"Разработка мониторинга в дошкольной образовательной организации"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разработка мониторинга в дошкольной образовательной организации"
Автор: Ковшикова Татьяна Николаевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКИ МОНИТОРИНГА К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХПедагогическое обследование направленно на определение уровней усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направленно на выявление уровня усвоения программного материала, достижение высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий. При обследовании учитываются многие факторы, которые могут повлиять на результат: профессионализм педагогов; взаимоотношения между участниками обследования; внутренняя жизнь в группе; условия, вызывающие реакцию на обследования; состояние здоровья и врождённые патологии испытуемых, индивидуальные особенности; временные и режимные рамки.Педагогическая диагностика разрабатывается на основании ООП ДОО, которая составлена по ФОП ДО!Во избежание ошибок при подведении итогов необходимо: соблюдать инструкции при проведении обследования; знать задачи обследования в данной возрастной группе; создать спокойную обстановку (игровая ситуация, индивидуальная беседа, детское творчество и т.д.); оценивать результаты в соответствии с требованиями; избегать эмоционального отношения к испытуемому; не завышать и не подменять результаты, создавая впечатление хорошей работы педагога; учитывать время пребывания воспитанника в ДОУ (давно посещающие и вновь прибывшие) и среду обитания ребёнка в социуме; состояние его здоровья и индивидуальные особенности.Педагогическое обследование проводится 2 раза в год: первое – сентябрь, второй - май. Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдаётся только на время проведения обследования. Результаты обследования заносятся в разнообразные таблицы-матрицы.Не подлежат обследованию дети, посещающие детский сад менее трёх месяцев до начала обследования. При выставлении итоговой оценки каждому воспитаннику учитываются результаты разных уровней. При подсчёте процентов усвоения программного материала суммируются все высокие, средние, низкие показатели, затем выводится общая сумма. Далее сумма высокого (среднего, низкого) уровня умножается на 100 и делится на общую сумму всех показателей (например: 12 (высокие) х 100 : 24 (общая сумма) = 50%). При подведении процентного результата сумма высокого и среднего уровней даёт процент положительного освоения программы. Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагога в работе с воспитанниками, составляется индивидуальный образовательный маршрут. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОпределение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики, в которых описываются процедура исследований, участники (диагностируемые и диагносты).Разработка критериев оценки уровней освоения программного материала. Опыт работы позволяет утверждать, что критериев оценки в ДОУ должно быть три (высокий, средний, низкий). При разработке задач для обследования воспитанников, педагоги должны хорошо знать программу, реализуемую в ДОУ, иметь необходимое документальное и методическое её сопровождение.При проведении диагностического исследования педагог в основном опирается на свои наблюдения за воспитанником во время всех режимных моментах. Так же подбираются игровые упражнения, задания (в письменной и устной форме), соответствующие задачам обследования. Формы проведения обследования могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение задания, устное на итоговых занятиях, в беседах. Обязательное условие – использование наглядного материала, который зачастую является вспомогательным. Например, при составлении описательного рассказа об игрушке используется «Схема составления описательного рассказа об игрушке». Её наличие при диагностическом обследовании обязательно. Для чистоты эксперимента используется материал, аналогичный тому, который рассматривался на занятиях, но отличный от уже виденного.При подготовке материала для диагностики можно опираться на отдельный «чемоданчик», в котором материал собран по всем образовательным областям на конкретный возраст. Заполнение диагностической карты освоения каждым воспитанником программного материала происходит в сравнении за 2 полугодия, сентябрь - май. Из результатов видно, улучшил или ухудшил ребёнок свой результат по сравнению с предыдущим полугодием, остался ли он на прежнем уровне.Критерии оценки могут быть любые, но главное чёткие, конкретные и подлежат дальнейшему анализу и процентному соотношению. Примерные критерии оценки освоения программного материала В инструментарии к проведению мониторинга должны быть описаны методы, приёмы и формы для обследования детей во время проведения педагогической диагностики. То есть, в каких моментах педагог будет наблюдать за воспитанником или с помощью, какой методики педагогу обследовать ту или иную программную задачу. Например, Примерный инструментарий к педагогической диагностикепо освоению основной общеобразовательной программы - образовательной программы МБДОУ «Детский сад «….»Первая младшая группа (от 2 до 3-х лет)И так далее по всем образовательным областям.Пример составления диагностической карты по ФОП ДО!Диагностическая карта развития детейОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Возрастная группа: первая младшая группа (от 2 до 3 лет)Педагоги группы:_______________________________________________________________Дата заполнения: начало года «_____________» ______________20____г конец года «_____________» ______________20____г