Важность формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Важность формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Белослудцева Елена Юрьевна

Воспитание — процесс становления ребёнка как личности и его постепенной сепарации от родителей. Результат этой многолетней работы — взрослый, готовый к самостоятельной жизни человек. В этом процессе формирование финансовой грамотности является одним из ключевых аспектов, который облегчит ребёнку переход во взрослую жизнь. У каждого из нас есть знакомый или приятель, который совершенно не умеет обращаться с деньгами. В первый день зарплаты покупает дорогой гаджет, а потом весь месяц ездит на ужины к семье. Поэтому научить свое чадо правильно распоряжаться финансами — задача важная.Всегда обсуждайте финансовые вопросыС раннего возраста необходимо объяснять ребёнку ценность денег. Не отмахивайтесь на просьбу о покупке привычными фразами «слишком дорого» или «у тебя вся комната завалена игрушками». Объясните все доступно и с примерами, будьте терпеливы и готовы к недоумению со стороны ребёнка и его вопросам.Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA показывает, в какой степени 15-летние дети обладают финансовыми знаниями и навыками, необходимыми для успешного перехода от обязательного школьного образования к высшему образованию, занятости или предпринимательству. Показатели финансовой грамотности в России выше среднего показателя 10 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.Научите ценить трудОчень важно говорить о ценности денег и привить ребёнку понимание, что существует оплата труда. Деньги папа и мама не приносят с работы, их там никто не раздает. Бабушка и дедушка получают пенсию, потому что много лет трудились. Так устроена государственная система распределения благ. В том числе эта система обеспечивает сбор налогов с последующим распределением в бюджетную сферу. Именно мамы и папы всей страны, оплачивая налоги, позволяют поддерживать работу бесплатных школ, детских садов и медицинских учреждений, строить новые предприятия и дороги.Превратите обучение в игруНачать процесс знакомства с миром финансов всегда проще в игровой форме. Это могут быть сюжетно-ролевые игры: в магазин, в семью, в ресторан. Также на помощь придут настольные игры. Например, «Не в деньгах счастье», которая поможет развить стратегическое мышление в области финансов, бережливость, умение делать выбор.Подойдут и другие варианты совместного досуга. Вы даже не представляете, сколько сюжетов в детских произведениях так или иначе связаны с обращением с деньгами или другими ценностями! Можно почитать вместе с ребёнком и обсудить.Привлекайте ребёнка к обсуждению семейного бюджетаЧтобы понимать количественную меру и ценность денег, ребёнок должен участвовать в распределении семейных благ и знать, какие покупки или траты планируются в ближайшее время. Самый простой способ задействовать его в использовании семейного бюджета — выделять карманные деньги. Поскольку доходы у всех разные, то и размер карманных денег должен зависеть от бюджета семьи. Например, можно распределять бюджет следующим образом:
  • 35% — продукты;
  • 25% — бытовые и коммунальные услуги;
  • 15% — досуг и развлечения;
  • 15% — на отпуск;
  • 10% — непредвиденные расходы.
  • Часть «досуг и развлечения» делится на всех членов семьи и пропорционально распределяется в соответствии с возрастом и вкладом в общее дело. Конечно, эта система весьма условна, но она работает.Давайте карманные деньгиРебёнок может получать карманные деньги уже в 6 лет, овладев элементарным счетом. В первое время не нужно выдавать их в руки. Договоритесь, что распоряжаться ими ребёнок может на свое усмотрение, но существует несколько вариантов: потратить всю сумму сразу или копить, добавляя каждую неделю, а в конце месяца получить что-то более существенное. После того как ребёнок разобрался, что у него появились собственные деньги, хотя и находятся они у родителей, можно выдавать их ему в руки. С каждым годом сумму стоит увеличивать.Также придерживайтесь определенных правил:
  • Ребёнок должен видеть деньги. Каждую неделю нужно показывать, как добавляете оговоренную сумму в кошелек.
  • Нельзя обманывать и забывать об уговоре. Даже если у вас нет наличных, не поленитесь дойти до банкомата.
  • Ребёнок может покупать все, что захочет, но у вас есть право вето.
  • Не позволяйте ребёнку копить слишком долго, лишая себя удовольствий. Это может стать тревожным звонком превращения в скрягу.
  • Также можно связать карманные деньги с выполнением семейных обязанностей. Начинать это лучшего с 1 сентября первого учебного года. Ребёнок осознает, что становится старше, идет в школу, и теперь у него появляются как новые права, так и новые обязанности. В первый год достаточно добавить всего несколько простых домашних дел: поддержание порядка в своей комнате, полив цветов раз в неделю или забота о питомцах. Если в течение семи дней контракт трижды нарушен, то выдача денег отменяется на одну неделю. Для наглядности можно составить специальную доску с днями недели и обязанностями. Школьник сам будет выставлять себе звезды или галочки за каждую успешно выполненную задачу. А вот отличную учебу лучше финансово не поощрять. Получение знаний — это удовольствие и необходимый этап в жизни, а не бремя. К тому же учиться ребёнок может на любые оценки, ведь он делает это для себя.