"Центр конструирования в группе, как средство исследовательской и конструктивно-модельной деятельности дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Центр конструирования в группе, как средство исследовательской и конструктивно-модельной деятельности дошкольников"
Автор: Сайдылова Файруса Сибкатулловна

(СЛАЙД 1) Центр конструирования в группе, как средство исследовательской и конструктивно-модельной деятельности дошкольников(СЛАЙД 2) На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.(СЛАЙД 3) Конструирование – обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности.Центр конструирования или зона конструктивно – модельной деятельности является важной частью развивающей среды группы. Чтобы правильно обустроить и наполнить содержимым такой центр, воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.(СЛАЙД 4) Общие требования к организации центра конструктивно – модельной деятельности:
  • Безопасность;
  • Доступность и удобство для детей;
  • Соответствие возрасту;
  • Разнообразие;
  • Функциональность;
  • Развивающая ценность.
  • (СЛАЙД 5) Цель: Создание условия для самостоятельной и совместной конструктивно – модельной - деятельности детей и взрослых.Задачи:
  • Способствовать развитию конструктивных умений, целенаправленности восприятия, мыслительных процессов у детей.
  • Закреплять сенсомоторные навыки у детей.
  • Развивать все формы речи.
  • Активизировать коммуникативную сторону речи.
  • Воспитывать у детей эстетические чувства и нравственные качества.
  • (СЛАЙД 6) Принципы положенные в основу поставленных задач:
  • принцип создания непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается решения возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку;
  • принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий от простого к сложному;
  • принцип творческой направленности - создание условий для творческого самовыражения ребенка, с учетом его индивидуальных способностей;
  • коллективность деятельности - равноправное участие каждого ребенка в строительной игре;
  • принцип партнерства - вовлечение родителей в воспитательный процесс.
  • (СЛАЙД 7) Методические формы работы с детьми:На каждом занятии педагог использует эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии:
  • конструирование по образцу;
  • конструирование по замыслу;
  • конструирование по теме;
  • конструирование по условиям;
  • конструирование по модели;
  • конструирование по чертежам и схемам.
  • (СЛАЙД 8) Содержимое центра конструктивно – модельной деятельности (старшая группа):
  • Картотеки:
  • Картотека дидактических игр по лего – конструированию;
  • Картотека загадок, пословиц, поговорок необходимых для занятий;
  • Картотека (пальчиковые игры и упражнения);
  • Картотека физкультминуток;
  • Картотека сказок с иллюстрациями (для занятий по программе лего – конструирование в «Волшебной стране – страна чудес»).
  • Строительный материал:
  • Крупногабаритный напольный конструктор;
  • Конструктор «Томик» деревянный;
  • Конструкторы типа «Lego» (Lego – классик, Lego – дупло, Lego - тематическое;
  • Конструктор «Полесье»;
  • Магнитный конструктор.
  • Блочные конструкторы:
  • «Блоки Дьенеша»,
  • «Цветные палочки Кьюзинера»,
  • «Кубики Никитина»;
  • Конструкторы мозайки;
  • Плоскостные конструкторы «Танграм»;
  • Материалы для конструирования из бумаги.
  • Дополнительный материал:
  • Набор мелких игрушек;
  • Наборы игрушек для обыгрывания (транспорт, строительные машины, фигурки животных, фигурки людей, фигурки героев сказок и мультфильмов).
  • Природный материал;
  • Бросовый материал;
  • Вспомогательные материалы.
  • Образно символический материал:
  • схемы – алгоритмы построек;
  • картинки образцы готовых конструкций;
  • чертежи;
  • тематические альбомы.
  • (СЛАЙД 9) Формы организации конструирования:
  • Образовательная деятельность.
  • Старший и подготовительный возраст.В данной группе при конструировании из строительного материала воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями и их свойствами. Работа вне занятий (самостоятельная конструктивная деятельность детей);Детей учат конструировать по более сложным условиям, начинают учить строить по рисункам, фотографиям.Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном. Начинается целенаправленное обучение работе с природным материалом, по изготовлению поделок из различных использованных материалов.(СЛАЙД 10) Основные методы обучения — информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический, т. е. детей знакомят с объектами изображения по образцу, объясняют, показывают, проводят предварительные целенаправленные наблюдения на прогулках (по рисункам, фотографиям).Беседы в начале занятия — один из методов активизации знаний детей, словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности. У них появляются элементы самоконтроля.В момент затруднения педагог должен вовремя оказать индивидуальную помощь - совет, указания, напоминание, поощрение.(СЛАЙД 11) Игра занимает большое место в жизни ребенка. В старшей группе все чаще используется дидактическая игра.Любые изделия, которые выполняют дети, должны находить применение в их играх.
  • (СЛАЙД 12) Работа вне занятий (самостоятельная конструктивная деятельность детей)
  • Самостоятельная деятельность детей одна из основных моделей организации образовательного процесса в ДОУ.Конструирование - важное средство формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. Оно означает создание, формирование целого из отдельных элементов. Под детским конструированием принято считать создание конструкций, из различного строительного материала, а также изготовление поделок из бумаги природного и бросового материала.Оно имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, так как в процессе конструирования ребенок начинает мыслить на «шаг вперед», развивается речь, математические способности ( счет, цвет, симметричность, закрепляет понятие высокий, низкий, узкий, широкий).Самостоятельна деятельность детей, в процессе конструирования должна протекать под контролем и руководством воспитателя, это нужно для того, чтобы конструктивная деятельность была разнообразной по содержанию, по наполняемостью игры атрибутами.(СЛАЙД 13) Поэтому воспитателю необходимо наблюдать за детьми, предоставлять место для деятельности, где никто не будет ему мешать, без навязывания стараться объединять детей разной подвижности и индивидуальной особенностью, показывая варианты действий.Иногда самому воспитателю включаться в деятельность с детьми, вызвать интерес конструированию, но не навязывать свое мнение.Для того, чтобы развивать интерес к конструированию необходимо приучать детей согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы , поощрять инициативу и стремление ребят, изменить внешний вид конструкций, учить детей слушать и слышать друг друга.
  • (СЛАЙД 14) Индивидуальная работа с детьми и их родителями.
  • Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
  • Информационно – аналитический блок.
  • Анкетирование родителей. Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка».
  • Досуговый блок.
  • Выставка-ярмарка родителей и детей «Дары природы» (поделки из природного материала);
  • Создание «игротеки» (приобретение родителями наборов конструктивного материала).
  • Познавательный блок.
  • Консультации;
  • Семинар-практикум;
  • Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации конструктивной деятельности.
  • Наглядно – информационный блок
  • Папки – передвижки;
  • День открытых дверей (посещение родителями занятий по конструктивной деятельности);
  • Устный журнал.
  • (СЛАЙД 15) С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась необходимость серьезного анализа деятельности ДОУ на предмет соответствия содержания и технологий реализуемой в ДОУ образовательной программы ФГОС. В связи с этим перед участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ стала задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития ребенка.Таким образом, сочетание конструирования с различными образовательными областями позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а процесс познания организовать интересно, содержательно и доступно для каждого ребенка. Данный инновационный подход способствует развитию творческого мышления дошкольников, формированию позиции активности в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной составляющей процесса предшкольной подготовки.(СЛАЙД 16) Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!