Коррекционно-развивающая программа для дошкольников со скрытой агрессивностью, страхами
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая программа для дошкольников со скрытой агрессивностью, страхами
Автор: Власова Екатерина Александровна
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников со скрытой агрессивностью, страхамиЦель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребёнка, снижение уровня агрессивности и импульсивности, формирование навыков позитивного межличностного взаимодействия и преодоления страхов.Задачи программы:Снижение уровня скрытой агрессивности и импульсивности.Развитие навыков самоконтроля и регуляции эмоций.Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.Развитие коммуникативных навыков и умения строить позитивные отношения с окружающими.Преодоление страхов и повышение уверенности в себе.Методы и приёмы работы:игровые методы (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);арт-терапевтические методы (рисование, лепка, аппликация);релаксационные методы (релаксационные упражнения, дыхательные практики);методы когнитивно-поведенческой терапии (обучение навыкам самоконтроля, регуляции эмоций).Структура программы:Программа состоит из трёх блоков:Диагностический блок.Проведение диагностики уровня агрессивности, импульсивности, страхов и межличностных отношений ребёнка.Анализ результатов диагностики и определение индивидуальных особенностей ребёнка.Коррекционный блок.Разработка индивидуальных коррекционных программ для каждого ребёнка с учётом его особенностей.Проведение коррекционных занятий с использованием игровых, арт-терапевтических, релаксационных и когнитивно-поведенческих методов.Мониторинг динамики развития ребёнка и корректировка программ при необходимости.Прогностический блок.Оценка эффективности коррекционной работы.Определение перспектив дальнейшего развития ребёнка.Примерный план занятий:Занятия для коррекционно-развивающей программы:Занятие «Эмоции вокруг нас»Цель: познакомить ребёнка с различными эмоциями.Методы и приёмы: рассказ о разных эмоциях, демонстрация картинок с изображением эмоций, обсуждение ситуаций, в которых люди испытывают те или иные эмоции.Упражнение 1: «Нарисуй эмоцию» — ребёнок рисует картинку, отражающую определённую эмоцию.Упражнение 2: «Покажи эмоцию» — ребёнок с помощью мимики и жестов изображает заданную эмоцию, а остальные угадывают.Занятие «Как мы выражаем эмоции»Цель: научить ребёнка распознавать и выражать эмоции.Методы и приёмы: игры-драматизации, в которых ребёнок изображает различные эмоции, обсуждение ситуаций, в которых люди выражают эмоции.Упражнение 1: «Изобрази эмоцию» — ребёнок изображает заданную эмоцию с помощью мимики и жестов.Упражнение 2: «Угадай эмоцию» — ребёнку предлагается угадать эмоцию по описанию ситуации.Занятие «Я могу управлять своими эмоциями»Цель: помочь ребёнку осознать свои чувства и научиться их регулировать.Методы и приёмы: релаксационные упражнения, дыхательные практики, обсуждение ситуаций, в которых можно контролировать свои эмоции.Упражнение 1: «Дыхание для спокойствия» — ребёнок учится дышать глубоко и медленно, чтобы успокоиться.Упражнение 2: «Светофор» — ребёнок учится «включать» разные цвета светофора в зависимости от своего эмоционального состояния (красный — стоп, жёлтый — внимание, зелёный — можно действовать).Занятие «Я и мои друзья»Цель: развить навыки межличностного взаимодействия, научить строить позитивные отношения.Методы и приёмы: сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок взаимодействует с другими детьми, обсуждение ситуаций, в которых важно уметь общаться.Упражнение 1: «Расскажи о своём друге» — ребёнок рассказывает о своём друге, подчёркивая его положительные качества.Упражнение 2: «Комплименты» — дети по кругу говорят друг другу комплименты, подчёркивая положительные качества.Занятие «Как преодолеть страх»Цель: помочь ребёнку преодолеть страхи, повысить уверенность в себе.Методы и приёмы: арт-терапевтические методы, релаксационные упражнения, обсуждение ситуаций, в которых можно столкнуться со страхом.Упражнение 1: «Нарисуй свой страх» — ребёнок рисует свой страх, а затем обсуждает его с психологом.Упражнение 2: «Путешествие в страну страхов» — сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок преодолевает свои страхи.Занятие «Я могу справиться с трудностями»Цель: развить у ребёнка уверенность в себе и умение преодолевать трудности.Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых ребёнок сталкивался с трудностями, и как он их преодолевал, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок преодолевает трудности.Упражнение 1: «Преодолей препятствие» — ребёнок преодолевает воображаемое препятствие, например, перепрыгивает через «реку».Упражнение 2: «Лавина» — ребёнок учится справляться с трудностями, «сбрасывая» их с себя, как лавину.Занятие «Я умею слушать и слышать»Цель: научить ребёнка слушать и понимать других людей.Методы и приёмы: игры на развитие внимания и памяти, обсуждение ситуаций, в которых важно слушать и понимать других.Упражнение 1: «Слушай внимательно» — ребёнок слушает рассказ психолога и отвечает на вопросы по его содержанию.Упражнение 2: «Зеркало» — ребёнок повторяет за психологом движения и слова, стараясь быть точным «зеркалом».Занятие «Я умею выражать свои мысли»Цель: развить у ребёнка умение выражать свои мысли и чувства.Методы и приёмы: игры на развитие речи, обсуждение ситуаций, в которых важно уметь выражать свои мысли.Упражнение 1: «Расскажи историю» — ребёнок рассказывает историю, используя различные выразительные средства.Упражнение 2: «Сказочный герой» — ребёнок придумывает историю от лица сказочного героя, выражая его мысли и чувства.Занятие «Я умею работать в команде»Цель: научить ребёнка работать в команде, сотрудничать с другими людьми.Методы и приёмы: сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок работает в команде, обсуждение ситуаций, в которых важно уметь сотрудничать.Упражнение 1: «Построй башню» — ребёнок строит башню из кубиков вместе с другими детьми.Упражнение 2: «Командный рисунок» — дети вместе рисуют картину, обсуждая и согласуя свои действия.Занятие «Я умею решать конфликты»Цель: научить ребёнка решать конфликты мирным путём.Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых возникают конфликты, и как их можно решить, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок решает конфликты.Упражнение 1: «Реши конфликт» — ребёнок решает конфликт между двумя персонажами в сюжетно-ролевой игре.Упражнение 2: «Мостик понимания» — дети строят «мостик» из слов и действий, чтобы преодолеть конфликт.Занятие «Я умею просить о помощи»Цель: научить ребёнка просить о помощи, когда это необходимо.Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых нужно просить о помощи, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок просит о помощи.Упражнение 1: «Попроси о помощи» — ребёнок просит о помощи в сюжетно-ролевой игре.Упражнение 2: «Помощь другу» — ребёнок помогает другу в сюжетно-ролевой игре, а затем обсуждает свои чувства.Занятие «Я умею говорить «нет»»Цель: научить ребёнка говорить «нет», когда он не хочет что-то делать.Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых нужно уметь говорить «нет», сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок говорит «нет».Упражнение 1: «Скажи «нет»» — ребёнок говорит «нет» в сюжетно-ролевой игре.Упражнение 2: «Моё право» — ребёнок учится отстаивать свои границы и говорить «нет», когда это необходимо.Занятие «Я умею выражать свои чувства»Цель: научить ребёнка выражать свои чувства словами.Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых важно выразить свои чувства, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок выражает свои чувства.Упражнение 1: «Вырази свои чувства» — ребёнок выражает свои чувства в сюжетно-ролевой игре.Упражнение 2: «Чувства в словах» — ребёнок описывает, какие чувства испытывают люди в разных ситуациях, какие чувства испытывает он сам.