«Всестороннее полноценное развитие дошкольников посредством современных здоровьесберегающих технологий»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Всестороннее полноценное развитие дошкольников посредством современных здоровьесберегающих технологий»
Автор: Улановская Галина Николаевна

Тема: « Всестороннее полноценное развитие детей дошкольного возраста по средствам современных здоровьесберегающих технологий» Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В.А. Сухомлинский. Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Компьютеризация общества – это мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, способствует снижению двигательной активности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка? Так же, как и на здоровье взрослого человека. Современный мир не требует от детей ручных усилий и поэтому, моторные навыки ослабляются. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость. Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Опираясь на Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты, мы знаем о том, что к окончанию дошкольного возраста ребенок должен иметь личностные качества, среди которых инициатива, самоотверженность, самоуверенность в себе и прочие. Важный показатель готовности ребёнка к школе является правильная, развитая речь. Любое нарушение речи в какой-то мере может повлиять на деятельность ребенка и поведение. Сформировать эти компетенции с помощью лишь традиционных методик трудно, поэтому каждой из них нужно подобрать свой «ключик», открывающий ребенку интересные и увлекательные миры. Современные технологии становятся все более важными в деятельности воспитателей. Они помогают достичь максимальных успехов при преодолении речи у детей, помогают создать благоприятный эмоциональный фон. Главное в педагогической работе - сохранение здоровья ребенка. В своей практике используем современные технологии инноваций, которые являются эффективным дополнением к общепринятой классической техники и методики. Хотим поделиться опытом работы с лучшими, по нашему мнению, здоровьесберегающими технологиями, которые активно используем на своих занятиях. Формами такой работы являются современные технологии: биоэнергопластика, комплексы кинезиологических упражнений, аквогимнастика. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Кинезиология - это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей науки, а точнее Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Вся работа строится на связи трех элементов: мозг, тело и эмоции. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно – моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Кинезиологические комплексы включают в себя методы и приемы. Используется фронтально, в подгруппе, индивидуально, в образовательной деятельности, в режимных моментах, в свободной деятельности ребенка, в качестве динамических пауз ( отдыхалочек ), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. « Умная гимнастика» полезна и детям, и взрослым. Данные упражнения дают как моментальный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект. Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами: воспитателями, педагогами, психологами, а также родители в работе с детьми. Аквагимнастика. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые), тяжелые (легкие) и т.д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития. Аквагимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Регулярное применение современных приёмов здоровьесберегающих технологий способствуют привлечению интереса детей к образовательной деятельности. Увеличивается эффективность артикуляционной гимнастики, что помогает ускорить исправление дефектных звуков у детей со сниженными кинестетическими ощущениями. Стимулируют развития психических процессов: мышления, памяти, а также позволяют улучшить пространственную ориентировку. Биоэнергопластика, кинезеологические упражнения и аквогимнастика развивают тактильно - кинетическую чувствительность. В, следствии чего лучше развивается двигательная зона коры головного мозга. Движение пальцев рук начинают формироваться в большем объёме. Это оказывает влияние на общее оздоровление организма, на развитие мелкой моторики и речи ребёнка. Таким образом, развитие двигательной и речевой активности детей влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизации мыслительной деятельности, что способствует подготовке детей к успешному обучению в школе.Список литературы:Бушлякова Р.Г., Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Издательство: Детство-пресс, - 2011 г., 240 с.Крупенчук О.И., Биоэнергопластика и интерактивная артикуляционная гимнастика. Издательство: Литера, 2022 г., 64 с.Интернет ресурсы: Сайт «Дефектология ПОФ»