Создание условий для художественно-эстетического развития детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание условий для художественно-эстетического развития детей
Автор: Калинина Ирина Владимировна

«Создание условий для художественно эстетического развития Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста. Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе. Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности, развивающая среда в детском саду была размещена в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным, творческим материалам. Обязательное условие - высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка. С целью знакомства родителей с своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке или же в непосредственной близости от выхода из группового помещения. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными. ИЗО уголки в детском саду помогают создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т. д. Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем, все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке. В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства деток с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками. В уголке художественного ручного труда важно расположить образцы тканей, швов и др. материал для познания окружающего детьми. Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком изобразительного искусства: 1. Рассказать о его устройстве и непосредственном назначении; 2. Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там; 3. Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка: - брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками; - перелистывать осторожно; - не рвать, не мять, не использовать для игр; - после того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место. Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности в оформлении. Итак, основными и важными условиями оформления изо-уголков для всех групп детского сада являются: 1. Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность; 2. Использование ноток «детской руки» в оформлении; 3. Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований; 4. Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;6. Не пренебрегайте работой с цветом, с линиями; 7. Использование различных техник изобразительного творчества, композиций; 8. Присутствие народно-прикладного искусства; 9. Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины; предметов художественного ручного труда; 10. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы. Особое внимание в сотворчестве «педагог-ребенок-родители» уделяется изобразительной деятельности. Организуя игры-занятия по рисованию, в качестве предмета предлагается детям современные художественные материалы. Это нетоксичные, специально разработанные материалы для детей раннего возраста. Они яркие по цветам, эргономичны, удобны в деятельности, вызывают положительный эмоциональный отклик. О бумаге, красках и карандашах: Чтобы поддержать интерес ребенка к рисованию, бумагу подбирайте разного формата (тетрадный лист, альбомный (А 4), больше альбомного (А 3)), разной фактуры (тонкая и плотная) и разного цвета (рисуем белой и желтой краской на темном фоне). Вид материалов также влияет на желание, настрой ребенка. Карандаши, восковые мелки, фломастеры, «пальчиковые» краски, гуашь, кисточки должны быть собраны в удобных стаканах или коробках, быть не только хорошего качества, но и привлекательного вида (карандаши и восковые мелки отточены, фломастеры свежие). Кисточки для рисования используют круглые N6 и N2-3 из волоса белки. Гуашь, немного разведенная водой, до консистенции густой сметаны. Необходимо приучать кроху набирать кисточкой краску, убирать лишнюю, отжимая о край баночки. После рисования вместе промыть кисть (банка с водой должна стоять рядом) и осушить ее с помощью салфетки из ткани. После занятия рисованием ребенок вместе с взрослым каждый раз убирает материалы, ставит все на место, вытирает, если это необходимо, стол, моет руки. Это войдет в привычку, и скоро малыш будет это делать сам, без напоминаний. Материалы и инструменты уголка изо деятельности согласно возрастным особенностям дошкольника:Младшая группа 1. Карандаши цветные в отдельных подставках, коробках; 2. Листы белой и цветной бумаги (размер, примерно 21х15 см); 3. Кисточки, гуашь, банки для воды; 4. Клей, формы, оставшиеся после занятия аппликацией (примерно, на 4-5 детей); 5. Пластилин в виде шариков, доски; 6. Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности, его графическое изображение; 7. Дидактические игры по изобразительной деятельности (в уголке - 2-3). Средняя группа 1. То же, что и в младшей группе, только карандашей желательно 12 цветов; 2. Образцы прикладного искусства – дымковская филимоновская, богородская игрушка, керамическая посуда (выставляется в уголке в соответствии с планом, или альбомы); 3. Шаблоны (дымковская игрушка и т.д.); 4. Дидактические игры (2-3, в соответствии с планом, желательно по всем темам). Старшая и подготовительная к школе группы 1. Образцы народных промыслов, альбомы с образцами – жостово, хохлома, городец. Гжельская посуда, каргопольская, дымковская, богородская игрушка. Вологодские кружева, керамика, павло-посадские платки и т.д. (выставляется не все сразу, а соответственно плану работы). Дид. игры по изобразительной деятельности; 2. Предмет, который сейчас изучается на занятиях по изобразительной деятельности или тема (иллюстрация), его графическое изображение; 3. Все для лепки, аппликации, рисования в расчете на 5-6 детей (бумага, картон разных тонов, кисточки, гуашь, акварель, банки для воды, клей, цветная бумага, пластилин, доски, стеки); 4. Шаблоны из твердого картона (силуэты изделий, которые дети расписывают). Репродукции картин русских художников. Оформление уголка может быть разным у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования. Хочется остановиться на таком вопросе, как выставка детского творчества в детском саду. В некоторых дошкольных учреждениях такие выставки просто отсутствуют. В худшем случае рисунки детей находятся в папке, где на титульном листе написаны тема и задачи занятия неразборчивым почерком воспитателя. Родители берут эту папку в руки и нервно перебирая, ищут рисунок своего ребенка, оценивая рисунки по своим критериям. Бывает и так, что родитель скажет, что у Васи лучше или, наоборот, хуже. Но если бы была выставка? Впечатление от детских работ было бы совсем другое. Детские работы имеют одну особенность, которая заключается в том, что детские, рисунки дополняют друг друга. Воспитатель может расположить работы так, чтобы, чередовался фон, чтобы цветовые пятна распределялись по всей выставке равномерно или, наоборот, контрастно; можно сделать хронологию событий «Наш праздник». Сюжета иллюстрирование сказки, можно сделать тематическую выставку «Осенний парк», «Морозные окна», «Наши бабушки» и т.д. Мы же с вами бываем в картинных галереях, рассматриваем картины, аккуратно развешанные на стенах. Наши дети достойны того, чтобы их работы имели несколько дней славы, их личной славы, личной гордости за собственное, хоть и маленькое достижение. Кроме того, это воспитывает у детей взаимоуважение, если, конечно, воспитатель проведет беседу о том, что каждый человек видит мир своими глазами и изображает его по-своему, у каждого художника свой стиль и нельзя говорить, что хуже, а что лучше, в каждой работе воспитатель обязан найти то, за что можно похвалить. Родители оценят выставку и будут вам благодарны, они увидят детские работы даже в том случае, если у них заняты руки или они очень спешат. Ни один ребенок не позволит папе или маме уйти и не поднять глаза на детские работы. Каждая выставка должна иметь название. Здесь придется потрудиться маркерами, фломастерами или плакатными перьями. Например, «Наши мамы», «Жостовский поднос», «Цирк», «Любимые игрушки», «Моя семья» и т.п. Кроме того, можно подписывать детские рисунки, придумывать им названия вместе с детьми, например, на выставке «Деревья»: «Танцующее дерево», «Грустная осинка», «Подружки-березки», «Ветер тихо клен качает...», «Надломленное деревце», «Дуб-богатырь», «Веер-дерево» и т.п. Читая такие названия, родители уже не будут требовать от своих чад ровного и прямого ствола... Выставка детского творчества должна быть мобильной, легкой в использовании, гигиеничной и, конечно же, эстетичной. Сейчас в ДОУ появились пластиковые стенды с пластиковыми «кармашками». Делают выставки на окнах первого этажа, детские работы прилеплены лицевой стороной на улицу, и родители могут посмотреть выставку, не заходя в помещение. Необычна выставка, где рисунки детей висят на натянутой веревке, закрепленные бельевыми разноцветными прищепками. Кроме того, можно устроить выставку на магнитах. Может придумать и что-то свое, оригинальное, самое главное, чтобы обязательно все детские рисунки были на выставке. Пусть в Лувре, в Третьяковской галерее, в Русском музее картины находятся в роскошных рамах, их создатели лучшие мастера. А в наших детских садах будут незатейливые выставки в кармашках, на леске, на магнитах, на окне. Пусть каждый ребенок почувствует себя настоящим художником, а каждый родитель осознает, что его ребенок талантлив. Возможно, когда-нибудь шедевры наших детей будут находиться в известных галереях мира и в роскошных рамах. Но пока они юные художники, и выставки могут быть юными, детскими, наивными, смешными, трогательными. Самое главное, что выставки становились день ото дня интереснее для посетителей, чтобы бы видно развитие детей и их огромное желание творить. Постоянно работающая выставка, которая часто меняет экспозицию, может стать мостиком интеллигентного общения педагога и семьи, больше доверительного общения взрослых с детьми. А когда есть общие интересы, взаимоуважение и доверительное отношения наступают гармония и доброта. Творчество не имеет границ, у музы билет с открытой датой, все дети гениальны, вы убедитесь в этом, если взаимодействие педагога с семьей будет действительно на высоком уровне. Калинина И.В.