«Начальный этап обучения на классической гитаре: базовая техника и азы теории»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Начальный этап обучения на классической гитаре: базовая техника и азы теории»
Автор: Ефременко Александр Геннадьевич

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования А. М. Кузьмина, г. Мегион
План – конспект открытого урока по теме:
Начальный этап обучения на классической гитаре:
базовая техника и азы теории.

Провел:
преподаватель МБУДО А. М. Кузьмина, г. Мегион
по классу гитара
Ефременко Александр Геннадьевич
Фамилия, имя обучающегося:Леонова Ксения 1 класс
Образовательная программа:Дополнительная предпрофессиональная
программа в области музыкального искусства Народные инструменты
Учебный предмет:Гитара
Г. Мегион
19 марта 2025 г.
Тема урока: Начальный этап обучения на классической гитаре:
базовая техника и азы теории.
Форма:индивидуальная.
Тип урока:формирование и отработка первоначальных умений и навыков.
Вид урока:традиционный.
Цель урока:освоение основных навыков игры на начальном этапе обучения, чтения с листа и практическое применение нотной грамоты.
Задачи урока:
Развивающие:
• Формирование у учащегося интереса к навыкам игры на инструменте;
• Развитие индивидуальных способностей учащегося (зрительная,
слуховая и мышечная память, творческое воображение,
самостоятельность мышления, наблюдательность,
коммуникабельность, умение усваивать знания);
• Развитие трудолюбия и уверенности в себе.
• формировать внимательное отношение к звукоизвлечению и
исполнительскому процессу.
• Чтение с листа и взаимодействие с инструментом: расположение нот на грифе и аппликатура.
Обучающие:
• Закрепление, полученных ранее теоретических навыков;
• Выработка умения применять полученные навыки на практике;
• Выработка технических навыков в исполнении тремоло.
Воспитательные:
Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении
техническими приемами;
Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся
(ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль,
умение доводить начатое дело до конца).
Методы обучения:
- Перцептивный – словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Обучающийся осмысливает и запоминает.
- Репродуктивный – запоминании обучающимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
Методические приемы:
- Словесный, наглядный, практический;
- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
- Развитие мышления, творческой инициативы;
- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.
Критерии оценки результативности работы учащегося:
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива;
быстрое осмысление задания; точное, выразительное его исполнение без
помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в
музыкальную деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении
задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ,
повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к
музыкальной деятельности.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Работа над правой рукой, упражнение 6 – ка и 8 -ка арпеджио с использованием (6) (3)(2)(1) струн.
3. Работа над левой рукой, простые (типовые) аккорды на примере пьесы А. Ефременко Воспоминание, Плач облачка.
4. Приёмы игры для правой руки – тирандо, апояндо.
5. Теория:
а) Названия открытых струн.
б) Расстояние между нотами Считалка 1т 1т 0,5т 1т 1т 1т 0,5т
в) Расположение нот на грифе.
г) Диапазон гитары от Ми (малой октавы) – Си (третьей).
д) Чтение с листа с использование выше указанных знаний.
1.Организационный момент
Приветствие. Оглашение темы урока.
2. Применение первоначальных знаний и умений:
Беседа с учащимся о количестве струн и их названии, о посадке за инструментом, постановке рук и их функции. Приемы игры – тирандо, апояндо. Длительности нот, расположение их на грифе.
а) Исполнение упражнений в I позиции на 1, 2, 3, 4, 5, 6 струнах. Учащийся исполняет упражнения со счетом, учитывая замечания преподавателя. Преподаватель на инструменте исполняет ту часть упражнения, которая вызывает трудность для учащегося. Следит за посадкой и положением рук.
б) Исполнение и работа над ранее изученным произведением А. Ефременко
Воспоминание.
Поставлена задача: ровное и стабильное (непрерывное) исполнение пьесы.
Игра со счетом вслух.
в) Исполнение и работа над ранее изученным произведением А. Ефременко
Плач облачка.
Учащийся исполняет произведение от начала до конца. Четко работает
слуховой контроль.
Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в
естественном, собранном положении.
Преподаватель акцентирует внимание на ошибки, допущенные учеником.
Далее учащийся исполняет пьесу, учитывая вышесказанные замечания.
г) Хроматическая гамма. Отрабатываются приемыапояндо(игра с опорой на следующую струну) и тирандо(игра без опоры). Внимание на работу пальцев (аппликатуру).
3. Изучение нового материала
Работа над произведениями: Р.Н.П. Теремок, Загадка, Андрей - воробей, В. Калинин Простая песенка Освоение грифа в
пределах I позиции.
Разбор произведений в медленном темпе со счётом в слух.
4. Обобщение занятия и подведение итогов
- подвести итоги (что достигнуто);
- оценить работу учащегося;
- домашнее задание.
Список используемых источников:
1. Александрова М. Азбука гитариста для шестиструнной гитары, шаг I.
http:// gitara.ru M. Aleksandrova
2. Иванов – Крамской А.И. Школа игры на шестиструнной гитаре Изд. 4
Р-н- Д Феникс; 2004г.
3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ред. В. М.
Григоренко. – М: Кифара, 2002 г.
4. Калинин В. Юный гитарист, Изд. Москва – Музыка, 2008 г. www.
mygitara.ru