Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы работы с семьёй в рамках приобщения дошкольников к социокультурным ценностям»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы работы с семьёй в рамках приобщения дошкольников к социокультурным ценностям»
Автор: Кохан Елена Анатольевна
Семинар для педагогов ДОУ на тему: «Современные подходы работы с семьёй в рамках приобщения дошкольников к социокультурным ценностям».«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, это любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»Д.С. Лихачёв.Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. Главными воспитателями своих детей являются родители, а значит основные усилия коллектива ДОУ должны быть направлены на повышение уровня их педагогической культуры. Одна из задач ФГОС: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также формирования духовно-нравственных ценностей.Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 44) – сказано о том, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации должны оказывать помощь родителям, взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Поэтому музыкальный руководитель совместно с педагогами и другими специалистами устанавливают взаимодействие и проектируют совместную деятельность с семьёй. Важно, что взаимодействие участников педагогического сообщества должно основываться на следующих принципах (в соответствии с ФГОС ДО):- сотрудничество ДОУ с семьёй;- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;- учёт этнокультурной ситуации развития детей;- учёт образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей;- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;- открытость дошкольного учреждения для родителей;- уважение и доброжелательность друг к другу;- дифференцированный подход к каждой семье; В связи с этим в своей работе с детьми мною намечены определенные задачи:- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);- формировать положительное отношение к себе; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.); о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.); об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др. Для решения поставленных задач эффективны следующие формы работы с семьёй, которые сформированы в 3 блока:Информационно-аналитический блок включает в себя: сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей и их запросов, выявление готовности семьи сотрудничать с ДОУ (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, заполнение карты семьи и т.д.)Практический блок является наиболее привлекательным для родителей, так как он несёт в себе возможность участия в образовательном процессе и направлен на: просвещение родителей с целью повышения их музыкально-эстетической культуры; развитие творческих способностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс. Практический блок содержит в себе многообразие форм и методов работы с семьёй:- день открытых дверей для родителей, родительские встречи, индивидуальные беседы и консультации, информация для родителей на папках-передвижках и сайте ДОУ, журналы, альбомы, брошюры, информационные листы, фотовыставки;- участие в праздниках и развлечениях (концерт для мам, посвящённый Дню матери; утренники, посвященные Международному дню 8 Марта, Дню Защитника Отечества и Дню Победы - «Этот подвиг не забудем никогда».), театрализациях, концертах; разучивание стихов, песен, танцев, инсценировок, работа над ролью, придумывание сказок, историй, подготовка индивидуальных музыкально-творческих номеров. Развитие творческой и разносторонней личности ребёнка просто невозможно без проявления инициативы со стороны взрослых. Особенно ярко это проявляется во время проведения праздников и развлечений, когда и воспитатели и любимые детьми мамы, папы, дедушки, бабушки, братья и сестрёнки превращаются в весёлого клоуна, хитрую Бабу Ягу, забывчивого Деда Мороза, озорного Карлсона, Кащея Бессмертного, добрую сказочницу Василису, замороженные Снежинки с одной главной целью: вырастить детей неравнодушных, ищущих, способных к творческой деятельности. Дети в мероприятиях такого рода другими глазами смотрят на родителей, открывая в них что-то новое;- изготовление праздничных костюмов, подготовка реквизитов, атрибутов для танцев, помощь в оформлении музыкального зала к праздникам и развлечениям, помощь в изготовлении сюрпризов и подарков;- участие в конкурсах ДОУ;- участие в фестивалях семейного творчества;- совместные проекты (Коворкинг-мероприятие с участием родителей на тему: "Рисуем музыку "Весенний калейдоскоп"" в группе комбинированной направленности детей старшего дошкольного возраста, цель которого развитие способности детей передавать настроение и характер музыки посредством художественной палитры, использовать в дальнейшем полученный опыт в познании окружающего мира и передаче эмоций.- совместные музыкальные занятия с родителями с использованием атрибутов, музыкальных инструментов, костюмов; - проведение различных акций, выпуски семейных газет и плакатов;- мастер-классы (обучение родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, организация развивающего досуга в семье), составление домашней аудиотеки и многое другое.Так, например, «Ласковая песня» для детей 3-4 лет, из категории «Доброе слово». Родителям предлагается выполнить с ребенком следующие задания:- Спойте вашим детям колыбельные песни, выучите любимую; - Поиграйте с детьми. «Укладываем любимую куклу спать…» (Мама и ребёнок по очереди поют кукле колыбельные песни). - Запишите любимую колыбельную песенку вашего малыша. Итог совместной деятельности: составление книги «Ласковая песня» или «Колыбельная моей мамы», иллюстрированная рисунками детей. На занятии с детьми идет разговор о колыбельных песнях в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать», все дети по очереди поют свою колыбельную песню и качают куклу-малыша. 3. Контрольно-оценочный блок позволяет провести анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, проводимых в детском саду. Сюда можно отнести следующие формы и методы работы: мониторинг достижений детьми планируемых результатов, опрос, книги отзывов, оценочные листы, анкетирование, учёт активности родителей. Отдельно можно выделить такую форму, как «Портфолио успеха», куда заносятся все творческие достижения воспитанника, рисунки, фотографии с конкурсов и концертов, грамоты и дипломы и др. Конечно же, для того, чтобы взаимодействие с родителями проходило более плодотворно, необходимо техническое оснащение (фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, принтер цветной и чёрно-белый, доступ к интернету и т.д.). К сожалению, не все ДОУ располагают таким техническим оснащением, но и тут на помощь могут прийти родители. Успех в работе по приобщению детей к социокультурным ценностям может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду должны подкрепляться в условиях семьи. Главное – помочь родителям осознать и понять, что рядом с ними существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать, и тогда заботы и хлопоты окупятся огромной человеческой радостью. Сегодня большое распространение в работе ДОУ получают интерактивные формы и методы взаимодействия с родителями.В социологическом словаре указано, что интерактивное общение – это «взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми».Таким образом, родитель становится полноправным участником педагогического процесса, его опыт служит основным источником воспитательного познания. Анализ литературы показывает, что на современном этапе существует большое количество интерактивных форм и методов взаимодействия ДОУ и родителей, направленных на сотрудничество с родителями, совместное решение задач воспитания подрастающего поколения.Интерактивные формы работы ДОУ с родителями. Также инновационная образовательная деятельность актуализировала новые формы социокультурных практик: интернет-консультации, видео-практикумы и видеоконференции, встречи с родителями в формате on-line. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ. Главным условием успешного взаимодействия между педагогом и родителями являются доверительные отношения. Мы должны установить контакт так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Использование культурных практик позволяет достигнуть значительных успехов в установке прочных взаимосвязей с семьями воспитанников, родители начинают проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.