Картотека музыкально-дидактических игр с использованием элементарных музыкальных инструментов для детей раннего возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека музыкально-дидактических игр с использованием элементарных музыкальных инструментов для детей раннего возраста
Автор: Горчеева Ирина Юрьевна
Картотека музыкально-дидактических игр с использованием элементарных музыкальных инструментов для детей раннего возраста Составила воспитатель: Горчеева И.Ю.Ценность музыкально-дидактических игр с использованием музыкальных инструментов для детей раннего возраста состоит в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе таких игр малыши учатся различать музыкальные звуки по высоте, тембру, громкости и т. д. Это способствует развитию у них музыкального слуха. В результате дети учатся любить и понимать музыку. «Колокольчик звенит»Цель: Знакомить детей с элементарным музыкальным инструментом «колокольчиком»Дидактическая задача: развивать умение действовать по сигналуИгровые правила: по звону колокольчика бежать и садится на стульчик.Игровые действия: сидят на корточках, по сигналу бегут.Игровой материал: игрушка лиса, колокольчик.Ход игрыВ группу к детям «приходит лисичка» (игрушка) и приносит колокольчик. Дети и воспитатель здороваются с лисичкой. Лисичка «рассказывает» детям о том, как она шла по лесу и нашла колокольчик, и не знает, что ей с ним делать, поэтому она пришла в детский сад, попросить детей о помощи.Воспитатель предлагает детям помочь лисичке. Дети с помощью воспитателя рассказывают, что это колокольчик, музыкальный инструмент и что на нем можно играть, по очереди показывают как. Воспитатель говорит, что знает одну очень веселую игру и предлагает ребятам поиграть в нее. Ребята соглашаются. Воспитатель предлагает ребяткам встать на ковер. Сначала воспитатель объясняет детям правила игры, она говорит, что будет ходить по кругу и петь песенку, а ребята должны присесть на корточки, закрыть глазки и делать вид, что спят. А когда она позвонит в колокольчик, дети проснутся и побегут на стульчики. Далее игра начинается. Дети сидят на корточках, положив ручки под щёчку: «спят». Воспитатель ходит по кругу возле детей, держа колокольчик на ладони, и поёт на мелодию русской народной песни («Ах вы, сени»): «Наши детки крепко спят, Тихо носиком сопят. Колокольчик зазвонил, Наших деток разбудил». Звенит колокольчиком, дети убегают на стульчики. Игра повторяется 2-3 раза. В конце игры воспитатель хвалит ребят, спрашивает лисичку о том, что понравилось ей? Лисичка говорит, что ей очень понравилась игра, но, к сожалению, ей пора домой, так как детки ее ждут дома, и она обязательно сегодня поиграет с ними. Дети прощаются с лисичкой, и она уходит, взяв с собой колокольчик. «Погремушечка»Цель: побуждать детей совершать движения под музыку. Дидактическая задача: использовать погремушку как музыкальный инструмент. Игровые правила: звенеть погремушкой в такт музыке и выполнять движения в соответствии с текстом.Игровые действия: Гремят погремушкой, прячут погремушку, прикладывают пальчик губам, призывая к тишине, показывают погремушку.Игровой материал: погремушки на каждого ребенка, колонка, звукозапись песни «Погремушечка» А.Ярановой. Ход игрыВ гости в группу «пришла кукла» Маша и принесла с собой погремушки.Маша здоровается с ребятами и предлагает им поиграть. Дети, каждый по очереди здороваются с куклой. Воспитатель спрашивает куклу, в какую игру хотела бы она поиграть с ребятами. Кукла отвечает, что не знает. Тогда воспитатель говорит, что в погремушки можно не только играть, но и использовать их как музыкальные инструменты. «Хотите посмотреть», – спрашивает она и включает запись песни «Погремушечка». Воспитатель в соответствии с текстом в такт музыке выполняет действия с погремушкой. Музыка заканчивается. «Понравилось, хотите попробовать?» - спрашивает воспитатель.Дети встают на ковре. Воспитатель раздает детям погремушки и включает запись. Звучит запись песенки «Погремушка» Дети вместе с воспитателем начинают танцевать с погремушкой (повтор 2-3 раза).Текст песниТы греми, ты греми погремушечка, ты греми, ты греми, погремушечка! (звенят погремушкой)Спрятались игрушки наши погремушки (прячут погремушки за спину) Ши,ши тишина (пальчик приставляют к ротику) погремушка не слышна, а где же она? А вот! (достают погремушку и звенят ею) снова песенку поет! «Звучащий ларец»Цель: Знакомить детей с некоторыми элементарными музыкальными инструментамиДидактическая задача: Развивать умение различать и называть музыкальные инструменты на слух по их звучанию.Игровые правила: слушать звучание инструмента и на слух угадывать что звучитИгровые действия: угадывают звучание музыкальных инструментов на слух, играют на инструментах, хлопают в ладоши.Игровой материал: коробка с музыкальными инструментами: бубен, погремушка, барабан, колокольчик мешочек с колокольчиками, колонка, звукозапись русская народная песня «Ах вы сени мой сени»Ход игры:Воспитатель вносит большую красивую коробку, предварительно положив в неё музыкальные инструменты, и предлагает детям поиграть в игру. Ребята садятся на стульчики, расставленные педагогом возле стола полукругом. Воспитатель ставит коробку на стол, интересно, что же там? Заглядывает в коробку. «Ребята в ларце лежат музыкальные инструменты, я буду вам играть, а вы должны угадать, на чем я играю, кто угадает тот и получит инструмент»,- говорит воспитатель.Поочерёдно педагог играет на инструменте, не доставая его из коробки. Дети на слух по звучанию инструмента угадывают его. Тот ребёнок, который угадал музыкальный инструмент, получает его. Когда «ларец» опустеет, воспитатель хвалит ребят и предлагает сыграть на инструментах. Воспитатель включает звукозапись «Ах вы сени мои сени » дети с инструментами играют на них, остальные дети хлопают в ладоши (импровизированный «оркестр»). В заключении воспитатель хвалит детей и предлагает убрать инструменты к коробку.«Угадай, на чём играет Петрушка?»Цель: Закрепить знания детей о .Дидактическая задача: Развивать умение различать и называть музыкальные инструменты на слух по их звучанию.Игровые правила: внимательно слушать звучание инструментов и на слух угадывать звук.Игровые действия: угадывают звучание музыкальных инструментов на слух, играют на инструментах, хлопают в ладоши.Игровой материал: Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-Петрушка.Ход игры.На столе в группе стоит ширма, вокруг стола предварительно поставлены стульчики. Дети убрали игрушки и готовятся к занятию. Вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель очень удивляется и идет открывать. Это в гости к ребятам «пришел» Петрушка (игрушка) и принес с собой музыкальные инструменты. Дети поочередно здороваются с Петрушкой. Петрушка говорит, что пришел поиграть с ребятами и повеселиться. Дети соглашаются и садятся на стульчики. Петрушка говорит, что он спрячется за ширмой и будет играть на музыкальном инструменте, а дети должны угадать, на чем он играет, если ответ звучит верный – Петрушка выглядывает из-за ширмы.Воспитатель просит петрушку показать инструменты. Петрушка открывает коробку и показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть», называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). Воспитатель убирает инструменты за ширму, Петрушка тоже залезает за ширму, и начинает «извлекать звуки», а дети определяют инструмент. Если ответ называют правильный, Петрушка выглядывает из-за ширмы. Когда все инструменты угаданы, воспитатель просит Петрушку выйти из-за ширмы, и предлагает ему посмотреть, как дети будут играть в бубен. Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Воспитатель поет и подносит бубен детям поочередно. (Имена детей в песне каждый раз меняются.) Например. Под пение воспитателя, Андрей бьёт ладонью в бубен, а все дети хлопают в ладоши. Далее воспитатель спрашивает у Андрея, кому он хочет отдать бубен. Андрюша вместе с воспитателем отдаёт бубен другому ребенку. Игра повторяется с другими детьми. Когда все дети поиграют в бубен, игра заканчивается. Петрушка хвалит детей и прощается с ними, дети укладывают ему инструменты и петрушка уходит.ТекстПостучи, Андрюша, в бубен, мы в ладоши хлопать будем. Постучи, веселей посильнее в бубен бей. Ай, Андрюша! Как играет. Как по бубну ударяет! Поиграл — вот и все, бубен Ане отнесем.«Бубен» Цель: закрепить приёмы игры на бубне. Дидактическая задача: развивать ритмический, тембровый слух, двигательные способности.Игровые правила: играть на бубне и выполнять движения в соответствии с текстом.Игровые действия: играют на бубне, повторяют ритмичные движения за воспитателем. Игровой материал: колонка, звукозапись русской народной мелодии «Ах вы сени мои сени» бубен, мишка и зайчик (игрушки).Ход игры Дети сидят на стульчиках полукругом напротив воспитателя. Раздается стук в дверь. «Заходят» Мишка и Зайчик (игрушки). Дети здороваются с Мишкой и Зайчиком. Мишка и Зайчик просят ребят научить их играть на бубне. Воспитатель предлагает помочь Мишке и Зайчику. Дети соглашаются. Воспитатель раздает детям бубны и приглашает ребят на ковер. Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени». Воспитатель поет и показывает детям движения в соответствии с текстом, дети повторяют за воспитателем.Текст песниБубен в руки надо взять, и ладошкой постучать. (Одной ладошкой дети держат бубен, другой стучат по нему). Вот как дружно мы стучим, Зайку с Мишкой веселим.Мы подняли бубен вверх, (Поднимают бубен вверх и звенят им). Зазвенел он громче всех. Зазвенел он ручейком, (Кружатся, звеня бубном). Покружился с ветерком.Ножки тоже покружились, (Продолжают кружиться). А теперь остановились. (Останавливаются).Снова будем в бубен бить, Мишку с Зайкой веселить. (Одной рукой держат бубен, другой стучат по нему).Тише – тише, не стучите, а по бубну поскребите. (Ноготками скребут по бубну). Это мышки так играют, лапками перебирают. Мишка и зайчик хвалят детей и прощаются с ними. Они обещают, что в лесу они всех зверей научат также весело и хорошо играть в бубен. «Тихие и громкие звоночки» Цель: учить детей подыгрывать на элементарных музыкальных инструментах.Дидактическая задача: продолжать учить детей различать тихое и громкое звучание музыки.Игровые правила: на громкий звук - звенеть погремушкой громко, на тихий звук - тихо.Игровые действия: звенят погремушками тихо или громкоИгровой материал: кукла Таня, корзинка с погремушками.Ход игры:Вокруг стола предварительно поставлены стульчики. Дети готовятся к занятию. Вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель очень удивляется и идет открывать. Заходит кукла Таня. Она принесла с собой корзинку. Воспитатель предлагает посмотреть, что там находится. В корзинке оказываются погремушки. Кукла Таня очень хочет поиграть с ребятами. Дети соглашаются. Воспитатель обговаривает правила игры. «Будьте внимательны»,- говорит она - «Когда я буду петь тихо, тогда и вы будете играть тихо, а когда я запою громко, то и вы будете очень громко звенеть погремушками, а Таня будет следить, все ли правильно играют». Воспитатель раздает детям погремушки, просит детей сесть на стульчики, играет и начинает петь: «Ты звени звоночек тише, пусть тебя никто не слышит (поет тихо). Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог ( поет громко)». Дети играют согласно высоте звука. ( 2-3раза). В завершении игры воспитатель хвалит детей, просит сложить погремушки в корзинку и все говорят куколке спасибо и прощаются с ней.«Весёлые молоточки»Цель: развивать у детей представление о ритме.Дидактическая задача: учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.Игровые правила: слушать внимательно воспитателя, повторять за воспитателем ритмичный стук.Игровые действия: стучит молоточком, Игровой материал: музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и т.д. по числу играющих детей.Ход игры Дети сидят на стульчиках, напротив педагога. Воспитатель говорит детям, что сегодня почтальон принес им в группу посылку и показывает детям коробку. Воспитатель очень удивляется и предлагает детям посмотреть, что в коробке. В коробке оказываются музыкальные молоточки. Педагог спрашивает у детей о том, что же делать можно молоточками. Дети говорят, что молоточками можно строить дом и стучать. Воспитатель соглашается с детьми и добавляет, что это не простые, а музыкальные молоточки и они могут очень ритмично стучать и издавать музыку. Педагог спрашивает детей о том, хотят ли они попробовать постучать молоточками. Дети соглашаются. Сначала воспитатель объясняет детям как она будет петь и стучать молоточком, и с каждым ребенком индивидуально простукивает ритм в конце попевки, затем пробуют все вместе. Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет. Текст«Возьмём молоточки мы, Саша, с тобой, я первой сыграю, а ты вслед за мной.Над дубравой сильный град: тук-тук-тук (Ребёнок повторяет) тук-тук-тук. С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук (ребёнок повторяет) тук-тук-тук Повтор песенки – запевки.Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук. (Ребёнок повторяет) туки-туки-тук Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук. (Ребёнок повторяет) туки-туки-тук. Повтор песенки – запевки.Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук. (Ребёнок повторяет) тук-тук-да- тук Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук. (Ребёнок повторяет) тук-тук-да-тук».Повтор песенки- запевки.«Молодцы ребята, давайте положим наши молоточки, в коробку и завтра снова с вами поиграем», - хвалит детей воспитатель.«Тихо-громко»Цель: учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо).Дидактическая задача: развитие координации движения, чувства ритма, динамики, громкости.Игровые правила: хлопать в ладоши, топать ногами (тихо, громко) в зависимости от содержания текста.Игровые действия: сидят, хлопают в ладоши, топают ногами.Игровой материал: ноты музыкального произведения: «Тихо - громко» Сл. Ю. Островского, муз. М. Раухвергера.Ход игрыВ гости к ребятам «приходит мишка и стучится в дверь». Воспитатель открывает, здоровается с мишкой и приглашает его войти. Мишка здоровается с ребятами и говорит, о том, что ему скучно стало в лесу, и он пришел в детский сад, чтобы поиграть с ребятами. Воспитатель приглашает мишку поиграть с ребятами в игру. «Возьмем с собой мишку играть?»- спрашивает детей воспитатель.Но, сначала я расскажу вам, как мы будем играть. Садитесь на стульчики и слушайте меня внимательно. Я буду петь песенку, а вы будете топать ножками или хлопать в ладошки, громко или тихо, надо только внимательно слушать песенку, которую я буду вам петь, - говорит воспитатель, и, напевая песню, показывает ребятам, как они будут топать и хлопать. После показа воспитатель начинает петь, дети сидят на стульчиках, хлопают и топают (тихо, громко) в зависимости от содержания текста.ТекстУ ребяток (ручки хлопают) 2р., хлоп, хлоп, хлоп, У ребяток (ножки топают) 2р., топ, топ, топ.Тихо-тихо (ручки хлопают) 2р., хлоп, хлоп, хлоп.Тихо-тихо (ножки топают) 2р., топ, топ, топ.Громче хлопают, громче топают,Ну и хлопают, ну и топают,Вот так хлопают! Вот так топают! ( повтор.2-3раза)В завершении игры, воспитатель хвалит детей, и все прощаются с мишкой!