Коллективно трудовые поручения с учетом гендерного подхода
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коллективно трудовые поручения с учетом гендерного подхода
Автор: Багаевская Елена Анатольевна
Рассматривая тему гендерного аспекта в трудовом воспитании дошкольников, следует уточнить, как в современной науке трактуется понятие «гендер». Термин "гендер" (в переводе с английского gender - "род") ввел в науку Роберт Столлер в 1968 году с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола.Понятие "гендер" отражает социально обусловленную природу мужского и женского, акцентируя внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.Гендер – это социально-психологический конструктор, имеющий сложную, многокомпонентную структуру, в которую входят:1. Биологический пол – совокупность морфологических, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. В него входят стереотипы маскулинности и феминности, т.е. представления о психических и поведенческих свойствах характера определенного пола (Ж: добрая, заботливая, внимательная; М: сильный, смелый, агрессивный);2. Гендерные нормы – нормы поддерживаемые социумом, формирующие определенные правила поведения и создают представления о мужском и женском, эти нормы касаются содержания труда (Ж: обслуживающий, М: инструментальный);3. Гендерные стереотипы – мнения о личностных качествах людей определенного пола, с помощью которых человек воспринимает и классифицирует других людей. Закрепляют семейные и профессиональные роли в соответствии с полом (Ж: домашний очаг; М: карьера);4. Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживания себя как представителя определенного пола (он может сочетать женские и мужские качества оставаясь представителем своего пола). Гендерную идентичность следует начинать формировать с возраста 5 лет, после того как будет крепко сформировано полоролевое сознание ребенка.Потребность в осуществлении гендерного подхода в настоящее время огромна, современное общество выдвигает более широкие требования к мужчинам и женщинам, исключая возможность того, чтобы они располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.Одним из основных условий реализации гендерного подхода является - преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.Гендерный аспект находит своё отражение в организации трудового воспитания дошкольников.Для реализации трудового воспитания в рамках гендерного подхода, необходимо решать следующие задачи:- Развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать поведение сверстников и своё собственное.- Формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности.- Формирование основ гуманного отношения к взрослому, сверстникам своего и противоположного пола.- Развитие понимания партнерского характера трудовой деятельности в семье и ДОУ.Основными направлениями работы с детьми по трудовому воспитанию являются:- ознакомление с трудом взрослых;- организация труда детей.Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.Знакомить детей с трудом взрослых и воспитывать гендерную принадлежность можно в ходе непосредственно образовательной деятельности через рассказы, беседы, чтение детской литературы, фольклора, рассматривание иллюстраций, встреч с людьми разных профессий, проведение экскурсий. При этом надо понимать, что все знания необходимо сочетать непосредственно с трудовой деятельностью. Дети должны понять и прочувствовать, что такое усталость, успех, радость достижения цели.Труд тесно связан с игрой. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. В игре дети разного пола отчетливо проявляют стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только физиологические, но и психические гендерные различия.Одним из основных видов игры, где дети воспроизводят труд взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Дошкольники изображают в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи в быту, профессии. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Период активного развития таких игр способствует самоопределению каждого ребенка в системе полоролевых стандартов и гендерных стилей поведения.Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Во все времена родители учили своих детей тому, что знают и умеют сами. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде.Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше, даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно, это возвышает мальчика в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным помочь маме нести сумку с продуктами. Пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку и тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда.Девочки в семье учатся вместе с мамой домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.В педагогическом процессе существует несколько видов организации труда детей, где следует учитывать гендерный аспект: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений, дежурств, коллективно-трудовой деятельности. Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка. Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу «взаимодополнения»; чтобы общее дело стало привлекательным для тех и других.Рассмотрим некоторые примеры распределения труда с учетом пола ребенка:При самообслуживании (труд направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, приём пищи, сан-гигиенические процедуры). Мальчики могут помочь девочкам подать вещи из кабинки, девочки показать мальчикам как аккуратно сложить одежду.В хозяйственно – бытовой труде (по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т.д.) При уборке помещения девочка протирает пыль, подметает пол - мальчик подносит стульчики, меняет и приносит в тазике воду.Труд в природе (уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.) Трудясь в природе, девочки, сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают; мальчики перекапывают землю на грядках и в цветниках, переносят лейки с водой, окучивают огородные растения - девочки сеют семена, высаживают рассаду, поливают, пропалывают всходы огородных культур и цветов.В ручном и художественном труде (изготовление поделок и атрибутов к играм из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.) мальчик может помочь девочке разрезать плотный картон, а девочка в свою очередь, благодаря своей природной аккуратности поможет мальчику там, где нужна более тонкая и кропотливая работа (например, сделать узелок на кончике нитки)Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация к труду. Большое значение в поддержании интереса детей к трудовой деятельности имеет поощрение: «Как хорошо у вас получается, когда вы делаете это дружно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д..При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола трудовых навыков важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений. Труд дает реальный результат, под которым следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в определенном навыке. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.Таким образом, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.По словам Константина Ушинского: «Человек рожден для труда, труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».Гендерный подход в образовании обращает внимание на социальный характер процесса формирования «мужественности/женственности».На сегодняшний день выделено несколько направлений работы с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:• дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков – к самообслуживанию);• организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;• снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;• создание условий для получения девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки;• привлечение обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей. Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.