Коррекционно-развивающая программа для дошкольников со скрытой агрессивностью, страхами


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая программа для дошкольников со скрытой агрессивностью, страхами
Автор: Власова Екатерина Александровна

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников со скрытой агрессивностью, страхамиЦель программы: создание условий для гармоничного развития личности ребёнка, снижение уровня агрессивности и импульсивности, формирование навыков позитивного межличностного взаимодействия и преодоления страхов.Задачи программы:
  • Снижение уровня скрытой агрессивности и импульсивности.
  • Развитие навыков самоконтроля и регуляции эмоций.
  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
  • Развитие коммуникативных навыков и умения строить позитивные отношения с окружающими.
  • Преодоление страхов и повышение уверенности в себе.
  • Методы и приёмы работы:
  • игровые методы (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
  • арт-терапевтические методы (рисование, лепка, аппликация);
  • релаксационные методы (релаксационные упражнения, дыхательные практики);
  • методы когнитивно-поведенческой терапии (обучение навыкам самоконтроля, регуляции эмоций).
  • Структура программы:Программа состоит из трёх блоков:
  • Диагностический блок.
  • Проведение диагностики уровня агрессивности, импульсивности, страхов и межличностных отношений ребёнка.
  • Анализ результатов диагностики и определение индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Коррекционный блок.
  • Разработка индивидуальных коррекционных программ для каждого ребёнка с учётом его особенностей.
  • Проведение коррекционных занятий с использованием игровых, арт-терапевтических, релаксационных и когнитивно-поведенческих методов.
  • Мониторинг динамики развития ребёнка и корректировка программ при необходимости.
  • Прогностический блок.
  • Оценка эффективности коррекционной работы.
  • Определение перспектив дальнейшего развития ребёнка.
  • Примерный план занятий:Занятия для коррекционно-развивающей программы:
  • Занятие «Эмоции вокруг нас»
  • Цель: познакомить ребёнка с различными эмоциями.
  • Методы и приёмы: рассказ о разных эмоциях, демонстрация картинок с изображением эмоций, обсуждение ситуаций, в которых люди испытывают те или иные эмоции.
  • Упражнение 1: «Нарисуй эмоцию» — ребёнок рисует картинку, отражающую определённую эмоцию.
  • Упражнение 2: «Покажи эмоцию» — ребёнок с помощью мимики и жестов изображает заданную эмоцию, а остальные угадывают.
  • Занятие «Как мы выражаем эмоции»
  • Цель: научить ребёнка распознавать и выражать эмоции.
  • Методы и приёмы: игры-драматизации, в которых ребёнок изображает различные эмоции, обсуждение ситуаций, в которых люди выражают эмоции.
  • Упражнение 1: «Изобрази эмоцию» — ребёнок изображает заданную эмоцию с помощью мимики и жестов.
  • Упражнение 2: «Угадай эмоцию» — ребёнку предлагается угадать эмоцию по описанию ситуации.
  • Занятие «Я могу управлять своими эмоциями»
  • Цель: помочь ребёнку осознать свои чувства и научиться их регулировать.
  • Методы и приёмы: релаксационные упражнения, дыхательные практики, обсуждение ситуаций, в которых можно контролировать свои эмоции.
  • Упражнение 1: «Дыхание для спокойствия» — ребёнок учится дышать глубоко и медленно, чтобы успокоиться.
  • Упражнение 2: «Светофор» — ребёнок учится «включать» разные цвета светофора в зависимости от своего эмоционального состояния (красный — стоп, жёлтый — внимание, зелёный — можно действовать).
  • Занятие «Я и мои друзья»
  • Цель: развить навыки межличностного взаимодействия, научить строить позитивные отношения.
  • Методы и приёмы: сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок взаимодействует с другими детьми, обсуждение ситуаций, в которых важно уметь общаться.
  • Упражнение 1: «Расскажи о своём друге» — ребёнок рассказывает о своём друге, подчёркивая его положительные качества.
  • Упражнение 2: «Комплименты» — дети по кругу говорят друг другу комплименты, подчёркивая положительные качества.
  • Занятие «Как преодолеть страх»
  • Цель: помочь ребёнку преодолеть страхи, повысить уверенность в себе.
  • Методы и приёмы: арт-терапевтические методы, релаксационные упражнения, обсуждение ситуаций, в которых можно столкнуться со страхом.
  • Упражнение 1: «Нарисуй свой страх» — ребёнок рисует свой страх, а затем обсуждает его с психологом.
  • Упражнение 2: «Путешествие в страну страхов» — сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок преодолевает свои страхи.
  • Занятие «Я могу справиться с трудностями»
  • Цель: развить у ребёнка уверенность в себе и умение преодолевать трудности.
  • Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых ребёнок сталкивался с трудностями, и как он их преодолевал, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок преодолевает трудности.
  • Упражнение 1: «Преодолей препятствие» — ребёнок преодолевает воображаемое препятствие, например, перепрыгивает через «реку».
  • Упражнение 2: «Лавина» — ребёнок учится справляться с трудностями, «сбрасывая» их с себя, как лавину.
  • Занятие «Я умею слушать и слышать»
  • Цель: научить ребёнка слушать и понимать других людей.
  • Методы и приёмы: игры на развитие внимания и памяти, обсуждение ситуаций, в которых важно слушать и понимать других.
  • Упражнение 1: «Слушай внимательно» — ребёнок слушает рассказ психолога и отвечает на вопросы по его содержанию.
  • Упражнение 2: «Зеркало» — ребёнок повторяет за психологом движения и слова, стараясь быть точным «зеркалом».
  • Занятие «Я умею выражать свои мысли»
  • Цель: развить у ребёнка умение выражать свои мысли и чувства.
  • Методы и приёмы: игры на развитие речи, обсуждение ситуаций, в которых важно уметь выражать свои мысли.
  • Упражнение 1: «Расскажи историю» — ребёнок рассказывает историю, используя различные выразительные средства.
  • Упражнение 2: «Сказочный герой» — ребёнок придумывает историю от лица сказочного героя, выражая его мысли и чувства.
  • Занятие «Я умею работать в команде»
  • Цель: научить ребёнка работать в команде, сотрудничать с другими людьми.
  • Методы и приёмы: сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок работает в команде, обсуждение ситуаций, в которых важно уметь сотрудничать.
  • Упражнение 1: «Построй башню» — ребёнок строит башню из кубиков вместе с другими детьми.
  • Упражнение 2: «Командный рисунок» — дети вместе рисуют картину, обсуждая и согласуя свои действия.
  • Занятие «Я умею решать конфликты»
  • Цель: научить ребёнка решать конфликты мирным путём.
  • Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых возникают конфликты, и как их можно решить, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок решает конфликты.
  • Упражнение 1: «Реши конфликт» — ребёнок решает конфликт между двумя персонажами в сюжетно-ролевой игре.
  • Упражнение 2: «Мостик понимания» — дети строят «мостик» из слов и действий, чтобы преодолеть конфликт.
  • Занятие «Я умею просить о помощи»
  • Цель: научить ребёнка просить о помощи, когда это необходимо.
  • Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых нужно просить о помощи, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок просит о помощи.
  • Упражнение 1: «Попроси о помощи» — ребёнок просит о помощи в сюжетно-ролевой игре.
  • Упражнение 2: «Помощь другу» — ребёнок помогает другу в сюжетно-ролевой игре, а затем обсуждает свои чувства.
  • Занятие «Я умею говорить «нет»»
  • Цель: научить ребёнка говорить «нет», когда он не хочет что-то делать.
  • Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых нужно уметь говорить «нет», сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок говорит «нет».
  • Упражнение 1: «Скажи «нет»» — ребёнок говорит «нет» в сюжетно-ролевой игре.
  • Упражнение 2: «Моё право» — ребёнок учится отстаивать свои границы и говорить «нет», когда это необходимо.
  • Занятие «Я умею выражать свои чувства»
  • Цель: научить ребёнка выражать свои чувства словами.
  • Методы и приёмы: обсуждение ситуаций, в которых важно выразить свои чувства, сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок выражает свои чувства.
  • Упражнение 1: «Вырази свои чувства» — ребёнок выражает свои чувства в сюжетно-ролевой игре.
  • Упражнение 2: «Чувства в словах» — ребёнок описывает, какие чувства испытывают люди в разных ситуациях, какие чувства испытывает он сам.