Организация внеурочной деятельности на уроках ИЗО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация внеурочной деятельности на уроках ИЗО
Автор: Россомахина Елена Анатольевна
Организация внеурочной деятельностипо предмету изобразительное искусство.По мнению Павла Петровича Блонского – русского и советского философа, педагога и психолога: «Школа будущего будет коллективом, но таким, который даст интегральное, синтетическое, полное развитие, и так как, это развитие осуществляется в процессе вольного творческого труда, то школа будущего даст максимум благоприятных условий для проявления индивидуальности, ибо только в творчестве зреет индивидуальность».Процессы, происходящие в жизни современного общества, диктуют необходимость формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями развития экономики, потребностями общества и каждого гражданина, определяют новые подходы к содержанию образования.Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.В содержании образовательных программ предметной области «Искусство» недостаточное количество учебного времени уделяется практической творческой и проектной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями на основе системно-деятельностного подхода, что снижает возможности повышения уровня индивидуального творческого развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет наиболее полно реализовать системно-деятельностный подход в образовании и спроектировать траекторию индивидуального творческого развития ребёнка.Согласно Федеральному учебному плану внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.Для реализации образовательного процесса в МБОУ лицей «Вектор» доступны следующие виды внеурочной деятельности:- игровая;- познавательная;- проблемно-ценностное общение;- досугово-развлекательная;- художественное творчество.Художественное творчество представлено модулем «Творческая мастерская».В учебном плане выделяются основные направления внеурочной деятельности: -спортивно-оздоровительное, -общекультурное, -социальное, -общеинтеллектуальное, -духовно – нравственное. Практически все перечисленные направления реализуются в представленном модуле.Программа «Творческой мастерской» позволяет педагогу выявить у своих учеников потенциальные творческие возможности, способности и интересы и помочь их в полной мере реализовать. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций и развитие эмоционально - образного и художественно - творческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности.Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования у обучающихся таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.Внеурочная деятельность построена на ряде общих принципов:Принцип успеха: Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.Принцип динамики: предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится.Принцип демократии: добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный период.Принцип наглядности: в учебной деятельности используются разнообразные ИКТ, иллюстрации и методические пособия.Формы проводимых занятий: Дискуссия – где ребенок, его сверстники и учитель рассматриваются в роли сотрудников в работе над художественным материалом;Викторина – где ребенок самостоятельно работает над произведением, применяя уже полученные знания о произведении, используя уже сформированные УУД, а учитель выступает в роли наблюдателя и корректирует выводы учащегося;«Перевёрнутый» урок - где ребёнок дома самостоятельно получает новую информацию, корректирует её и представляет на уроке в виде презентации, отрывка из фильма и т.д.«Конкурс рисунков » - где ребёнок выстраивает коммуникативные связи со сверстниками через участие в конкурсах рисунков.«Проект» - осуществление проектной деятельности в рамках искусства«Исследование»«Урок - экскурсия» - посещение выставок, музеев и др.Мастер классИзобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования в форме мастер класса является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Так как рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.Передо мною были поставлены следующие задачи:- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Творчество призвано пробудить в каждом ребенке веру в его способности, индивидуальность, неповторимость; веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.К нетрадиционным техникам можно отнести:Живопись шерстью - это особый способ создания живописногополотна без использования кисточек, красок, карандашей иливоды, методом послойного накладывания цветной овечьей шерсти.«Живопись шерстью» способствует:Развитию мелкой моторики рукКоординации общих движенийРазвитию глазомераРазвитию творческих способностейФормированию произвольного вниманияУсидчивостиПоложительным эмоциям от контакта с натуральными материаламиСтабилизации эмоционального состоянияОборудование: рамка со стеклом фланель или флизелин ножницы пинцет шерсть разных цветов клеевой карандашОсновные техники рисования: вытягивание прядей из гребенной ленты (фон изделия)щипание (заполнение)резка ножницами прядей шерсти (мелкие детали)скручивание жгута (контур)выкладывание пинцетом стриженых прядей (оттенки картины)Проведение МК по рисованию шерстью на весеннюю тему. Слайд8Еще к одной из интересных техник рисования можно отнести «СТРИНГ АРТ» или изонить. String art — одно из направлений в hand made творчестве, в основе которого гвозди и нити. String с английского переводится как струна или веревка, то есть String Art можно перевести с английского, как «искусство ниток, струн».Научиться стринг-арту просто, а возможности его практически безграничны!Что такое стринг арт? Необычный вид рукоделия string art придумали в Англии почти четыре века тому назад. С помощью обычных гвоздей и ниток ткачи того времени создавали декоративный рисунок на дощечки, которым в последствии украшали стены собственного жилища. Со временем древняя техника плетения несколько раз перерабатывалась и усовершенствовалась, но в мире особенно популярной стала версия стринг-арт от Мэри Буль. С ее помощью английская исследовательница обучала детей алгебре и геометрии.Что нужно для стринг арта? Основные принадлежности для создания узора стринг-арт – это гвозди и нитки. Можно взять не толстую пряжу для вязания, обычные швейные нити, мулине или шелк. Кроме этого стандартного набора, вам также понадобится: кусок фанеры или доска; плотный картон, если собираетесь мастерить открытку или осваиваете стринг-арт с детьми; шаблон, фото, точечная схема или готовое изображение; краска, если основе необходимо добавить цвета; молоток чтобы вбивать гвозди или шило для проколов на бумаге.Что сделать из гвоздей и ниток? Казалось бы, простые нитки, обычные гвозди – ну, что толкового может получиться из такого набора инструментов? На самом же деле при правильном переплетении пряжи напечатанный рисунок удивительным образом может превратиться в объемную картину. Для техники стринг арт идеи можно почерпнуть из чего угодно. Понравилось изображение в интернете? Можете смело скачивать и распечатывать. С помощью стринг-арта можно смастерить объемное изображение домашнего любимца: кошки, собаки, попугая. Любители абстракции могут освоить технику создания разноцветного панно. Цветы, насекомых, животный мир, кухонные принадлежности – все это можно легко воплотить в картины из ниток и гвоздей.Правильные геометрические формы линий не станут помехой для создания открытки ко дню влюбленных. Все большую популярность в наше время набирает такой вид творчества, как лепка из соленого теста. Тестопластика (мукосолька или биокерамика) – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений. Лепить из соленого теста – одно удовольствие.Лепка из соленого теста – это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой. Творческая лепка позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Человек-творец получает радость и от результата, и от самого процесса творчества.Лепка из соленого теста развивает:моторику рук и пальцев,внимательность, концентрацию внимания, его произвольность,усидчивость, трудолюбие,волевые качества,образное мышление, фантазию,креативность, творческие способности,эстетический, художественный вкус,интеллект (в том числе эмоциональный интеллект),сознание, самосознание,рефлексию и многое другое.Процесс творческой лепки включает в себя пять этапов:Приготовление соленого теста (рецепт будет описан далее в статье).Собственно творческая работа с тестом – лепка.Высыхание или сушка работы. Тесто высохнет самостоятельно в теплом и сухом месте в течение одной недели. Чтобы сразу приступить к следующему этапу, не дожидаясь высыхания, можно немного подсушить тесто в микроволновой печи в течение одной минуты на средней мощности ≈ 600 Вт.Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь) с последующим их высыханием.Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.Рецепт приготовления теста определяет то, насколько пригодным для работы окажется тесто и насколько качественной будет готовая работа.Есть множество рецептов приготовления соленого теста и несколько вариаций самого теста. Чтобы найти самое приятное и удобное для работы тесто, нужно не бояться экспериментировать с ним, находить и изобретать новые рецепты его приготовления.В работе используют как белое (оттенок белого зависит от сорта муки), так и цветное соленое тесто. Цветное тесто получается при добавлении в тесто красителя или краски.Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста – одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему.Из соленого теста делаю как чрезвычайно простые поделки, так и очень сложные, масштабные работы: от желтого шарика из теста с тремя точками в виде глаз и ротика, названного «Колобком», до картин формата А1 – натюрмортов, пейзажей и портретов.Из более знакомых техник можно взять лепку из глины. В этом доступном, но не менее интересном материале, можно воплотить бесконечные детские фантазии и привить любовь к народному творчеству. Глина поможет почувствовать себя частью огромного культурного наследия русского народа.