сформировано личностное отношение ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.:Игра «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО и ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» (приложение 4);- испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок; искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду:Игра «Мне было стыдно, когда ...» Дети должны продолжить предложение «Мне было стыдно, когда...»;- имеет чувство принадлежности к своей семье, проявляет любовь и уважение к родителям;- имеет представление, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.), знает и называет своих ближайших родственников.Альбом «Семья» (приложение 5);- знает доступные его пониманию представления о государственных праздниках (приложение 6);- знает название улицы, на которой живет (приложение 7);- имеет представление о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знает некоторые роды войск (приложение 8).Развитие коммуникативных способностей- содержательно и доброжелательно общается со сверстниками, знает, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство поступком, как извиниться:«Комплименты». Дети сидят в кругу и, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что-то хвалят. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. «Вежливо-невежливо». Участники отвечают на вопросы, если поведение вежливое, то хлопают в ладоши, если невежливое — топают ногами. +наблюдение в режимных моментах.- знает коллективные игры, правила добрых взаимоотношений (как играть, чтобы всем было интересно и никому не было обидно), считается с интересами товарищей, поступает в соответствии с правилами и общим игровым замыслом: наблюдение в режимных моментах, в игровой деятельности.- стремится к совместному выполнению проектов, поручений, сформировано умение договариваться (с помощью воспитателя) о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания: наблюдение во время трудовой, игровой деятельности.- проявляет инициативу, помогает реализовать ее, понимает значение результатов своего труда для других: наблюдение в режимных моментах, в игровой деятельности, игровые ситуации « строим горку», «убираем снег», «накрываем на стол» и т.д.;- имеет чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду. Знаком с традициями детского сада. Имеет представление о себе как о члене коллектива, имеет чувство общности с другими детьми, обсуждает и создает символику и традиции группы, детского сада: (приложение 9);- знает, чем хорош каждый из воспитанников группы:«Похвали соседа». Дети сидят и говорят своему соседу несколько добрых слов, за что-то хвалят. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. - сформировано положительное отношение к детскому саду. Знаком с детским садом и его сотрудниками: Вопросы детям: -Как зовут воспитателей? помощника? -Кто готовит обед? -Кто ставит прививки, измеряет рост? и т.д.- умеет свободно ориентироваться в помещениях детского сада: Вопросы детям:-Что ближе, медкабинет или музыкальный зал? -Что находится выше, спортзал или музыкальный зал? и т.д.- замечает изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада, обсуждает со взрослыми предполагаемые изменения (перестановки мебели, покупка игрушек, оформление группы и пр.), посильно участвует в оформлении и украшении группы: наблюдение за реакцией детей при изменении оформления группы, беседа ситуативная, что хотели бы изменить? и т.д.Развитие регуляторных способностей- имеет представления о правилах поведения в общественных местах. Сформированы навыки культурного поведения в общественном транспорте: (приложение 10)- сформированы основы культуры поведения и вежливого общения; здоровается, прощается, называет работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешивается в разговор взрослых, вежливо выражает свою просьбу, благодарить за оказанную услугу: наблюдение в режимной, игровой деятельности.- сформированы первичные представления об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице;- имеет обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.) : (приложение 11). Наблюдение в режимной деятельности.- сформированы навыки бережного отношения к вещам, использует их по назначению, ставит на место. Имеет навыки самообслуживания и навыки правильного поведения, связанные с самообслуживанием. Наблюдение в режимной деятельности.Формирование социальных представлений, умений, навыков- развит интерес к сюжетно-ролевым играм, игровые умения: Наблюдение в игровой деятельности.- умеет самостоятельно выбирать роль, разрабатывает и осуществляет замысел, использует атрибуты: Наблюдение в игровой деятельности.- умеет объединяться в сюжетной игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполняет игровые действия в соответствии с выбранной ролью и общим сценарием: Наблюдение в игровой деятельности.- самостоятельно создает игровые замыслы. Подбирает предметы и атрибуты для игры: Наблюдение в игровой деятельности.- умеет объединяться в игре, распределяет роли (мать, отец, дети), выполняет игровые действия, поступает в соответствии с правилами и общим игровым замыслом: Наблюдение в игровой деятельности.- умеет самостоятельно одеваться, раздеваться: Наблюдение в режимной деятельности.- аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок (чистит, просушивает): Наблюдение в режимной деятельности.- аккуратен, опрятен: Наблюдение в режимной деятельности.- сформировано умение самостоятельно заправлять кровать: Наблюдение в режимной деятельности.- самостоятельно готовит свое рабочее место и убирает его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (моет баночки, кисти, протирает стол и т.д.), прибирается после игр с песком и водой: Наблюдение в режимной трудовой деятельности. - сформировано положительное отношение к труду, желание трудиться. Сформировано ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо): Наблюдение в режимной трудовой деятельности.- самостоятельно поддерживает порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирает на место строительный материал, игрушки, помогает воспитателю (выполняет его поручения), приводит в порядок (очищает, просушивает, относит в отведенное место) используемое ими в трудовой деятельности оборудование: Наблюдение в режимной трудовой деятельности.- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставляет хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывает столовые приборы (ложки, вилки, ножи): Наблюдение в режимной трудовой деятельности.- проявляет инициативу при выполнении посильной работы (ухаживает за комнатными растениями, поливает их, расчищает снег, подкармливает зимующих птиц и пр.): Наблюдение в режимной трудовой деятельности.- сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей: Наблюдение в режимной трудовой деятельности.- знаком с профессиями близких людей, значимости их труда. Сформирован интерес к профессиям родителей (приложение 12);- знаком с безопасными способами взаимодействия с животными и растениями (без разрешения взрослых не рвать растения, не трогать и не кормить животных и пр.); с правилами поведения в природе (не отходить от взрослых, без разрешения взрослых не подходить к водоемам, не пить из ручья, не купаться и пр.) (приложение 13);- имеет представления о съедобных, несъедобных и ядовитых растениях и грибах: (приложение 14);- знаком с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»: (приложение 15);- знаком со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; знает значения сигналов светофора: (приложение 16);- знаком с элементарными правилами поведения на улице, с правилами перехода через дорогу: (приложение 17);- осознанно соблюдает правила дорожного движения: (приложение 18);- знаком с правилами безопасного поведения во время игр, использованием игрового оборудования; с правилами поведения с незнакомыми людьми: Беседа с детьми «Как вести себя с незнакомцами», «Как вести себя на площадке»- знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, сформированы представления о правилах поведения в сложных ситуациях (потерялся, ушибся, проголодался и пр.): Вопросы к детям: Назови свое полное имя. Как зовут твоих родителей? Что ты будешь делать, если ударился (проголодался, потерялся и т.д)?- знает причины возникновения пожаров и о работе пожарных: Вопросы к детям: Кто такой пожарный? Чем он занимается? Каким должен быть пожарный? (приложение 19).1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты;2 балла - отдельные компоненты не развиты;3 балла - соответствует возрасту;4 балла - высокий.